Система стратегического планирования: виды стратегий, формы стратегического планирования, инструменты разработки стратегии: Екатеринбург | Пермь | Челябинск | Тюмень | Москва
Системное стратегическое планирование - это планирование удовлетворяющее следующим критериям:
ориентированность на будущее;
учет целей и ограничений для систем данного вида;
системность подхода (учет организационной структуры и взаимосвязей в системе);
рекурсивность планирования, повтояемость циклов планированя: планирование - практика - планирование';
вероятностный подход с использованием ансамбля сценариев, модели вида: "риск - доходность", "наилучший - наихудший сценарий" и т.п.
Сессия стратегического планирования (Сессия по планированию стратегии) - это ограниченное по времени (1- 2 дня), месту (отдельное помещение) целеориентированная совокупность процессов, в пределах которых участники погружаются в исследуемую задачу, активно разрабатывают возможные варианты решений и документируют результаты своей работы. Роль ведущего (бизнес-тренера) - организовать и методически помогать группе достигать поставленных целей. Ведущий сессии стратегического планирования использует
уникальная методическую программу сессии по технологии участия. Программа уточняется и обсуждается с заказчиком;
алгоритмы инноватики в бизнесе, схемы решеня задач изобретательского уровня (ТРИЗ), системные вопросники;
Виды стратегического планирования, виды сессий стратегического планирования
Сессия стратегического планирования, классическая. Цель - выработать практическое видение и стратегические направления развития компании на основе возможностей рынка и рыночного окружения, с учетом существующих проблем и противоречий в ее деятельности и накопленных компетенций.
Сессия по разработке перспективного продукта компании. Цель: определить перспективные направления деятельности компании, пакеты услуг, линейки товаров с учетом линий развития потребительских предпочтений, трендов технического развития, сформированных компетенций данной компани.
Сессия сценарого планирования. Цель - сформулировать набор наиболее вероятных сценариев развития бизнес окружения, отрасли и технического развития; определить оптимальный с точки зрения риска-доходность профиль развития компании в следующих измерениях: продукты, рынки, технологии, инвестиции, география, персонал и т.д.
Сессия планирования модели роста - мотивации в компании. Цель - разработать оптимальную схему управления и мотивации персонала компании по ключевым бизнес - процессам, подразделениям, географии и продуктовым линейкам для обеспечения стратегического преимущества перед конкурентами.
Оптимальным решением является проведение серии сессий разного вида по следующим причинам:
На сессии каждого вида высвечивается лишь определеный ракурс, происходит выработка решений в плоскости рассматриваемых вопросов. В пределах сессии происходит интенсивная работа, ресурс работоспособности группы имеет естественные ограничения. Поэтому все объять физически оказывается невозможным.
Результаты сессии представляют собой итог интенсивной работы группы из 8-ми - 15-ти человек и необходимо время для осмысления, обработки и тестирования внутри компании найденных идей и принятых решений. Тест на реализуемость отсеивает то, что сначала казалось "красивым" и "правильным", а на деле "не работает". Само начало реализации плана помогает увидеть то, что не было учтено, и что не было и не могло быть видно с самого начала, что требует дальнейшей проработки.
Участники лишь после определенного времени привыкают работать над проблемой, а не "играть" в корпоративные игры. Требуется определенное научение участвовать в коллективной работе. Со временем у участников появляется навык группового взаимодействия, уважения к чужой точке зрения, способность подхватывать и развивать идеи других, готовность следовать совместно принятым решениям.
Виды стратегий предприятий
Использование некого термина для обозначения стратегии имеет свои плюсы - мы получаем запоминаемое емкое определение. В то же время, происходит некоторое огрубление картины с отсечением важных деталей.
Стратегия концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта. Данная стратегия предполагает укрепление способности компании создавать добавленноую стоимость в существующем сегменте с потенциалом захвата смежных рынков. Стратегия предполагает совершенствование продукта, использование освоенных технологий и компетенций для создания нового продукта и в выхода но соответствующие рынки с сохранением основных конкурентных преимуществ.
Еще одна точка зрения на то, что может быть объектом рассмотрения:
Любую эпоху характеризует объект инвестирования средств и ресурсов (если таковой существует). Каплан Леонид Абрамович СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС. ПОПЫТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 2009. 04(08)
Эпоха охоты и собирательства. Средства и ресурсы не инвестируют ни во что: что собрал или добыл, то и съел.
Сельскохозяйственная эпоха. Средства и ресурсы инвестируют в пищу: нужно время и большие усилия, чтобы растение, животное, являющиеся пищей, выросли, после чего их потребляют, но часть откладывают и реинвестируют в следующий цикл. При этом инструменты, используемые в выращивании пищи, изготовляются по мере необходимости ремесленниками.
Индустриальная эпоха. Средства и ресурсы инвестируют в производство товаров (т.е. средств выращивания пищи и удовлетворения других потребностей). Нужно время, большие ресурсы и усилия, чтобы подготовить и наладить произ водство товаров, которые потом можно будет продать. Полученную прибыль реинвестируют в дальнейшее совершенствование товаров и развитие производства. При этом идеи относительно следующих поколений товаров, т.е. инновации, генерируют и реализуют по мере необходимости (инженеры и консультанты).
Информационная эпоха. Средства и ресурсы инвестируют в создание информации о будущих поколениях товаров, т.е. в будущие инновации. Нужно время, большие ресурсы и усилия, чтобы просчитать, какие товары будут пользоваться спросом, и подготовить их производство задолго до того, как потребители почувствуют в них необходимость. Товары должны появиться на рынке в тот момент, когда потребители «созреют» для покупки (не раньше и не позже). Прибыли реинвестируют в создание следующих инноваций.
Возможные подвиды и направления разработки стратегии на Сессии Стратегического Планирования
В практике проведения сессий стратегического планирования по технологии участия необходимым элементом является учет индивидуальной ситуации и задач заказчика. Это выражается в уточнении программы сессии по разработке стратегии для более глубокой проработки тех или иных вопросов с участниками сессии.
Проблемная зона в деятельности организации
Цель стратегического планирования на Сессии Стратегического Планирования
Результаты стратегического планирования на Сессии Стратегического планирования
1
1. Слишком много усилий тратится на достижение результата (личного или делового)
2. Слишком часто возникают проблемные ситуации
Проведение анализа эффективности подразделений и анализа организации в целом на наличие узких мест и зон развития
1. План развития подразделений
2. План развития бизнеса
3. Перечень инструментов реализации планов
2
1. Недополучение прибыли, невыполнение плана продаж
2. Сотрудники много тратят времени на «текучку» или есть ощущение, что распределение времени нерационально
Выделить приоритетные направления бизнеса. Перераспределить усилия руководства и сотрудников в пользу тех видов деятельности, которые могут принести максимальный результат
1. Перечень приоритетных видов деятельности (высокодоходных видов деятельности)
2. План перераспределения активности
3
1. Решения принимаются долго и сложно
2. Качество решений неоптимально
Выработать оптимальный алгоритм действий при принятии управленческих решений
1. Алгоритм принятия управленческих решений
2. Перечень дополнительных инструментов, помогающих при выборе и принятии решений
4
1. Технологии и инструменты не работают или дают низкий результат
2. Переход на новую ступень развития бизнеса задерживается
Сформировать план деятельности развития компании в соответствии с этапом развития
1. Определение этапа развития Вашего бизнеса
2. Перечень параметров и принципов для подбора и разработки инструментов, соответствующих этапу развития
5
1. Низкая мотивация сотрудников
2. Инструменты мотивации не дают нужный результат
Повышение мотивации сотрудников через совмещение целей
1. Формулирование целей бизнеса и поддерживающих инструментов мотивации
2. Перечень показателей и приемов их актуализации для сотрудников с целью вовлечения и долгосрочной мотивации
6
1. Стратегические цели не достигаются или очень часто корректируются
2. Стратегия осталась только на бумаге
3. Планы отсутствуют
4. Планы формулируются только в финансовых показателях (знаю ЧТО, но не знаю КАК?)
Выстроить оперативную деятельность организации в соответствии со стратегическими целями
1. Определение целей, задач и ключевых приоритетов на 2 года
2. Перечень инструментов перевода целей в оперативные действия в соответствии с приоритетами
Формы разработки стратегии. Формы стратегического планирования
Основной формой разработки стратегии - является сессионная форма. Дополняющей и вспомогательной формой являются совещания (одно - два и более последующих совещания по итогам сессии). Недостаток совещания в том, что на активность участников традиционного совещания всегда оказывает сдерживающее и искажающее влияние иерархия, расстановка сил в организации, их взаимоотношения и тому подобные "политические" факторы. Для минимизации влияния "политических" и сдерживающих психологических факторов применяется сессия.
Стратегическое планирование по ТоР технологии: инструменты, методы и методики
№ п/п
Сокращение
Название на английском языке
Название на русском языке
1
2
3
4
1
ToP
Technology of Participation and Workshop method
Технология участия ToP для проведения семинаров – сессий Канадского Института Культурных Отношений
2
PEM
Performance Engineering Model Praxis Corporation, 1976
Модель бизнес производительности по Т.Гилберту
3
MBO
Managemetn By Objectives
Управление по целям (приоритетам)
4
KPI
Key Performance Indicators
Ключевые показатели деятельности
5
SR HPM
System of Requirements for a Human Performance Management
Система требований к управлению персоналом Р.П. Ческидова
6
ProCon
E. Forman’s ProCon pane - Affinity diagramming pane
Панель Достоинств и Недостатков ProConÔ Е. Формана