СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Цвет как целостность композиции интерьера


ЦВЕТ КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ИНТЕРЬЕРА

Аннотация

В статье рассмотрены физические ассоциации цветов, их влияние на пространство и на целостность композиции интерьера. На примере малогабаритной квартиры рассмотрен нетрадиционный подход в оформлении небольших помещений с использованием ярких и темных оттенков цвета для зрительного увеличения пространства. С помощью программы 3 ds Max проведено исследование о влиянии насыщенных цветов на пространство малых размеров.

Ключевые слова

Цвет, интерьер, целостность композиции, расширение пространства, малогабаритные квартиры.

Задача данной работы показать влияние цвета на целостность композиции интерьера. Все что нас окружает, имеет определенную окраску - естественную или искусственную. Огромное значение в образном решении современного интерьера принадлежит цвету и гармоничным сочетаниям оттенков цветов. Одним из основных составляющих любой композиции как целостной структуры является цвет. В дизайне интерьера сочетание цветов становится главным инструментом для решения эстетической задачи. Именно цвет и его органичное взаимодействие с интерьером наиболее сильно воздействуют на человека и его психологическое состояние, вызывая определенные мысли и чувства[2]. С помощью колористического решения можно создавать, контролировать и регулировать нужные настроения и эмоции. Нужный результат можно получить, применяя тот или иной цвет в отделке или декорировании интерьера, зная свойства этого цвета.

Композиционное равновесие, при котором все элементы сбалансированы между собой, можно достичь с помощью пропорций, расположением предметов, пластикой форм, цветовыми и тональными отношениями отдельных частей целого[2]. В современном интерьере дизайнеры зачастую игнорируют стилевое единство, поэтому цвет становится одним из главных гармонизирующих элементов композиции, объединяя все части пространства. В таком случае цвет используется в качестве активного композиционного средства.

Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности) [1]. Михаил Ломоносов положил начало трёхкомпонентной теории цветового зрения. Согласно этой теории световые волны, длина которых соответствует красному, синему и зеленому цветам, составляют основу всех цветов в природе. На основе колористической триады образуется безграничное многообразие оттенков. Человеческий глаз способен различать приблизительно 150 основных цветов и до 150 тысяч оттенков, в разной литературе пишут по-разному, причём с каждым годом эта цифра увеличивается/2/. Считается, что художники различают больше цветовых оттенков, чем обычный человек.

Психология восприятия цвета в современной науке выделяет в цветовом зрении два качественных уровня: ощущение цвета и его восприятие. Ощущение цвета понимается как простейший психологический акт, а восприятие — как более сложный процесс, совмещающий свойства и признаки при непосредственном воздействии на органы чувств. При восприятии цвета глаз человека ощущает различные его свойства, вызывающие определенные ассоциации. Воздействие цвета на человека в эмоциональном отношении огромно. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: может успокаивать, волновать, радовать и печалить, угнетать и бодрить. Цвет может вызвать ощущение тепла и холода, бодрости и усталости, легкости и тяжести, расширять и сужать пространство, стимулировать зрение, мозг, нервную систему /5/. Поэтому цветовое решение интерьера должно быть направлено на максимальную компенсацию неблагоприятного воздействия среды, переключать человека с усталости и беспокойства трудовых будней на покой и умиротворение в комфортной атмосфере своего дома.

Свойства цвета можно разделить на две группы:

1) психологическое или эмоциональное значение цвета; 2) физические свойства цвета.

Зная физические свойства цвета и особенности восприятия его человеком можно создавать гармоничное пространство.

Считается, что светлые, чистые, теплые цвета приближают и увеличивают предметы, но в то же время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть. На светлом фоне все цвета темнеют, на темном светлеют. Это лишь некоторые описания свойств цвета/2/.

Для лучшего понимания пространственного влияния, которое оказывает цвет, была составлена таблица физических характеристик для основных цветов на основе исследований специалистов в данном вопросе (Р. Арнхейм, И. Иттен, Л.Н. Миронова). Собранные материалы о влиянии цвета на пространство были сведены в таблицу № 1.

Физические ассоциации разбиты на несколько групп /4/, такие как:

а) пространственные (приближает, отдаляет, расширяет...)

б) весовые (легкий, тяжелый, давящий...)

в) температурные (горячий, голодный, теплый, нейтральный.)

г) объемные (увеличивающий в ширину, уменьшающий объем.)

Таблица 1 - Физические свойства цвета

п/п
Физические характеристики (ассоциации)
Действие цвета на пространство
Название цвета
1
Пространствен-
Приближает
Желтый, красный, оранжевый, белый,
ные
малиновый
Отдаляет
Синий, черный, голубой, фиолетовый,
Расширяет
Желтый, белый,
Сужает
черный, серый
Приподнимает
Желтый, голубой,
Увеличивает
Синий, голубой, фиолетовый, черный,
пространство
белый
Создает глубину
Синий
Объединяет пространство
Зеленый, черный,
Отступающий
Синий, сине-фиолетовый, сине-зеленый, темно-зеленый, голубой, черный
Выступающий
Желтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый
Удлиняет
Красный (вертикальные красные полосы делают выше стены)
Нейтральный
Зеленый, светло зеленый
2
Объемные
Увеличивающий в ширину
Красный, оранжевый,
Слегка увеличивающий объем
Желтый, малиновый,
Увеличивающий
объем
Белый
Нейтральный
Зеленый, коричневый
Воздушный
Голубой
Уменьшающий, делающий изящнее
Фиолетовый
Уменьшающий
объем
Черный, серый
Уменьшающий в ширину
Синий
3
Весовые
Легкий
Желтый, белый, голубой, оранжевый, светло-серый
Тяжелый
Зеленый, синий, черный, оливковый, коричневый, бордовый, фиолетовый, красный, малиновый, темно-серый
Давящий
Черный, темно-серый,
Невесомый
Белый, светло-голубой.
4
Температурные
Теплый
Оранжевый, желтый, бежевые оттенки, желто-зеленый, малиновый, коричневый
Холодный
Синий, сине-фиолетовый, серый, белый,
Горячий
Желтый, красный, оранжевый
Прохладный
Темно зеленый, сине-зеленый, голубой, белый, фиолетовый
Нейтральный
Черный, зеленый, серый
5
Фактурные
Плотный
Красный
Твердый
Черный
Неплотный
Голубой, белый
Шероховатый
Фиолетовый
Мягкий
Розовый
6
Движение
Замедляет
Сине-зеленый, черный, сумеречный голубой, приглушенный лавандовый и фиолетовый, небесный, серо-фиолетовый, морской голубой.
Ускоряет, придает динамику, подвижный
Ярко желтый, красный, оранжевый, малиновый, королевский синий, ярко-фиолетовый, эбонитовый черный, чистейший белый.
Отсутствие движения
Зеленый (чистый цвет), серый, синий, коричневый, белый, черный
Спокойный
Голубой, фиолетовый, белый

Интерьер отдельного помещения — это целостный образ, который складывается в композицию из отдельных частей и элементов. От выбора цветов, их сочетаний и акцентов зависит комплексное ощущение, которое создается в интерьере.

На примере малогабаритной квартиры рассмотрим, как цвет влияет на пространство. Существует два принципиально разных подхода к выбору цветовой гаммы небольшого помещения - традиционный и нетрадиционный.

Традиционный подход подразумевает выбирать для помещения небольших размеров исключительно светлые, пастельные краски с минимумом тёмных оттенков и особенно ярких цветовых вкраплений. Действительно, чем больше светлого в комнате, тем просторнее она кажется. Если представить абсолютно белую комнату, то можно увидеть, что границы в ней не ощущаются, создаётся иллюзия бесконечности. Светлый тон зрительно делает предмет больше, поэтому стены, пол и потолок, оформленные в светлой гамме, создают в маленькой комнате эффект просторного помещения. Причем, холодные оттенки добавляют глубины, а теплые - "растягивают" комнату. Низкий потолок в маленькой комнате будет казаться выше, если его цвет будет на тон светлее, чем цвет стен. Пол и потолок, оформленные в светлых тонах сливаются со светлыми стенами, стираются границы, за счёт чего пространство кажется объёмнее. А глянцевый пол и потолок, отражающие свет, добавят помещению глубины.

На примере (рис.1) видно как светлое оформление комнаты влияет на пространство. Первый вариант интерьера сделан в пастельных светлых тонах, без контрастных и темных цветов. Все светлое. Цветовая композиция - «небо-небо», т.е светлые верх и светлый низ, что создает состояние воздушности и безграничности. а) б)

Рисунок 1 - Первый вариант оформления интерьера. Пастельные тона без контрастных

цветов.

Во втором варианте добавлены темные оттенки в мебели и использован средней насыщенности пол (рис.2). Получается цветовая композиция - «земля-небо». Ощущения

360

В оформлении небольших помещений существует также нетрадиционный подход. Некоторые дизайнеры предлагают отказаться от установившейся традиции. По их мнению, небольшая комната, в оформлении которой использованы темные или яркие цвета, также может выглядеть просторной. Есть несколько приемов расширения пространства с помощью ярких и темных оттенков. Например, акцентная стена (рис.3), окрашенная в контрастный цвет, становится координационным центром композиции, привлекая внимание на фоне других стен, оформленных в нейтральных тонах. Человек подсознательно воспринимаем комнату как более просторную. При этом стоит учитывать особенности тонов: теплые оттенки приближают предмет, а холодные - удаляют. Если нужно добавить комнате глубины, можно выбрать для акцентной стены синий, фиолетовый или голубой цвета.:

а) б)

2996565-23710900088265-236855000Рисунок 3 - Третий вариант оформления интерьера. Акцентная стена

Второй прием - это яркие акценты (рис.4). Можно окрасить насыщенными красками самые неожиданные места в комнате: раму картины, радиатор, подоконник, часть стеллажа или фартук кухни, поставить яркий предмет в дальнем углу комнаты. Это может быть яркий предмет мебели, декоративная ваза или торшер. Такой прием акцентирует внимание на предмете, нарушает перспективу комнаты, создавая иллюзию простора.:

а) б)

Следующий прием заключается в том, что независимо от общей цветовой гаммы, добавляется в комнату один объект насыщенного черного цвета: торшер, кресло, лампа, рама для картины. Черный цвет не съест пространство, а только подчеркнет общую цветовую палитру. Также смелым решением для маленькой комнаты являются черные стены (рис.5). Вопреки сложившимся стереотипам, черный цвет создает иллюзию бесконечности, расширяет пространство и придает ему глубины. На фоне черных стен предметы мебели выглядят более эффектно. При этом один из элементов декора обязательно должен быть белым.

298577014033500а) б)

Рисунок 5 - Пятый вариант оформления интерьера. Черный цвет в интерьере.

Если потолок выкрасить в темный цвет или сделать натяжной потолок такого цвета, то углы комнаты будут несколько искажать перспективу (рис.6). Оставаясь в тени, они создадут иллюзию бесконечности. Особенно, если потолок будет глянцевый и темного насыщенного цвета. Подсвеченный светильниками, такой потолок кажется огромным зеркалом, что расширяет пространство. К тому же, темный потолок визуально объединяет все элементы интерьера в единое целое.:

а) б)

Наглядное обоснование разных подходов цветовой окраски помещений небольших размеров приведено на картинках выше (рис.1-рис.6). С помощью программы 3ds Max были выполнены эти картинки, которые позволили нам оказаться «внутри» каждого интерьера и увидеть влияние цвета на пространство. На основе этих интерьеров было проведено исследование, как влияют яркие и темные цвета на небольшое пространство. Делая выводы проделанной работы, можно сказать, что применяя физические характеристики цвета, можно гармонизировать композицию, создавать разные пространственные эффекты в интерьере. Используя иллюзорные свойства черного цвета, можно добиться неожиданного эффекта в небольшом пространстве комнаты - создать ощущение бесконечности, расширить или придать глубину. В оформлении помещения небольших размеров также могут помочь яркие цветовые акценты.

При проектировании дизайна помещения, безусловно, нужно ориентироваться на пожелания и ощущения заказчика. Задача дизайнера сделать шедевр, или как минимум, гармоничное помещение, опираясь и учитывая пожелания заказчика, соблюдая при этом законы эргономики, композиции, колористики и т.д., т.к. не всегда желания заказчика выполнимы и удобны. Безусловно, цвет играет важную роль в создании атмосферы помещения и целостного восприятия. С помощью него можно разрушить или собрать интерьер в гармоничную композицию. Не стоит бояться новых сочетаний, использование иногда нетрадиционных смелых решений помогает достичь нужного результата.

Список литературы:

Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие - М., 1974. 180 с.

С. Хрусталева. Цвет в интерьере - СПБ., 2009. 192 с.

Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. - 2-е изд., уточненное и доп. / М.: АСТ.: Астрель, 2008. 239 с.

Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.

Иттен, И. Искусство цвета. - СПб., 2008. 159 с.

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ


Шиц АЛ. - аспирант НИИрГТУ Научный руководитель - Зайдес С.А., д.т.н. Иркутский национальный исследовательский технический университет «ИРНИТУ», Россия, г. Иркутск





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ