СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Специфика математической подготовки экономистов при компетентностном подходе


СПЕЦИФИКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ

Аннотация

В статье рассматривается анализ современной подготовки студентов экономических специальностей на примере математических дисциплин и информационных технологий. На основе констатирующего эксперимента выявлены проблемы и уточнены этапы математического образования будущих экономистов, сформулированы цели их математической подготовки с позиции их конкурентоспособности, оценено влияние математического образования на развитие общепрофессиональных компетенций студентов экономических вузов.

Ключевые слова

Экономическое образование, эффективность подготовки, естественнонаучная подготовка, математическое образование, компетенции, межпредметные связи, информационные технологии, конкурентоспособность, качество.

Одна из приоритетных задач стратегического развития современного общества - доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества [3]. Российская система высшего образования должна обеспечить высококвалифицированными кадрами экономику страны в период её инновационных социально-ориентированных преобразований. Основная характеристика квалифицированного специалиста - умение грамотно решать профессиональные задачи [2]. Именно такие специалисты в области экономики смогут стать конкурентоспособными, востребованными, и, следовательно, гарантами устойчивого роста экономического благосостояния страны.

Изменение роли естественнонаучных дисциплин в современном мире, утверждение их в качестве инструментария научного познания и решения практических задач должно найти отражение во всей системе образования. Во всем широком спектре естественнонаучных дисциплин для современного специалиста экономического профиля особо выделяются математика и информатика, как дисциплины закладывающие основы большинства специальных дисциплин экономического анализа, статистики и информационных технологий и систем в экономике.

Математика и информатика в системе высшего экономического образования «переросли» статус общеобразовательных дисциплин и должны на основе межпредметных связей со специальными дисциплинами стать неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки.

Характерной особенностью современной сферы производства является процесс непрерывного обновления технической и технологической базы, применение наукоемких технологий на каждом этапе технологического процесса, внедрение в процесс производства достижений научно-технического прогресса. Все это требует привлечения во все сферы производства достаточно большого числа широко образованных специалистов экономического профиля, способных решать управленческие задачи, планировать деятельность организации и ее подразделений, разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на совершенствование работы предприятий, прогнозировать экономические риски, владеть методами принятия стратегических и тактических решений в управлении производственной деятельностью предприятия. Однако все эти требования становятся практически невыполнимыми без внедрения в деятельность современных финансистов, экономистов, менеджеров разнообразного и достаточно сложного математического аппарата, что ставит перед вузами проблему «качественной» математической подготовки специалистов экономического профиля.

Для исследования оценки существующей системы математической подготовки студентов экономических специальностей был проведен констатирующий эксперимент. В опросах приняло участие свыше ста студентов экономических специальностей Казанского федерального университета. Опрос ставил целью выявление проблем и причин низкой мотивации студентов экономических специальностей изучения математических дисциплин. Одной из основных проблем (67% опрошенных) указали на оторванность изучения математики от реальных экономических задач. 78% опрошенных отметили нехватку аудиторного времени для глубокого понимания предмета. Свыше 80% респондентов отметили отсутствие применения при изучении математических дисциплин информационных технологий (специализированных компьютерных пакетов, автоматизирующих вычисления). Отметим, что большая часть опрошенных (59%) изучали математические дисциплины у преподавателей классических математических кафедр, не владеющих спецификой экономического образования.

Опросы студентов и преподавателей показывают, что преподавание математики и информатики у экономических специальностей должно вестись специализированной кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин в силу неготовности преподавателей классической математики к рассмотрению задач экономического содержания. Такой точкой зрения придерживаются 93% опрошенных.

Таким образом, анализ научных исследований, анкетирования студентов и преподавателей позволили выявить ряд условий, позволяющих сформировать положительную динамику уровня сформированности компетенций, необходимых экономисту при выполнении его профессиональных обязанностей [1;2;3]:

направить курс математики и информатики на решение профессионально значимых задач;

усилить связь математики и информатики с будущей профессиональной деятельностью студентов-экономистов;

повысить мотивацию студентов при изучении математики и информатики за счет включения в процесс обучения задач с прикладным экономическим содержанием;

увязать глубинные математические понятия со знаниями, непосредственно применяемыми в экономических задачах;

наполнить курс математики фундаментальными математическими понятиями, которые характерны для математической деятельности в выбранной специальности;

интегрировать в обучение математике применение информационных технологий для оптимизации достижения целей обучения.

На данном этапе целесообразно на занятиях применять прикладные информационные технологии с целью сосредоточения внимания студентов на постановку задачи, построение модели, методику ее решения и интерпретацию результатов, а не на математические расчеты. При этом часть математических задач, предлагаемых студентам-эко- номистам, может быть общего плана. Эти задачи можно предложить будущим экономистам с целью выработки у них прочных навыков решения примеров и задач по рассматриваемой тематике, либо при нехватке заданий из специализированных задачников с прикладным экономическим содержанием.

Использование подобной методики в обучении будущих экономистов приведет к формированию наиболее оптимального сочетания профессиональной направленности курса «Математика» для студентов экономических специальностей вузов и информатизацией их деятельности [2]. Так, с одной стороны, профессиональная направленность математики студентам-экономистам даёт глубокую и качественную математическую подготовку по выбранной студентами экономической специальности, а, с другой стороны, информационные технологии обеспечит студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оптимизации решения математических задач. Необходимо подчеркнуть, что именно профессиональная направленность в обучении математике будущих экономистов способна подтолкнуть их к самостоятельному поиску и овладению информационными технологиями, которые им будут полезны и создадут предпосылки роста их конкурентоспособности на рынке труда.

Список литературы:

Baygusheva I.A. Formation of mathematical competence of economists in high school. Modern problems of science and education; №1. 2012, 101-103

Mardanov M.V., Zhiglij J.V. The Effect of Index Model Rating on the Representativeness of the Indicators of the Quality of the Student's Education. Mediterranean Journal of Social Sciences; Vol 6, №3, 2015, 714-717

Rustam Mardanov, Asiya Khasanova Current Issues of Teaching Mathematics in Economic Faculties of Universities. Procedia - Social and Behavioral Sciences; Vol 152, 7 October 2014, 1062 - 1065.


Марданов М.В., доцент, к.п.н. Марданов Р.Ш., профессор, к.ф.-м.н. Хасанова А.Ю., доцент к.ф.-м.н. Институт управления, экономики и финансов Казанского федерального университета, Россия, г. Казань





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ