СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Мотивационный компонент изучения информатики


МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

Мотивация - это один из важных компонентов при изучении информатики. Благодаря мотивации студент пытается достичь более высоких результатов, и учебный процесс происходит намного успешнее и плодотворнее.

Ключевые слова

Мотивация, приоритет, исследовательский и творческий компонент.

В нашем исследовании речь идет об мотивационном компоненте обучаемых при изучении информатики, поэтому в характеристике мотивационного компонента по данному вопросу мы рассматриваем весь широкий спектр мотивов в области информатики.

Вопросы, предложенные в анкете, предполагали определить у студентов мотивацию, понимание важности изучения предмета, желание «общаться» с компьютером и вычислительной техникой, применять полученные знания, умения в процессе изучения других дисциплин, в самообразовании.

При составлении анкет для определения отношения студента к данной дисциплине (мотивационно-целевой компонент) мы воспользовались методикой «Изучение мотивов учебной деятельности» (авторы А.А. Реан, В.А. Якунин) [1].

По результатам опроса и анкетирования определялся уровень мотивации изучения информатики. Если 10 баллов и выше, то высокая мотивация, 9-8 баллов - средняя мотивация, 7 баллов и меньше - низкий уровень мотивации.

Данные опроса и анкетирования у студентов первого курса Аграрного университета факультета «Агрономия» за 2008 позволили сделать следующие выводы: всего 39 % студентов первого курса в высокой степени заинтересованы в изучении информатики, средняя степень заинтересованности в изучении информатики свойственна 43% студентов агрономического факультета и 18% студентов показали результат низкой заинтересованности изучения информатики [2]. Повторив анкетирование в 2015 году, мы определили, что в высшей степени заинтересованы в изучении информатики всего 23 % студентов, среднюю степень заинтересованности указали 65 % студентов и 12 % студентов отметили низкий уровень заинтересованности в изучении данного предмета. К сожалению за прошедших семь лет уровень мотивации изучения информатики значительно снизился, но не смотря, на большой процент студентов низкой заинтересованности в изучении информатики ни один из участвующих в эксперименте студентов не находился в пределах критического уровня и тем более не допустимого.

В результате проведённого исследования были получены данные о структуре репрезентации представлений, характеризующих творческое мышление в индивидуальном и групповом сознании.

Наиболее важными характеристиками творческого мышления, в порядке убывания названы: активность, память, любознательность, интеллект, развитие.

Во вторую группу по степени значимости характеристик творческого мышления были отнесены, в порядке убывания: устойчивость к стрессу, гибкость, оригинальность, способность к созданию нового, одарённость.

К третей группе были отнесены такие особенности личности, способствующие творческому мышлению, как: логичность, успешность, искусство, фантазия.

Отвечая на вопрос, какие качества должны формироваться при изучении информатики, чтобы жить и трудиться в информационном обществе, студенты экспериментальных групп выбрали приоритетные качества, представленные в таблице 1.

Таблица - 1 . Приоритетные качества, формируемые при изучении информатики

Качества
2008 год в %
2015 год в %
уверенность в себе, в своих знаниях
33
21
самостоятельно использовать информационные технологии
31
43
желание пополнять свои знания на протяжении всей жизни
21
19
возможность достигнуть личного благополучия в профессии
15
9
получение диплома
8

Студентам первого курса очень трудно ориентироваться в этих вопросах, для них большее значение имеет уверенность в себе и своих знаниях, чем достижение благополучия в будущей профессии. Для одной третьей студентов приоритетным качеством является самостоятельное использование вычислительной техники. Причём с годами - это качество становиться более приоритетным. При изучении информатики студенты игнорировали такие качества как одобрения родителей и окружающих, что говорит либо о чрезмерной самостоятельности или компенсируется уверенностью в себе. Получение хорошего диплома и приобретение глубоких и прочных знаний по информатике также не стали приоритетными качествами для студентов при изучении информатики. Хотя в 2015 году 8 % студентов отметили в приоритете получение диплома. Тревожная тенденция. Ещё более тревожная тенденция - это снижение доли студентов, которые считают приоритетным такое качество как достижение личного благополучия в профессии. По нашим данным в аграрный вуз поступает от 37 до 53 % мотивированных на получении конкретной профессии студентов, соответственно будущая профессии и знания в своей профессиональной деятельности, изначально не являются мотивом.

По полученным результатам можно сделать вывод, что исследовательский и творческий компонент у студентов находиться на достаточном уровне, а мотивационный компонент необходимо повышать.

Для этого можно использовать диагностирующие программы, которые позволяют:

привлечь внимание учащихся и студентов к изучаемой теме;

повысить мотивацию к обучению;

избежать психологического срыва в случае временной неудачи;

выработать навыки быстроты общения с компьютером;

стимулировать креативную деятельность, обеспечивающую творческий процесс педагогического общения;

улучшить аналитическую деятельность, осуществляющую педагогическую рефлексию образовательного процесса.

Пи этом целесообразно использовать знакомые обучаемым методы контроля знаний: опрос, экспресс-опрос, проведение бланочных и компьютерных тестов, самоконтроль, контроль и диагностика «компьютером», письменный контроль, диагностическое тестирование [3]. Методы контроля знаний дают возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков, приобрести студентам уверенность в своих возможностях обучения и при работе с вычислительной техникой. Диагностирующие программы (компьютерное тестирование) в системе занятия является эффективной и быстрой формой контроля знаний всех этапов обучения информатике и ИТ. Все эти методы стимулируют интерес к учению, увеличивают долг и ответственность в учении. При изучении этого вопроса необходимо помнить, что развивающая сторона при работе с компьютером, с информационными технологиями активизирует развитие операционального мышления, внимания, быстроты реакции, что естественно является положительным импульсом использования информационных технологий и дополнительным мотивом.

Кроме этого, в развитии мотивационного компонента, при изучении информатики, очень важна деятельность преподавателя. Деятельность преподавателя многофункциональна, она включает в себя планирование, организацию учебно-познавательной деятельности, предъявлении информации, формирование умений, навыков, компетенций и т.д. [4]. Но для мотивирования студента этого не достаточно, если нет внутренней мотивации студента в получении конкретной профессии и конкретных знаний для жизни в информационном обществе. Преподаватель как агроном может создать благоприятную среду (удобрения, полив, своевременный посев, уборку, защиту от сорняков и вредителей). Но он не обладает возможностями волшебника и не может дать команду «расти» или «знай», «умей», «владей», «развивайся». Сам студент должен быть внутренне мотивирован к знаниям, умениям и владениям, но как мотивировать студента, который пришел в вуз для получения диплома или «вышки» как говорят сами студенты?

Список литературы:

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

Лесных Е.А. Мотивационный и исследовательский компоненты при изучении информатики//О роли высшей школы, общественных и молодёжных объединений в становлении личности специалиста: сборник статей: Межрегиональная науч.-практ. конф. (14 ноября 2008г.). - Барнаул: Изд-во АГАУ,2008. - С 83.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.,: Издательство «Питер», 1999. - 368 с.

Афонина Р.Н. Методические основы построения педагогической системы естественнонаучного образования в гуманитарном вузе// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы III Международной научно-практической конференции 29 мая 2015г. - Т. 1/ под ред. С.Л. Иголкина. - Воронеж: ВЦНТИ, 2015.-С. 179.


Лесных Е.А. - доцент ФГОУ ВО Алтайский аграрный государственный университет, Россия, г. Барнаул





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ