СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Факторы легитимности государственной власти современной россии


ФАКТОРЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные типы легитимности, нашедшие применение в публичной политике Российской Федерации. Процесс формирования легитимности образов политической власти и институтов рассматривается как сложный процесс, включающий как современные типы легитимности, так и архаические механизмы.

Ключевые слова

Легитимность, типы легитимности, власть, имидж политического лидера, Российская Федерация.

В ходе непрекращающейся борьбы за власть у находящейся в тот или иной момент времени на вершине иерархической лестницы политической элиты рано или поздно возникал вопрос оправдания своего права управлять государством. При этом как для правящей элиты, так и для оппозиционных сил неотъемлемым элементом власти выступает ее легитимность, то есть обеспечение поддержки со стороны большинства населения государства. В этой связи возникает вопрос выявления типов легитимности и их воздействия на публичную власть. Рассмотрим типы легитимности власти и их проявления в российской политике на примере Российской Федерации.

Для начала выделим архаические механизмы легитимации политической власти, характерные для традиционной легитимности и сохранившиеся в нашей стране в настоящий период времени. Во-первых, для современной политической власти России 90-х гг. XX в был свойственен элемент трансценденции как в свое время для царской и советской властей. Однако этот элемент не исходил от Бога или идеологии. Данным внешним фактором легитимности явились такие эфемерности, как «мировое сообщество» и «цивилизованные страны», на которые в 90-х годах XX в. ориентировалось правительство Российской Федерации [2]. Во-вторых, одним из архаичных факторов легитимности является сложившаяся в России форма передачи власти от одного президента к другому через институт преемничества [1]. В-третьих, в России по-прежнему сохраняется патерналистский характер политики: большая часть населения ждет от государства социальных гарантий и помощи. По данным Левада-центра 42 % россиян готовы и вовсе отказаться от свободы слова и права свободно ездить за границу, если государство гарантирует достойную зарплату и пенсию [4]. Кроме того, на легитимность политической власти оказывают влияние такие нестандартные, на первый взгляд, факторы, как восприятие президента в качестве монарха и даже христианского святого. Так, например, в 2015 г. актёр, режиссер, сценарист и священник Иван Охлобыстин призвал Госдуму «немедленно» внести изменения в Конституцию для избрания действующего президента страны «монархом Государства Российского» [5], а несколько ранее незадолго до выборов 2012 года в сети Интернет появились информационные материалы, озаглавленные как «Икона Путина начала мироточить», в которых фигурировала религиозная община «Воскресающая Русь» [6].

Говоря о личности президента В. В. Путина, нельзя не отметить и тот факт, что политическая система, сложившаяся в период его президентства, является харизматической и основана на харизматическом типе легитимности. Появление и складывание политического имиджа В. В. Путина началось с «маленькой победоносной войны» - разрешения чеченского конфликта. Это была война с демонизируемыми в художественных фильмах и массовой культуре чеченцами, терактами по всей стране, успех в которой показал необходимость появления в стране харизматического лидера нового типа - человека, способного оперативно и своевременно решать вопросы, затрагивающие различные сферы общества. В данном случае, решающее значение в формировании легитимности сыграл идеологический тип легитимности.

Однако в современных реалиях создание образа харизматического лидера практически немыслимо без технологий имиджмейкерства, которые как совокупность политических технологий уже давно стали одними из основных факторов легитимности политической власти современных демократических государств. Имидж, в свою очередь, может быть как личным (имидж лидера), так и институциональным (имидж политического института). Учитывая историческую практику включения в легитимность политической элиты России разных составляющих (т. н. смешанная легитимность), то при создании образа политического лидера России необходимо опираться на такие типы легитимности, как личный (персонализированный) и институциональный. Общество должно видеть в образе своего лидера всё то, чем живет страна, а лидер обязан уважать и блюсти традиционные для России ценности, обладать харизмой и выдающимися личностными чертами, вызывающими авторитет и уважение со стороны населения. Кроме того, лидер должен быть избран всеобщим голосованием, согласно Конституции РФ [8]. Имиджмейкерам практически удалось уместить всё это в образе В. В. Путина, создав успешный образ харизматического лидера, доказавшего своё право на власть в любой даже непростой внешнеполитической ситуации. Так, согласно результатам социологического опроса, проведенного Левада-центром в 2015 г., периоды наибольшего одобрения деятельности В. В. Путина приходятся на кризисные моменты в России и на международном уровне - это Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) и присоединение Крыма к РФ (2015) [4, 7].

Традиционно в России исполнительная власть является наиболее сильно легитимируемой, и так как она часто связанна с образами конкретных лидеров, то политтехнологи уделяют большее внимание имиджу конкретных лидеров, как отраслевых, так и региональных. В образах этих лидеров воплощаются чаяния и надежды тех или иных социальных групп населения (если это министр - то народ всей страны, если мэр - то жителей его города). А вот с легитимацией институтов дело обстоит немного сложнее, так как сам образ института куда сложнее образа отдельной личности. Таким образом, в связи со сложностью институционального имиджа имеют место все названные типы легитимации в политике современной России: традиционный, персонализированный, идеологический и институциональный. Рассмотренные типы легитимации являются важной составляющей агитационно-пропагандистской деятельности любого политического института.

Так же огромную роль в легитимации власти играют СМИ. Ведь именно средства массовой информации являются основным каналом воздействия публичной власти на общество, а также источником предоставления обществу политической информации и пропаганды, призванной, так или иначе, легитимировать государственную власть. В современном мире эффективность притязаний того или иного претендента на властную позицию напрямую зависит от информационного сопровождения легитимационных процедур.

Таким образом, СМИ как важный фактор и инструмент легитимации (а в отдельных ситуациях и делигитимации) попадают в сферу интересов правящей элиты. СМИ являются сегодня предметом борьбы власти и оппозиции, так как через этот канал передачи информации и идёт в современном мире основная борьба настроения и убеждения общества между различными политическими силами. Во многих современных государствах правящая элита, обладающая информационными ресурсами, нередко ограничивает или искажает информацию, предоставляемую СМИ. Помимо этого, основные телеканалы и печатные издания, так или иначе, являются официальными и подконтрольными государству. Ведется борьба с пиратством в интернете, ужесточается авторское право и контроль за СМИ [9]. Наконец, через СМИ идет обеспечение избирательных кампаний общественной поддержкой, а так же проводятся меры по популяризации института выборов и повышения доверия к данному институту, который, в свою очередь, должен обеспечивать легитимность власти. Сам же институт выборов отнюдь не пользуется всеобщим доверием, по данным ВЦИОМ ему абсолютно доверяют около 15 % процентов населения и около 49 % считают, что, скорее всего, выборы проходят честно [3].

Таким образом, подводя итог, отметим, что в России проявляются различные типы и факторы легитимации при сохранении архаических механизмов легитимации политической власти: патернализм, самодержавные идеи, мифологизация и обожествление власти президента. Огромную роль в легитимации и ретрансляции созданных имиджмейкерами образов политической власти и институтов также играют и СМИ. Выборы же, как фактор легитимности, не пользуются большим доверием у населения, хотя в последнее время наметились положительные тенденции увеличения уровня доверия к институту выборов.

Список литературы:

Аржаев, Е. В. Имидж политических институтов как фактор легитимации власти в современной России [Текст] / Е. В. Аржаев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2008. - Т.8. № 1. - С. 145-148.

Бляхер, Л. Е. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности [Текст] / Л. Е. Бляхер, Т. Л. Огурцова // Полис. - 2006. - №3. - С. 53-67.

ВЦИОМ [Электронный ресурс] // URL: wciom.ru/fileadmin/file/monitoring (дата обращения 18.01.2016).

Индикаторы одобрения органов власти [Электронный ресурс] // URL: www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti (дата обращения 18.01.2016).

Охлобыстин призвал Госдуму изменить Конституцию для избрания Путина монархом [Электронный ресурс] // URL: vz.ru/news/2015/10/6/770846.html (дата обращения 18.01.2016).

Новое время - новые иконы: Чудотворный Путин и другие [Электронный ресурс] // URL: www.softmixer.com/2012/01/blog-post_25.html (дата обращения 18.01.2016).

Протестный потенциал и восприятие власти [Электронный ресурс] // URL: www.levada.ru/old/07-07-2015/protestnyi-potentsial-i-vospriyatie-vlasti (дата обращения 18.01.2016).

Соколов, А. В. Взаимосвязь легитимации политической власти в России с имиджем политического лидера [Текст] / А. В. Соколов // Власть. - 2009. - № 7. - С. 31-34.

Скиперских, А. В. Легитимация политической власти в России: информационная политика как принудительный [Текст] / А. В. Скиперских, М. А. Губин // Известия

Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 2. С. 136-144.


Усольцев С.В. - магистрант Научный руководитель - Матвеева Е.В., д. полит. н. Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ