СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Местное самоуправление в краснодаре в начале 1990-х гг. (историко-правовой аспект


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КРАСНОДАРЕ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Аннотация

В статье раскрываются основные тенденции формирования и развития института местного самоуправления в Краснодаре в начале 19090-х гг. Автор анализирует деятельность местных Советов народных депутатов на тот период времени, выявляет причины их кризисного состояния, показывает основные этапы последующего развития.

Ключевые слова

город, Краснодар, местные Советы народных депутатов, кризис, исполнительная власть, референдум, местное самоуправление.

В начале постсоветского периода (с 1991 г.) в Краснодарском крае некоторое время (почти два года) существовала структура органов местного управления, сформированная еще в СССР на завершающем этапе его развития. Так, в Краснодаре функционировал городской Совет народных депутатов. Внутри города имели место Ленинский, Первомайский, Прикубанский, Октябрьский и Советский районы, а также Березовский, Елизаветинский, Калининский и Старокорсунский сельские Советы. Они были сформированы в результате выборов, которые прошли по действующему тогда советскому избирательному праву, но уже с применением некоторых демократических принципов (несколько кандидатов на одно депутатское место) и повторяли прежнюю структуру, а именно в каждом из указанном выше внутригородских районах избирался районный Совет народных депутатов в составе около ста депутатов. Помимо этого функционировал Краснодарский городской Совет народных депутатов в составе 197 депутатов. Советы формировали соответствующие исполнительные органы (исполкомы), которые были подотчетны Советам и, фактически, партийным органам, которые в 1990 г., когда прошли последние выборы по советскому образцу, еще имели определенное влияние.

Громоздкость депутатского корпуса была очевидной, и особенно это наблюдалось в Краснодаре, где депутаты районных Советов и городского Совета и их исполкомы явно дублировали друг друга. Из особенностей того периода развития местного управления выделяется стремление к открытости своей деятельности его органов. Показательным в этом отношении является публикация проекта плана Генерального развития города Краснодара в начале 1991 г. вместе с графическим изображением будущего облика города и текстовым сопровождением, а также с указанием телефонов городских архитекторов, по которым горожане могли получить ответы на интересующие их вопросы [1]. Следует заметить, что ни до, ни после таких шагов местные органы управления не предпринимали, включая и современный период. Однако сама структура местных Советов была очень громоздкой и недееспособной, и она совершенно не вписывалась в те новые веяния, которые входили в городскую жизнь после распада СССР. Как отражение такого кризиса можно считать публичные заявления депутатов районных Советов народных депутатов г. Краснодара о сложении своих полномочий, чего раньше никогда не было. Так, один из таких депутатов станочник цеха № 3 ПМО «Краснодар» С.А. Никифоров, победивший на выборах 1990 г. с результатом 72% от числа проголосовавших, спустя год после выборов написал заявление о сложении депутатских обязанностей, объяснив это так: «Я понял, что не могу ничего сделать. Депутат выступает в роли просителя, толкача и регистраторов событий, не имея никаких полномочий» [2]. Выход из тупика один из депутатов С.Крупецкой видел в том, чтобы передать власть «вниз» - поселковым Советам, квартальным комитетам, гражданам, то есть любому субъекту, готовому ее взять вместе с соответствующими полномочиями и ответственностью. При этом оговаривалось и непременное условие - разгосударствление жилищной собственности - с тем, чтобы жители чувствовали себя настоящим хозяевами [3]. Данное обстоятельство во многом объяснялось тем, что, как мы неоднократно отмечали выше, в самом начале 1990-х гг. в нашей стране явно доминировала исполнительная ветвь власти. Это было во многом связано с напряженными отношениями в российском обществе, сложившимися после известных событий августа 1991 г.

В середине 1992 г. прошла дискуссионная волна по поводу структуры местного самоуправления применительно к г. Краснодару. Мы полагаем, что решающее значение по этому поводу имела позиция назначенного Президентов РФ главы администрации г. Краснодара В.А. Самойленко, который считал, что «в Краснодаре, где населения менее одного миллиона человек, можно обойтись без районов. Но не все нужно ломать до конца. Райсоветы депутатов не нужны. Надо горсовет, но меньше, и чтобы - на постоянной основе» [4].

Заметным событием в развитии местного самоуправления в 1992 г. было утверждение горсоветом Положения о городском референдуме по вопросу названия города [5]. Это решение принималось исключительно по воле городских депутатов - здесь не было, как ранее по столь масштабным вопросам, согласования с вышестоящими и тем более партийными инстанциями (последние к тому времени вообще не функционировали в соответствии с известным «послепутчевым» указом Президента России). Было определено, что референдум состоится 15 ноября 1992 г. Жители должны были определиться по вопросу о том, следует ли переименовать Краснодар в Екатеринодар. Развернулась активная дискуссия. Согласно Положению о референдуме таковой мог быть признан состоявшимся только при участии в нем числа жителей, обладающих избирательным правом, не меньше, чем 50% плюс один голос. Фактически голосовать из 542734 зарегистрированных избирателей пришли 205944, что составило 37,9%. Таким образом, референдум был признан не состоявшимся и соответственно никаких правовых последствий его итоги не имели. Тем не менее представляет интерес выбор большинства: за Краснодар отдали свои голоса 76,5%, за Екатеринодар - 22%.

Мы полагаем, что утверждение Положения о референдуме и последующее его проведение, равно как и дискуссия по предмету голосования олицетворяли начало реального самоуправления населения муниципального образования город Краснодар. По сути именно это событие дало отчет новой эпохе развития института местного самоуправления в целом в Краснодарском крае, поскольку на практике, на конкретном примере жители увидели, что сами могут и должны решать вопросы местного значения. днако эта активность оказалась кратковременной, и в последующем она будет снижаться.

Следует отметить, что 1993 год на федеральном уровне характеризовался противостоянием исполнительной (Президент РФ) и законодательной (Верховный Совет РФ) ветвей власти. Отголоски этого конфликта не обошли и Краснодарский край, где властные полномочия были сосредоточены у назначенного Президентом РФ губернатора Н. Егорова. Последний уже после известных трагических событий осенью 1993 г., касаясь проблемы представительных органов местного самоуправления выразил мнение, что таковые «на уровне городов и районов вообще не нужны» [6].

Это была отправная точка последующей достаточно эмоциональной и болезненно проходившей дискуссии и таких же решений. Дело в том, что решалась судьба Советов. Было ясно, что исполнительная власть, а ее вертикаль уже была в основном сформирована путем ступенчатых назначений (Президент - губернаторы - главы местных администраций), настроена весьма критически - представительные органы в виде Советов ликвидировать вообще. Нужно отдать должное местным политикам тех лет - процесс ликвидации Советов, а вместе с ними и прежней советской эпохи местного управления, проходил, хотя и болезненно, но в целом с соблюдением приличий и предоставлении возможностей «ликвидируемым» не только сохранить свое лицо, но большинству остаться на арене местной политической жизни. Так, в Краснодаре сначала 7 октября 1993 г. было проведено совещание представителей районного и городского Советов народных депутатов. Большинство выступавших склонялись к мысли о реорганизации Советов, превращении их из громоздкого органа в оперативный, гибкий с малым количеством депутатов [7]. Ключевое событие произошло 8 октября 1993 г., когда по сделана попытка созвать сессию Ленинского районного Совета народных депутатов (инициативе 43 депутатов) с повесткой о самороспуске. Однако собравшихся депутатов не хватило для правомочности работы сессии райсовета. Очевидно, что многие депутаты не сочли нужным прибыть на сессию, поскольку вопрос в принципе был уже решен, оставалось лишь придать ему необходимую легитимность. Но желающих «похоронить» самих себя набралось лишь 51 депутат из 100, чего было недостаточно. И тогда собравшиеся депутаты решили сочли возможным придать заседанию статус собрания депутатов.

Был принят документ - решение собрания депутатов Ленинского районного Совета народных депутатов г. Краснодара. Это довольно любопытный документ, благодаря которому, собственно, и удалось избежать ситуации банального роспуска избранного населением представительного органа местного самоуправления, что никак не вязалось бы с провозглашенными принципами народовластия (ведь решение о роспуске избранного органа пришлось бы принимать назначенному должностному лицу, что при любых обстоятельствах недемократично). В тот же день глава городской администрации В.А. Самойленко принял постановление, в котором указывалось: «В соответствии с Указом Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», основываясь на решении собрания большинства народных депутатов Ленинского района г. Краснодара от 08.10.1993 г., их личных заявлениях о сложении депутатских полномочий, сложении депутатских и должностных полномочий председателем и членами Малого Совета Ленинского районного Совета народных депутатов, учитывая необходимость создания нормальных условий для обновления органов местного самоуправления, постановляю: «1.Прекратить полномочия районного Совета народных депутатов Ленинского района г. Краснодара. . До принятия законодательства о местных органах представительной власти на переходный период полномочия районного Совета народных депутатов передаются администрации Ленинского района г. Краснодара. . Администрации ленинского района (т. Коржнев С.Н.) принять меры по трудоустройству высвобождаемых работников аппарата Совета и обеспечить предусмотренные законом социальные гарантии депутатов. . Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания» [8].

Данное решение, конечно же, было небезупречным с точки зрения соответствия действующим тогда законам. Но ситуация складывалась так, что фактически в России на федеральном уровне имели силу в то время не законы, а указы Президента РФ - не был исключением и известный указ Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», которым распускались действующие представительные органы местного самоуправления. На местах решали, что называется, по аналогии.

Затем были сформированы новые представительные органы МСУ. В конце 1994 г. прошли первые выборы городской Думы, также всенародно был избран глава администрации, был принят Устав Краснодара (в 1996 г.). И таким образом современный институт местного самоуправления организационно окончательно сформировался. Последующее (после 2000 г.) развитие местного самоуправление в Краснодарском крае определяется углублением и детализацией отдельных полномочий органов местного самоуправления. Из особенностей Краснодарского самоуправления последнего времени выделяется активное продвижение в горДуму представителей бизнес-сообщества. Это явление касается не только Краснодара, но и всей России. Следует отметить также сохранившуюся тенденцию приоритета исполнительной ветви власти в системе муниципальных властеотношений.

Список литературы:

Обсуждаем генеральный план краевого центра // Краснодарские известия. 1991. 7 февраля.

Кривчина С. «Я понял, что ничего не могу сделать» // Краснодарские известия. 1991. 3 апреля.

Крупецкой С. В чьих руках советская власть? // Краснодарские известия. 1991. 22 марта.

Мэр Краснодара отвечает на вопросы горожан // Краснодарские известия. 1993. 27 февраля.

Положение о городском референдуме по вопросу названия города // Краснодарские известия. 1992. 27 октября.

У крайсовета есть шанс сохранить лицо // Краснодарские известия. 1993. 8 октября.

На раздумье - три дня // Краснодарские известия. 1993. 8 октября.

Краснодарские известия. 1993. 9 октября


Упоров И.В., доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарский университет МВД России, Россия, г. Краснодар





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ