СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Высшее профессиональное образование монголии: история и современность


ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация

В статье определяются виды образования, рассматривается история становления высшего профессионального образования Монголии, его современное состояние и кадровый состав преподавателей. Определяется проблемное поле и перспективы развития высшей школы Монголии в условиях трансграничья.

Ключевые слова

Система высшего образования Монголии, исторический контекст, проблемное

поле.

Проблема образования, связанная с идеей непрерывности, стала одной из обсуждаемых в отечественной и зарубежной (adult education) педагогике. Страны Европейского Союза принимают «Меморандум непрерывного образования», закладывающий фундамент для «учения длиною в жизнь» (lifelong learning), Международный конгресс ЮНЕСКО определяет стратегию образования XXI века словами: «Учить быть», что созвучно с позицией М.К. Мамардашвили, который рассматривал образование как возможность человека «быть», становиться в мире.

Актуальность проблемы образования связана и с пониманием необходимости удовлетворения возрастающих потребностей отдельного человека в самореализации и самосовершенствовании [3]. Поэтому взрослый самостоятельно выбирает и формы своего образования: формальное (formal) - система профессионального образования и курсы переподготовки и повышения квалификации; неформальное (non-formal) - клубы, кружки, лектории, секции; информальное (informal) - неорганизованное, самостоятельное приобретение человеком информации через любые источники (ЮНЕСКО). По сути, эти формы составляют систему образования в целом.

Началом создания официальной системы образования Монголии считается приказ правительства МНР о создании начальной школы, вышедший в августе 1921 года. По результатам этапной, неустанной, активной работы правительства по повышению грамотности населения за минувшие годы общая численность детских садов (более 2000) превысила количество средних школ (около 1500). С целью интенсивного развития общества в 1924 году в Монголии были созданы несколько школ с годовым сроком обучения, которые и послужили фундаментом основания системы высших учебных заведении Монголии [1].

Каждый вуз, с одной стороны, рождался из потребностей республики в той или иной профессии. С другой, - правительство Монголии следует идее непрерывности образования как способа «вхождения» человека в культуру, и повышение уровня грамотности и образованности населения связывает, в первую очередь, с положительной динамикой развития культуры страны. Так, исходя из потребностей в управленческих кадрах, в 1924 году создается “Временная школа партии и правительства”, а с 1999 года она расширяется и получает название - Академия управления. Это одна из больших школ, которая до сих пор готовит работников управления.

5 октября 1942 года был заложен фундамент высшего образования Монголии. Несмотря на трудный период вторжения фашистских войск в Советский Союз, СССР оказал материальную помощь и помог в обеспечении нужными кадрами, внёс большой вклад для открытия Монгольского государственного университета (МГУ). На его базе стали открываться государственные институты и филиалы МГУ. Так, в 1949 году был создан Сельскохозяйственный факультет при МГУ. 15 апреля 1958 года из университета отделились такие факультеты, как Ветеринария, Животноводство, Агрономия, и был создан Сельскохозяйственный институт, который вёл свою деятельность до 1993 года. С этого года по постановлению правительства его переименовали в Сельскохозяйственный национальный государственный университет. СНГУ осуществляет большую интеллектуальную инвестицию в сферу хозяйства Монголии. На его основе индивидуальные предприниматели, компании делают экономическое капиталовложение в свою страну, занимаясь скотоводством и сельским хозяйством. Также в 1958 году при МГУ был создан Экономический факультет, позже расширен как Экономический институт имени Д.

Сухэ-Батора и действовал самостоятельно до 1967 года, затем его снова присоединили в МГУ.

В рамках развития высшего образования 8 декабря 2013 года по решению совета управления МГУ Экономический институт объединяется с институтом Торговли и создается институт Бизнеса. Данный институт развивается как один из больших институтов, который обеспечивает необходимыми кадрами бизнес, банковские и финансовые предприятия. В 1982 году по решению совета министров МНР выделили из МГУ Политехнический институт. Он расширился, стал самостоятельным и до 1990 года вёл свою деятельность, а с 1990 года по постановлению совета министров МНР его переименовали в Монгольский государственный технический университет. Он остается и сейчас одним из больших университетов по подготовке инженерных кадров.

В 1961 году из одного факультета МГУ выделяется самостоятельный медицинский институт и с 2003 года становится Научным университетом здоровья. Это один из передовых государственных университетов, который с момента своего основания непрерывно оказывает свою поддержку и помощь государственной сфере здоровья.

С расширением российских связей в экономике и социально-культурной области в 1979 году на базе МГУ создается факультет русского языка. С 1982 году он расширяет свою деятельность и становится Педагогическим институтом современного русского языка и литературы, реализует различные программы, в том числе во взаимодействии с вузами России. С целью гуманитаризации различных сфер Монголии в 1999 году по решению министра образования данный институт становится Г уманитарным университетом [2].

По постановлению совета министров МНР от 16-го января 1979 года №52 был основан Ховдинский педагогический институт. С 1993 года расширил свою деятельность как филиал МГУ, по приказу и решению №2009, от 18 июня 2004 года министра образования и культуры, 01 -го июля 2004 года переименовали Ховдинский педагогический институт в Ховдинский государственный университет. С 2004-2005 учебного года начал самостоятельно вести свою деятельность на учебно-исследовательском уровне. ХГУ внёс большой вклад по подготовке будущих кадров Монголии.

В результате интенсивного развития к 2014-2015 учебному году общая численность высших учебных заведении - 101, из них - 92% находится в центральных районах Улан-Батора, 16% - государственные университеты. Если посмотреть по краям: 37 университетов, 71 института, 9 колледжей, всего 117 высших заведений.

0,0
4%
10,39%
Докторы
27,43%
Магистры
Бакалавры
62,15%
дипломном
образование

Рис. 1 Кадровый состав преподавателей вузов

С момента основания системы образования прошло 92 года. Ныне в монгольских вузах работают 7999 преподавателей, из них 27,43% занимают преподаватели с докторской степенью. Однако остается потребность в повышении качества процесса образования и расширении образовательного пространства.

Каковы же условия развития современного высшего образования Монголии в условиях транграничья? Одно и них - взаимодействие на уровне целеполагания деятельности вузов-партнеров и участников педагогического процесса, их предъявление друг другу, согласование, реальное воплощение. Чтобы студент, аспирант сформулировал цель и присвоил ее, необходимо создать ситуацию, в которой он, опираясь на имеющийся опыт, обнаружит дефицит знаний. Только в этом случае цель воспринимается как проблема, которая для каждого приобретает личностный смысл.

Решение проблемы личностного развития участников взаимодействия требует от особого отбора учебного материала, актуального для обеих сторон, а также постоянного обращения к существующему опыту. Опыт этот необходимо подвести под научные обоснования, носителем которых является и преподаватель. Знания преподавателя, его опыт и сам он становятся средством и условием развития.

Выбор методов и приемов - тоже непростая проблема. Все больше педагоги останавливают свой выбор на методах и приемах, способствующих организации активного образовательного процесса вуза. Это проблемные вопросы и задания, дебаты, реконструкция исторической эпохи, ассоциативное вхождение в тему занятия, «мозговой штурм», перевод на разные языки культуры. Монолог на занятии соседствует с диалогом и полилогом.

Не менее важным в решении проблемы развития высшего образования является форма организации познавательной деятельности. Высшая школа - пространство, где педагоги и студенты учатся создавать новые формы человеческой самоорганизации. Изменение качества ценностных и личных связей преподавателей и студентов оформляется в новые формы и пространство взаимодействия [4].

Таким образом, будущее высшей школы Монголии может базироваться на сотрудничестве с российскими партнерами. В основе взаимодействия - согласованная образовательная политика, взаимное сближение и взаимодополняемость национальных образовательных систем в диалоге, синхронизации действий, выход за рамки «своей» национальной образовательной системы, зарождение смысловых отношений в открытом образовательном пространстве трансграничья. В таком случае, образование как обращение друг к другу, «встреча культур» позволит каждому участнику системы высшего профессионального образования выстраивать собственный образ в мире.

Список литературы:

Ч. ^рэвдорж Багшлахуйн менежмент. УБ2012 он.

Б. Самбуу, Ардын боловсролын систем. УБ1987 он.

Фроловская, М.Н. Педагогика понимания в высшей школе [Текст] / М.Н. Фро- ловская. - Барнаул: Изд-во Алт.гос.ун-та, 2013. - 285 с.

Фроловская, М.Н. Основания академической мобильности студентов и преподавателей вузов в условиях трансграничья [Текст] / М.Н. Фроловская // Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики: сборник материалов «Алтай-Азия 2014». - Барнаул: Изд-во Алт. гос.ун-та, 2014. - С.129-134.


Тогтох М. - аспирант 1 курса, преподаватель филиала университета г. Ховд, Монголия, г. Баян-Ульгий Научный руководитель - Фроловская М.Н., дпн Алтайский государственный университет, Россия, г. Барнаул





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ