СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Нормативно-Правовые основы вариативного обучения иностранному языку в вузе


НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАРИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматриваются правовые основы вариативного иноязычного образования в многопрофильном неязыковом вузе. Проводится анализ целевых установок обучения иностранному языку, методов и форм организации образовательного процесса в различных поколениях федеральных государственных образовательных стандартах.

Ключевые слова

Иноязычное образование, вариативность, многопрофильный вуз, нормативные документы.

Социальный заказ на подготовку будущих специалистов различных сфер профессиональной деятельности, способных к участию в межкультурной профессиональной коммуникации на иностранном языке в условиях вариативного иноязычного образования в многопрофильном вузе нашел отражение в современных образовательных нормативных документах.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, принятый в 2012 году, в трактовке основного понятия «образование» регламентирует осуществление образовательного процесса в интересах человека, с целью интеллектуального, духовнонравственного, творческого, профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2, с. 2]. Таким образом, весь процесс образования нацелен на развитие конкретной личности, удовлетворение личностных и профессиональных потребностей.

Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования выступает - «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека», путем предоставления права выбора форм получения образования, форм обучения, образовательной организации [2, с. 11]. Данный принцип создает правовую основу реализации вариативного образования, предоставляющего студентам возможность выбора содержания, методов, форм и средств образовательного процесса в соответствии с личными и профессиональными потребностями.

Федеральные государственные стандарты призванные обеспечить единство образовательного пространства на территории РФ, преемственность образовательных программ трактуют вариативность содержания как «возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности исходя из потребностей и способностей обучающихся» [2, с. 39]. Содержание образования должно строиться с учетом «разнообразия мировоззренческих подходов», реализовывать право на «свободный выбор мнений и убеждений», формировать и развивать личность обучаемого [2, с. 43].

В связи с изменениями законодательства и складывающейся правоприменительной практикой происходит обновление модели и структуры образовательных организаций в системе высшего образования, тенденции, которого отражены в Федеральной целевой программе развития образования. Среди целевых показателей данной программы отмечается «внедрение индивидуальных учебных планов на вариативной основе», что позволит повысить конкурентоспособность российского образования, обеспечить потребности экономики в квалифицированных кадрах. Разработка и распространение в практике высшего образования модели «вариативных образовательных траекторий», внедрение системы мониторинга образовательных траекторий студента направлены на «оказание помощи в построении индивидуальных социальных и профессиональных траекторий человека», творческая реализация собственных возможностей, приобретение, накопление и монетизация человеческого капитала должно обеспечить будущее человека [1, с. 17].

Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) конкретизируют роль студента в образовательном процессе, содержат общие требования, сроки освоения, требования к разработке и условиям реализации образовательной программы. Методологической основой стандартов являются системно-деятельностный и компетентностный подходы.

Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный в 2009 году, показывает, что системно-деятельностный подход обеспечивает: подготовку выпускников к социальным взаимодействиям, самоорганизации и самоуправлению, а также создание социокультурной среды в вузе, обеспечивающей всестороннее развитие личности; активную учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность студентов; реализацию права участвовать в формировании собственной программы обучения, включающую разработку индивидуальных образовательных программ [3].

Компетентностный подход реализуется в требованиях к результатам основных образовательных программ. Достижение цели образовательной деятельности заключается в сформированности студентами определенных общекультурных и профессиональных компетенций. Субъектная позиция студентов в образовательном процессе проявляется в широком применении активных и интерактивных форм занятий, отмечается необходимость организационных изменений подготовки в сторону уменьшения лекционных занятий не более 40% аудиторных занятий и увеличения количества занятий в интерактивной форме, не менее 20% [3].

Анализ поколений ФГОС ВО показывает, что, с одной стороны, вариативное образование регламентируется нормативными документами и должно являться обязательным компонентом образовательного процесса. С другой стороны, не достаточно четко прописаны требования к вариативным дисциплинам, кто осуществляет выбор, каким образом осуществляется обучение вариативным дисциплинам при малой комплектности групп, что вступает в противоречие с требованиями к комплектации группы / подгруппы.

В ФГОС ВО поколения три плюс уточняется, что вариативная часть программы формируется участниками образовательных отношений, что подразумевает активное участие студентов в выборе предлагаемых вузом вариантов. Вариативная часть нацелена на обеспечение возможности реализации программ бакалавриата различной направленности (профиля) в рамках одного направления подготовки.

В соответствии со стандартом дисциплина «Иностранный язык» относится к гуманитарному циклу, является обязательной дисциплиной для студентов всех направлений подготовки в многопрофильном вузе.

Целью обучения иностранному языку студентов многопрофильного вуза выступает:

ГОС (2000 г.) приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет использовать на практике иностранный язык как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования (гСЭ.Ф.01).

ФГОС 3 (2009 г.) владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15), то есть уметь пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения, владеть иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников [3].

ФГОС 3+ (2015 г.) способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) [4]

Таким образом, исходя из целеустановок всех поколений стандартов, возможно резюмировать, что иноязычное образование в вузе направлено на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов в сфере их будущей профессиональной деятельности, то есть обучение иностранному языку носит профессионально ориентированный характер. Также следует подчеркнуть роль иностранного языка в профессиональном и личностном саморазвитии в течение жизни, что определяет необходимость развития собственной иноязычной коммуникативной компетенции специалистами, включающее построение, выбор средств и организацию самостоятельной образовательной деятельности в будущем.

Разработка вариативного иноязычного образования в профессиональных целях, предполагающего выбор студента совместно с преподавателем содержания, методов, средств обучения на основе индивидуально-психологических особенностей студента и познавательных, исследовательских потребностей является актуальным направлением методики преподавания иностранных языков. Вариативная образовательная траектория студента в рамках дисциплины «Иностранный язык» обеспечит создание личных смыслов, расширение мировоззрения личности в различных областях межкультурных отношений, а также позволит актуализировать самостоятельную работу по изучению иностранного языка.

Существующее правовое поле вариативного образования создает предпосылки разработки и практического применения вариативного иноязычного образования, обеспечивающего высокий уровень иноязычной подготовки студентов. Приоритетными направлениями исследований в этом русле являются разработка системы вариативного образования, методов учения, критерий отбора содержательных единиц, форм и средств, механизмов организации и контроля самостоятельной работы студентов. Кроме того, одним из важных оснований является учет интересов и потребностей личности, для чего необходимо разработать соответствующие опросники, определить актуальный уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции и зону её ближайшего развития, что позволит эффективно выстраивать вариативные образовательные траектории.

Список литературы:

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] // URL: government.ru (дата обращения 15.10.2015).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL: www.consultant.ru (дата обращения 12.10.2015).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 111900 Ветеринарно-санитарная экспертиза. Квалификация (степень) Бакалавр. [Электронный ресурс]: URL: www.edu.ru (дата обращения: 17.02.2014).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 06.03.01 Биология. [Электронный ресурс]: URL: pgsha.ru (дата обращения: 17.09.2015).


Тимкина Ю.Ю., к. пед. н., доцент Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, Россия, г. Пермь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ