СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Функциональное развитие профессиональной компетентно- сти будущего экономиста


ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНО- СТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА

Аннотация

В статье рассматривается соотношение «компетентности» и «компетенций» в контексте экономического образования, раскрываются педагогические условия подготовки экономистов, функциональное развитие их профессиональной компетентности.

Ключевые слова

Педагогические условия экономического образования, профессиональная компетентность и ее функциональность.

На различных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности экономиста, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях, определяли сущность осуществляемых ею видов деятельности. На каждом историческом этапе развития проявлялся ряд требований, определяющих назначение и функции экономиста как личности и профессионала. Экономика - лишь одна из сфер общественной деятельности человека. Ее следует интерпретировать как открытую систему, подверженную влиянию других общественных явлений, а не только как относительно автономное образование, развивающееся исключительно на основе своих внутренних законов и реализующих их хозяйственных механизмов [1]. Специфика экономической деятельности состоит в том, что, с одной стороны, она является предметно-практической и ее основу составляет знание свойств веществ природы, с которой данная деятельность имеет дело, а с другой - она носит социальный характер, обусловленный развитием производственных отношений в обществе и субъективным отражением этих отношений личностью. Это и послужило основанием для рассмотрения вопроса профессиональной подготовки экономиста как педагогической проблемы компетентностного образования.

Понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность» [2]. У слова «компетенция» нет единых трактовок. Оно интерпретируется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен». Можно найти такие определения «компетенции», как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, подлежащих чьему-нибудь ведению, вопросов, явлений», «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков» [3].

Как показывает дефиниционный анализ, «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на наш взгляд, обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как «компетентность» - семантически первичная категория и представляет их интериоризованную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий «знаниевый» багаж человека. Отсюда «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный».

Принципиальное, на наш взгляд, отличие компетенции и компетентности состоит в том, что компетенция представляет собой институциональное понятие, определяющее статус экономиста, компетентность же, в свою очередь, является понятием функциональным. Смысл функций компетентности будущего экономиста заключается в выявлении, развитии и задействовании творческого потенциала человека в сфере труда и повседневной жизни. Их реализация в совокупности и каждой в отдельности обеспечивает будущему экономисту эффективное выполнение его обязанностей. Рассмотрим функции профессиональной компетентности экономиста и условия их развития в высшей школе.

Познавательно-гносеологическая функция решает двуединую задачу. С одной стороны, она позволяет исследовать, системно описывать и объяснять возникающие экономические проблемы с позиций современной науки. С другой стороны, обеспечить привлечение современного знания для эффективного формирования и задействования творческого потенциала человека.

«Экологическая» функция призвана обеспечить экономисту соблюдение нравственных принципов, современных научных рекомендаций, осуществление оптимальной модели, алгоритма технологии труда и повседневной жизни. Особое ее предназначение заключается в том, чтобы различные стороны труда (профессиональная деятельность, повседневные отношения, личностное развитие) не отождествлялись и не «растворялись» в нем, а носили предметно направленный характер. Механизм реализации «экологической» функции существенно отличается от всех остальных. Здесь внешнее влияние, достигаемое за счет её реализации, предполагает как прямое научно обоснованное воздействие, так и опосредованное влияние и саморазвитие.

Регулятивная функция выполняет роль внутренней детерминанты будущего экономиста. Ее реализация позволяет придать оптимальную технологичность труду, учитывая на всех его этапах действие социально-психологического фактора, она проявляется в деятельности экономиста и в его самосовершенствовании.

Инвариантная функция также детерминирует продвижение человека к собственным вершинам развития и самореализации. Приоритетной сферой для реализации инвариантной функции выступает творческая профессионализация специалиста. При этом особое место в ней занимает формирование акмеологических инвариант. Они являются основными внутренними побудителями творческого развития и самореализации [4].

Интегративная функция обеспечивает целостность процесса развития и применения человеком инновационно-акмеологической культуры и проявляется в достижении единства познания и социально ценностного практического действия в соответствии со стратегией жизни. Оно достигается за счет реализации всех отмеченных функций. Это позволяет синтезировать знания, продуктивный опыт и инновационные действия в соответствии с концепцией жизни и избранным видом профессиональной деятельности.

Далее обратимся к функциям профессионально-экономического общения. Ю.П. Тимофеев, В.В. Горшкова и др. выделяют коммуникативную, интерактивную и социально-перцептивную функции.

Коммуникативная функция включает понятия о целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умения четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать рациональную и эмоциональную информацию, организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации.

Социально-перцептивная функция общения заключается в познании людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных взаимоотношений. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотношение их с личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков (Н.И. Шевандрин).

Интерактивная функция составляет понятия о соотношении рационального и эмоционального факторов в профессиональном общении, умения управлять групповой динамикой, занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, увлечь за собой, своими делами, сформулировать требования, конструктивно разрешать конфликт. Через данную функцию общение реализуется как взаимодействие людей, как непосредственная организация их совместной деятельности. Интерактивная функция обеспечивает разнообразные способы ведения учебного диалога, дает возможность выбора вариантов учебного материала и режима работы с обучающимися. Она позволяет перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в модельных или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов. Так, представление учебных материалов в аудиовизуальной форме, позволяет формировать у бакалавров наглядное представление об экономическом явлении или процессе, повышает информационную плотность учебных занятий, активизирует процесс восприятия учебного материала, создает эмоциональное отношение к учебной информации, способствует развитию у обучаемых познавательного интереса к исследовательской деятельности.

В.С. Пономаренко, подходя к анализу понятия «компетентность будущих экономистов», настаивает на важности компетентностного подхода, который, по мнению исследователя, предполагает формирование компетентности именно как системы, а не как совокупности отдельных элементов знаний, умений и тому подобное [5]. На наш взгляд, функции профессиональной компетентности будущего экономиста определяются характером задач, решение которых основывается на понимании экономической теории, истории экономических учений, экономической информатики, финансов, банковского дела, бухгалтерского учета, аудита, функционирования бирж ценных бумаг и т.д.

Разработка содержания профессионального экономического образования актуализирует необходимость последовательного выполнения алгоритма проектирования: изучение производственно-технических условий труда экономиста (совокупность техники, технологии, организации), необходимых для осуществления целенаправленной деятельности выпускников экономических вузов ^ определение соотношения выявленных элементов производственно-технических условий с экономическими отраслями научного знания ^ выявление соответствующей подотрасли научного знания ^ определение необходимой предметной структуры экономического знания ^ выявление номенклатуры понятий, необходимых для формирования профессиональных знаний, умений, навыков экономистов ^ формирование предметной структуры учебных планов ^ экспертная оценка и корректировка планов и программ.

Успешность развития профессиональной компетентности будущего экономиста зависит от следующего комплекса педагогических условий:

обеспечение опережающего уровня образования студентов по отношению к текущим проблемам экономической деятельности в сфере образования;

насыщение образовательного процесса экономической информацией и созданием условий его смыслопорождения;

обогащение межпредметного взаимодействия экономических дисциплин;

использование развивающего потенциала активных технологий обучения, в том числе, метода проекта;

погружение студентов в квазипрофессиональную экономическую деятельность.

При создании комплекса педагогических условий, способствующих успешной подготовке будущего экономиста, необходимо учитывать следующее:

-социально-экономический заказ общества высшей школе;

-тенденции развития мировой экономики и изменения содержания профессионального экономического образования в высшей школе;

синтез нормативного, бизнес-ориентированного, контекстного, деятельностного подходов в компетентностном образовании;

специфику экономической компетенции будущих специалистов;

цели и ценности участников профессионально-экономического образования.

В этой логике образование экономистов и развитие их компетентности может быть представлено как единство, синтез знаний, опыта и понимания. Правда, содержание этих понятий оказывается далеким от традиций. То, что именуется знаниями, полученными в ходе обучения, есть всего лишь владение специальным экономическим языком (всякая предметная область познания такой язык вырабатывает). Такое знание порой ничего не имеет общего с духовным опытом обучающей личности; оторванное от смыслообразования, оно остается интеллектуальным балластом. Поэтому необходимо движение от наукоучения - к логике культуры, от предмета - к человеку [6]. Это существенно меняет представления о компетенциях современного экономиста, способного построить собственный образ в культуре через обретение личностного опыта анализа сложившейся экономической ситуации, обнаружение и формулировку экономических задач, принятие нестандартных, но целесообразных решений и их реализацию.

Список литературы

Овакимян, Е.Е. Педагогические условия развития экономической компетентности студентов вузов [Текст] / Е.Е. Овакимян // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 11. - С.88-93.

Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000 слов. [Текст] / В.В. Лопатин В.В., Л.Е. Лопатина. - М.: Русский язык, 1990. - 704 с.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Русский язык, 2010. - 797 с.

Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. Андриади. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

Пономаренко, В. С. Проблеми тдготовки компетентних економю^в та мене- джерiв в Укрш'ш: монографiя [Текст] / В. С. Пономаренко. - Харьков: ВД «ЩЖЕК», 2012. - 327 с.

Фроловская, М.Н. Педагогика понимания в высшей школе [Текст] / М.Н. Фро- ловская. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. - 285 с.


Султанова Г.С. - аспирантка 2 курса Научный руководитель - Фроловская М.Н., д.п.н. Алтайский государственный университет, Россия, г. Барнаул





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ