СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Троллинг как стратегия провокации в интернет-дискурсе


ТРОЛЛИНГ КАК СТРАТЕГИЯ ПРОВОКАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

Аннотация

В статье рассматривается понятие троллинга как стратегии провокации в интернет-дискурсе. Автор анализирует происхождение данного явления, коммуникативные задачи и его основные тактики.

Ключевые слова

Троллинг, флейм, речевая стратегия, провокация, интернет-дискурс.

Современная жизнь и новые социальные условия заставляют человека идти на различные ухищрения и «маленькие языковые хитрости», чтобы реализовать свои коммуникативные намерения. Эти намерения определяются речевым поведением коммуникантов и способностью им управлять. Большое значение имеет форма и содержание межличностной коммуникации и стратегическая организация действий партнеров. Именно от них зависит успех в общении.

Говоря о речевой стратегии, нужно заметить, что как понятие, «стратегия» относится не только к лингвистике. Данный термин впервые встречается в не имеющем отношения к лингвистической науке военном деле. «Стратегия» - наука о ведении войны. Общий план ведения боевых операций [2].

Можно сказать, что речевая стратегия занимает все пространство процесса создания коммуникации. И цель её - достижение какого-то определенного долговременного результата. О.С.Иссерс, исследуя коммуникативные стратегии и тактики русской речи, писала: «Стратегия - это, прежде всего, планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и реализация этого плана. В плане речевого воздействия она направлена на перестройку картины мира субъекта»[1, 284].

Часто в дискуссии берет верх тот, кто с легкостью анализирует речь соперника, быстро и эффективно отражает удары, а не тот, на чьей стороне правда. Однако, этого мало, нужно найти такую форму выражения, которая подойдет для конкретного оппонента.

Каждой ситуации общения соответствует своя стратегия. В данном случае стратегия - контроль над ситуацией в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

Итак, что же такое провокация, (от лат. provocatio - вызов) предательское поведение, подстрекательство кого-нибудь к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжёлые для него последствия [2].

Человек, совершающий провокацию, называется провокатором. Провоцирующие действия могут быть направлены как на провоцируемого, так и на его окружение. Провокация основывается на особенностях психологии человека как социального существа.

В виртуальной речевой среде для обозначения коммуникативной роли субъекта общения, который осуществляет провокационное речевое поведение используют слово «тролль», а процесс общения, направленный на конфликтный диалог, получил название «троллинг»[3].

Изначально троллем называлось мифологическое существо, ужасно жуткое и злобное. «В германо-славянской мифологии и фольклоре троллями называли пакостливых и злобных существ, нелицеприятной наружности. В настоящее время слово «тролль» приобрело новое значение. Так называют интернет-нахала, существа совсем не сказочного, но иногда не менее противного и злобного»[6].

«Троллинг» берет свое начало из сленга участников виртуальных сообществ и не имеет прямого отношения к сфере научного дискурса. В дословном переводе англ. Trolling означает «ловлю рыбы на блесну». Это особый вид ловли, когда добыча уже ни при каких условиях не может вырваться из рук рыбака.

Троллинг при общении через компьютерную сеть - нагнетание участником общения («троллем») гнева, конфликта путём скрытого или явного задирания, принижения, оскорбления другого участника или участников, зачастую с нарушением правил сайта. Выражается в форме агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения. Используется как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации [6].

Разнообразие форм поведения интернет-троллей в коммуникативном пространстве сети Интернет позволяет говорить о различных коммуникативных задачах, которые они преследуют. В большинстве случаев эти задачи являются коммуникативной провокацией. Самой яркой чертой троллинга является то, что его целью в конечном счёте всегда является привлечение внимания к собственной персоне. Обычно это люди, страдающие комплексом неполноценности, разочарованные в чем-либо: офисные работники, домохозяйки, безработные или просто уставшие от повседневной рутины.

Не следует забывать и о том, что помимо чисто субъективных проявлений трол- линг взят на вооружение бойцами информационных войн. В этом случае цель применения троллинга - это, в частности, увод внимания от острых тем и перевод конструктивного обсуждения в перепалку, а также один из методов нападения путем агрессивного выброса клеветы, компромата, слухов и т. д. Троллинг - интересный психологический и социальный феномен, зародившийся в 1990-х годах в Usenet. Многие люди один или два раза пробовали публиковать провокационные сообщения во Всемирной паутине просто из любопытства. Но у некоторых это переросло в привычку и даже стиль общения в сети»[3].

В различных социальных сетях, блогах, форумах, троллинг поучил очень широкое распространение. Это явление похоже на черный PR. Пользователь - тролль повышает свой рейтинг, стравливая других посетителей интернет-сообществ к бессмысленным спорам и перепалкам. Существуют особый вид троллей, так называемые тролли- провокаторы, которые следят за течением дискуссии. Если спор протекает вяло, они всегда готовы прийти на помощь и добавить остроты в разговор. Тролли привлекают внимание самыми разными способами, в большинстве случаев не думая о морали и нормах поведения.

Выделяются следующие тактики троллей:

высмеивание;

пренебрежительность;

приписывания негативных качеств, ;

игнорирование фактов;

тотальное отрицание;

обвинение в троллинге;

шутка;

двойная игра;

резкая смена поведение;

требование доказательства;

молчание.

Самыми популярными тактиками являются тактика приписывания негативных качеств, тактика пренебрежительности и тактика высмеивания. Принцип тактики заключается в том, что тролль пытается дать почувствовать сопернику свое полное интеллектуальное и моральное преимущество, при этом тон критики всегда звучит пренебрежительно, провокатор пускает в ход оскорбления, нецензурную лексику - все, чтобы вывести оппонента из состояния равновесия.

Реагируя на троллинг, можно еще больше активизировать тролля, да и собственные эмоции тоже. Флейм (от англ. flame - «пламя») - это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитие которого участники дискуссии уходят от основной темы обсуждения и переходят на взаимные оскорбления и нападки. Часто основой этого служит разжигание политической, религиозной, национальной, социальной, философской и прочей розни. Отсюда и пошло название (flame, flaming, гореть, пылать, разжигать) [4]. Тролль получает удовольствие, когда видит, что ему удалось вывести из себя человека или группу людей. Лучшее, что может сделать угодивший в лапы тролля - игнорировать или использовать эффект зеркала (воздействие на слабые стороны обидчика, его комплексы и эмоции).

Подводя итог, следует сказать о том, что такое явление как троллинг нужно рассматривать как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия. Цель троллинга - вызвать негативные эмоции и бурную реакцию участников форумов и виртуальных сообществ. Цель самого тролля - получение удовлетворения от процесса, в котором именно он является центром дискуссии. Результат троллинга - конфликт, перепалка с социальной окраской и определенными последствиями. Некоторые тролли эволюционировали настолько, способны всколыхнуть множество сообществ, умело сталкивая их между собой и привлекая внимание широкой общественности. Не исключено, что со временем троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других.

Список литературы:

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М. : КомКнига, 2006. - 284 с.

Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. - 204c., - 348 с.

Свободная энциклопедия. Абсурдопедия [Электронный ресурс]. URL:ab- surdopedia.net/wiki/Троллинг.html, свободный. - Загл. с экрана.

Свободная энциклопедия. Абсурдопедия [Электронный ресурс]. URL:ab- surdopedia.net/wiki/Флейминг.html, свободный. - Загл. с экрана.

Семенов Д.И. Функции сетевого троллинга. - Комсомольск-на-Амуре: Комсо- мольский-на-Амуре государственный технический университет, ADVANCES IN CURRENT NATURAL SCIENCES №5, 2012 - 4 с.

Школа Жизни. Познавательный журнал [Электронный ресурс]. - URL:http//shkolazhizni.ru/archive/0/n-57793.html, свободный. - Загл. с экрана.


Солошенко С.С. - магистрант Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ