СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Адаптация в зарубежном вузе


АДАПТАЦИЯ В ЗАРУБЕЖНОМ ВУЗЕ

Аннотация

Успешная адаптация в зарубежном вузе. Образование в России.

Образование в Германии.

Ключевые слова

Образование, адаптация, образовательный процесс.

В современной России успешно реализуются проекты, направленные на подготовку конкурентоспособных специалистов. Поэтому ведущие вузы вовлекают своих студентов в международные научные проекты. В нашем учебном заведении такой формой является обучение в иностранном вузе. Мне хотелось бы поделиться накопленным опытом. Говоря о понятии социальной адаптации необходимо подчеркнуть, что речь идет не только о полном погружении в образовательное пространство другой страны, но и о достаточно краткосрочном по времени освоении ценностей неродной культурной среды. В таких условиях студент ставит целью не только успешное обучение, но и приобретение навыков проявления себя, своего самопознания. С течением определенного времени становится понятно, что успешная адаптация возможна только в условиях тесной интеграции с обществом и в процессе совместной деятельности педагогов и студентов.

Участвуя в программе «Двойной диплом», я обучаюсь по специальности «Информационные системы и технологии» в родном ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» на факультете дизайна и программной инженерии, в зарубежном - Университете прикладных наук Мерзебурга, Германия.

Первой проблемой, с которой я столкнулась в университете прикладных наук Мерзебурга это «языковой барьер». Несмотря на то, что я закончила в России школу с углубленным изучением немецкого языка, участвовала в программе по обучению российских школьников в школах Германии в течение двух месяцев («Gastschueler in Deutschland»), сдала экзамен и получила языковой диплом немецкого посольства в России («Das deutsche Sprachdiplom»), в КНИТУ на первом курсе я продолжила изучение немецкого языка, т.к. факультет дал такую возможность бесплатного углубленного изучения немецкого языка, я с языковой проблемой столкнулась на первой же лекции. Не хватило знаний специальной лексики, поэтому пришлось обратиться к словарям и напрячь память. Но мне достаточно быстро эту проблему удалось преодолеть. В настоящее время я ощущаю, что немецкий и английский языки становятся для меня моими рабочими языками, наряду с моим родным языком - русским.

Что послужило условиями моей успешной адаптации в вузе? Конечно, в первую очередь то, что ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» предоставил мне возможность участвовать в программе «Двойной диплом». Осознание того, что ты выбрана из большого количества достойных студентов для участия в этом проекте, что ты представляешь свой вуз в другой стране, повышает самооценку, повышает статус среди сверстников, придает силы и уверенности в том, что ты сможешь всё преодолеть и всё осилить.

Важным фактором адаптации студента в вузе является образовательная среда современного вуза, удовлетворяющая индивидуально-личностным потребностям и учебным интересам студента. Среда обучения замкнута на непосредственный педагогический процесс, на организационные структуры вуза, на материально-технические возможности.

На этапе выбора вуза на абитуриента определенное влияние оказывает «социальная» инфраструктура вуза: местоположение вуза в городе, внешний вид здания, внутренний интерьер, оснащенность аудиторий, транспортная доступность, наличие общежития и др. После перехода абитуриента в категорию «студент» материально-техническая база вуза является составляющей качества образования.

Данный фактор в наше время приобретает все большее и большее значение в процессе оказания образовательных услуг. Для подготовки ИТ-специалистов, для развития их системного мышления, прежде всего, необходимы современные лаборатории, где бы они получили возможность развивать это мышление на практике. Ведь для того, чтобы стать хорошим специалистом нужно не только знать теорию, но и необходимо «пощупать» эти технологии на практике. Иначе, хорошими специалистами студенты, отстающие от требований рынка, считаться не будут даже на этапе обучения, и при окончании вуза будут автоматически выбывать из обоймы.

Поэтому на этапе адаптации для целенаправленного студента важнейшим фактором является осознание того, что в данном вузе он может стать хорошим специалистом, востребованным на рынке труда.

Качественная подготовка специалистов по специальности «Информационные системы и технологии» требует проведения большого объёма лабораторно-практических работ, что невозможно без современнейшего материально-технического оснащения учебного процесса. Факультет информатики и коммуникационных систем в университете Мерзебурга имеет современную мощную материально-техническую базу, отвечающую последним требованиям в данном направлении. Большое количество финансовых средств в университете Мерзебурга направляется на организацию научно-исследовательских работ, к которым привлекаются студенты и аспиранты. Студенты в период обучения в вузе имеют возможность принять участие в реальных научно-исследовательских проектах. Уже на стадии обучения студенты получают первый научный опыт, выполняя разработки на современном оборудовании для реальных секторов экономики страны, получая при этом неплохую заработную плату за работу в проектах.

Работа ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» на реализацию проекта «Двойной диплом», реализацию системы грантов, направленных на исследовательскую работу студентов, сотрудничество с большим количеством иностранных ведущих вузов позволяет студентам включиться в мировые научно-исследовательские проекты, повысить качество, привлекательность и конкурентоспособность студента КНИТУ в научно-образовательном пространстве.

Важную роль при подготовке ИТ-специалиста играет объем фундаментальных математических знаний студента. Для серьёзной работы в компьютерной сфере совсем не лишней будет сильная математическая база, которая будет являться прочным фундаментом для дальнейшего обучения. Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые математикой, являются необходимыми элементами общей подготовки ИТ-специалистов. Поэтому математическое знание играет важную роль в освоении прикладной информатики.

Сравнивая учебные планы вузов, надо отметить, что математических дисциплин и количество часов на их изучение гораздо больше в КНИТУ. Проучившись один год в КНИТУ, мне достаточно легко дались математические дисциплины в университете Мерзебурга. Насколько я могу судить, преподавание математики в университете Мерзебурга ведется по принципу упрощения. Много из того, что преподавалось мне в университете Мерзебурга, я знаю ещё из курса школы.

В первом семестре я изучала следующие математические дисциплины: математический анализ, линейная алгебра. В отличие от одногруппников, мне не составило никакого труда освоить, а, скорее всего, повторить, данные дисциплины.

Если говорить о социальной адаптации, о необходимости привыкания к новым условиям обучения и освоения новой социальной роли - студента вуза, то хочется отметить деятельность службы тьюторов в вузе. В университете Мерзебурга основным направлением тьюторской службы является отдельная личность, основными формами являются индивидуальные встречи и консультации. За каждым иностранным студентом в университете закреплен тьютор (buddy), который помогает студенту-иностранцу адаптироваться в первые дни пребывания в университете Мерзебурга. Практика курировании и наставничества осуществляется студентами старших курсов под руководством органов студенческого самоуправления.

На процесс адаптации безусловно повлияло и успешное построение взаимоотношений с преподавателями и с руководством вуза в Германии. Профессорско-преподавательский состав очень демократично ведет себя со студентами, всегда приветлив, помогает решить любую проблему (даже бытовую). Руководитель и сотрудники иностранного отдела практикуют приглашение иностранных студентов в гости к себе домой, что у немцев является знаком особого уважения. Такое взаимоотношение с преподавателями помогло мне быстрее адаптироваться в вузе.

Адаптация в вузе - это сложный многофакторный процесс, особенности которого проявляются в зависимости от организации учебного процесса в вузе и от личностных особенностей студента. Можно много говорить о проблемах и об условиях. Но главное, на мой взгляд, то, что преодоление всего возможно не только благодаря знаниям отдельных наук, но и благодаря твоим личностным качествам и твоему желанию. Желание испытать свои силы помогает не бояться испытаний, желание оправдать доверие подвигает людей на большее.

Я считаю, что оба мои вуза создали хорошие условия для моей адаптации, а моя активная жизненная позиция, моя нацеленность на достижение образовательных целей позволили пройти этот процесс достаточно успешно.

Список литературы:

Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. 2007.

Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. 2007.

Бритков В.Б. Информационные технологии в национальном и мировом развитии / В.Б. Бритков, С.В. Дубовский // Общественные науки и современность. 2000.


Силантьева К.Ю., студентка 4 курса Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, г. Казань





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ