СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Понятие национальной безопасности в российской федерации: нормативно-правовые основы


ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация

В статье уделяется внимание проблеме появления термина «безопасность» и «национальная безопасность», а также рассмотрены основные нормативно-правовые документы Российской Федерации по вопросу обеспечения государственной национальной безопасности в свете обострения мировых вызовов и угроз.

Ключевые слова

Безопасность, государственная безопасность, национальная безопасность, государство.

Вопросы обеспечения национальной безопасности на протяжении долгого времени являются непременной составляющей деятельности человека в разные исторические эпохи. Однако появление первых государственных нормативно-правовых документов происходит в США и государствах Европы в первой половине XX в., а в Российской Федерации - в конце XX в.

Безопасность можно рассмотреть в более широком смысле как состояние отсутствия опасности, при котором во время внешних воздействий не происходят никакие внутренние действия. Безопасность в узком смысле слова как социально-политическое явление Т. Гоббс определяет как человеческий выбор, нравственный аспект между расширением своих прав и самоограничением для сохранения безопасности окружающих людей [1, С. 129].

С позиций политико-нравственного восприятия понятия «безопасность» следует отметить высказывание по данной проблеме Н. М. Карамзина, который утверждал, что «безопасность есть первое добро государственное; честь драгоценная для народов благоденствующих; безопасность - есть высший закон в политики, основанный не только на силе, но и на моральных ценностях [2, С. 117].

Впервые термин «национальная безопасность» был употреблён в США. Именно в «Новом Свете» были заложены значимые признаки Вестфальской системы международных отношений. Термином начали пользоваться политики при Теодоре Рузвельте в 1904 году и до 1947 года в «национальную безопасность» включалось понятие национальной обороны, которое в дальнейшем распространилось на вопросы взаимовлияния внутренней, внешней и военной политики.

В Российской империи и СССР понятие «национальная безопасность» не было распространено. Однако использовался термин «государственная безопасность», который по мнению политиков того времени более точно определял состояние устойчивости политических и экономических основ государства и общества. При формулировании понятия «государственная безопасность» в советский период времени руководители государства руководствовались тем, что интересы личности были подчинены государственным интересам, поэтому обеспечение безопасности должно было предусматривать надёжную защиту прав и интересов трудящихся.

Государственная безопасность — это совокупность свойств государства, обеспечивающие возможность для дальнейшего развития в условиях различных конфликтных ситуаций и рисков. Объектом государственной безопасности выступает система ценностей, государственных интересов, которые отражают всевозможные потребности: духовные, политические, социальные и многие другие.

В Конституции Российской Федерации термин «национальная безопасность» не применяется, отмечается, что Президент Российской Федерации сохраняет независимость и государственную целостность страны. Новоизбранный президент, принося присягу, клянётся о сохранении безопасности и целостности государства. Правительство РФ обязано осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации [3].

Одним из первых документов в вопросе обеспечения национальной безопасности становится Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации». «Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти» (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утратила силу) [5]. Неоднородность данного термина и изменения на международном уровне привели к появлению новых нормативно-правовых документов по вопросу обеспечения национальной безопасности РФ.

В декабре 2010 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 390-Ф3 «О безопасности» от 28.12.2010 г., в котором были определены важные аспекты и положения по обеспечению безопасности РФ, выявлены полномочия федеративных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, также был определён статус Совета Безопасности РФ.

Следующим этапом формирования национальной безопасности Российской Федерации стала опубликованная «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» до 2020 г. Данная Стратегия официально признана системой стратегических преимуществ внутренней политики и внешней, регулирующая состояние национальной безопасности на долгосрочный период. Стратегия предоставляет формулировку национальной безопасности: «состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [4].

Для осуществления государственной и общественной безопасности совершенствуются федеральные органы исполнительной власти, формируется долгосрочная концепция комплексного развития и преобразований правоохранительных органов и спецслужб, совершенствуется научно-технический комплекс, развивается профессиональная система подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности.

Таким образом, исходя из нормативно-правовых документов, национальная безопасность Российской Федерации - это состояние защищённости личности и государства от внутренних и внешних угроз, способность страны сохранять территориальную целостность, суверенитет, политические, экономические, социальные и другие общественные институты, быть самостоятельным субъектом международных отношений, обеспечивать конституционные права и свободы человека. Изменения, происходящие на международной арене, вносят некоторую мобильность в содержание концепции национальной безопасности и требуют быстрого реагирования и корректировки основополагающих принципов национальной безопасности Российской Федерации.

Список литературы

Гоббс, Т. Соч. в 2 т. Т. 2 [Текст] / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 1991.

Карамзин, Н.М. История государства Российского. В 4 кн. Кн. 2 [Текст] / Н. М. Карамзин. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Эксмо, 2013.

Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (с изменениями от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс] // URL: www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения 19.01.2016).

Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [Текст] // Российская газета. - 2010. - 29 декабря.


Прокопьева П.А. - студент Научный руководитель - Матвеева Е.В., д. полит. н. Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ