СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Становление профессионального консультирования в социальной работе


СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация

Причинами основных социальных и психологических проблем личности могут быть самые различные обстоятельства. Помочь человеку в трудной жизненной ситуации в практике социальной работы призвано консультирование.

Ключевые слова

Трудная жизненная ситуация, социальная работа, консультирование.

Социальная работа в современной России успешно прошла этап становления и начала активно развиваться, интегрируя знания многих гуманитарных и естественных наук.

В современной отечественной литературе социальная работа рассматривается как взаимосвязанная система этических ценностей, теории и практики. Общее собрание членов Международной Федерации Социальных Работников (МФСР), проходившее в Монреале в 2000 году, одобрило новое определение социальной работы и отметило, что «Социальная работа базирует свою методологию на систематизированном, основанном на фактах знании, полученном в результате научных исследований и анализа практики, рассматриваемом с учетом местной специфики и конкретного контекста. Она признает комплексность взаимоотношений между человеческими особями и средой их обитания и способность людей быть подверженными влиянию различных факторов, включая биопсихологические» [2, с. 3].

К практической деятельности социальной работы, способствующей стимулированию индивидуальных, организационных, социальных и культурных изменений, относится и консультирование.

Особое место в социальной работе занимает психология как ключевой элемент осуществления интервенционных мероприятий в комплексной помощи клиенту. Интервенция - это преодоление, коррекция и реабилитация, одно из направлений в работе с клиентами в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация клиента объективно нарушает его жизнедеятельность, характеризуется нарушением его социальных связей с миром и неспособностью человека преодолеть эту ситуацию самостоятельно.

В нашем законодательстве сформулировано понятие трудная (проблемная) жизненная ситуация как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно [1, с. 1].

Причинами основных социальных и психологических проблем личности могут быть самые различные обстоятельства: безнадзорность, болезнь, инвалидность, преклонный возраст, одиночество, малообеспеченность, конфликтность, безработица, жестокое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства и пр.

Кроме социально-экономических проблем, проблем занятости, права и здоровья клиента в трудной жизненной ситуации, социальные работники сталкиваются с психологическими проблемами, требующими немедленного реагирования и профессионального вмешательства.

Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. В связи с этим возрастает роль психосоциальной работы с различными группами населения и роль психологического консультирования.

Актуальность роли и места консультирования в практической социальной работе обусловлена, прежде всего, неразработанностью методического инструментария для психосоциальной работы с различными социально уязвимыми, незащищенными и/или девиантными категориями населения. В частности, в изданных до сегодняшнего дня учебно-методических и справочных пособиях по социальной работе основной упор делается на теории, методологии, законодательной базе или, в лучшем случае, интегративных технологиях социальной работы, в то время как описание базовых практических методов и частных методик работы с клиентами или семьями фактически отсутствуют.

Консультирование является профессиональным видом деятельности, занявшим основательное место в культуре современного общества, ставшим культурно-санкционированным методом адаптации к социальным институтам. Оно призвано помогать людям, испытывающим проблемы различного характера.

Современная динамичная жизнь общества отражается на динамических процессах, происходящих в семье и в жизни отдельного человека. На фоне глобальных проблем растут проблемы в жизни обычных людей, расширяется их спектр, и главная составляющая из них - психологическая.

Термин «консультирование» в социальной работе вошел в научный оборот с середины 60-х годов прошедшего века - вначале в основном в психологической области в контексте «психологическое консультирование».

В настоящее время в отечественной литературе и в практике термин «консультирование» рассматривается весьма широко, и некоторые формы его употребления смешиваются или подменяются друг другом даже специалистами в области социального знания. Поэтому необходимо подробно проанализировать данный термин - один из центральных в социальной работе, а также представить аргументацию в обоснование данного определения.

Изначально консультирование рассматривалось в двух ракурсах: консультироваться как «советоваться» или консультация как один из видов учебных занятий.

Проследим интерпретацию термина «консультация» и «консультирование» в справочной литературе.

Словарь русского языка С. И.

Ожегова поясняет, что Консультировать::

а. с кем. То же, что консультироваться (устар.) с юристом.

б. кого-что. Давать консультацию. совр. проконсультировать.

Консультироваться: Советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу,

совр. проконсультироваться.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н.

Ушакова дает следующее определение:

Консультант (латин. Consultans - советующий). Специалист в какой-нибудь области, работающий в государственном или частном учреждении в качестве лица, дающего советы, заключения по вопросам своей специальности. Консультант по юридическим вопросам. Консультант невропатолог.

Консультироваться. Устраивать по какому-нибудь вопросу консультацию с кем- нибудь (с каким-нибудь специалистом). Консультироваться с юристом по вопросу о нарушении договора.

Большой Энциклопедический Словарь, 2-е издание, очень авторитетная на сегодняшний день отечественная энциклопедия представила только понятие консультация.

Консультация (от лат.

Consultatio - совещание)::

а. Совет, даваемый специалистом;

б. Один из видов учебных занятий - дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета.

Среди специализированных справочных изданий термин «консультирование» определяется в словаре по психологии.

Психотерапевтическая энциклопедия Б.Д.

Карвасарского:

Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации.

Впервые у данного автора мы встречаем, что «Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы».

Интересным представляется то, что автор четко разделяет консультирование от других форм работы психолога или социального работника. Он считает, что «В этом основное отличие психологического консультирования от психотерапии. От так называемой «дружеской беседы» психологическое консультирование отличается нейтральной позицией консультанта».

Кроме того, термин «консультация» с той или иной степенью полноты интерпретируется рядом авторов отдельных статей по социальному консультированию.

Таким образом, однозначного устоявшегося определения нет. Отсюда возникает необходимость в проведении дополнительного исследования для определения термина консультирование - консультация, и изучения становления профессионального консультирования в социальной работе.

Обобщив различные представления о понятии «консультирование» раскроем полную его сущность с точки зрения социальной работы и решения социальных задач. Консультирование является сложным комплексным процессом, направленным на осуществление помощи человеку или группе лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию или ситуацию жизненного затруднения. Социальная ценность консультирования в современных условиях растет на наших глазах. Для людей, работающих в сфере профессий «человек-человек» консультирование приобретает первостепенное значение. В ряду социономических профессий - социальные работники, те, кто ежедневно оказывает помощь огромному количеству людей.

Сфера профессиональной деятельности социальных работников имеет непосредственное отношение к социальным и психологическим проблемам личности. Выявление психологических закономерностей связи личности и социальной ситуации позволяет - расширить границы психологического консультирования в социальной работе. Психологическое сопровождение и практическая социальная помощь человеку в трудной жизненной ситуации должны взаимно дополнять друг друга.

Консультирование человека в трудной жизненной ситуации обуславливается общим напряжением в обществе, факторами социально-экономического и психолого-педагогического порядка.

Среди них:

Кризисные явления в семье - психоэмоциональные перегрузки у родителей, жестокое обращение с детьми, насилие в семье, нарушение детско-родительских и супружеских отношений.

Падение уровня жизни населения: семей с детьми, молодежи, пожилых людей

и др.

Дистанцирование школы от семьи.

Изменение ценностных ориентаций общества и др.

Практика показывает, что клиенты часто не способны решить свои проблемы самостоятельно и нуждаются в особых профессионалах - социальных работниках.

Для оказания психосоциальной помощи населению социальный работник должен иметь психологические знания, работать совместно с практическим психологом. Реальная поддержка гражданам в таких случаях оказывается через различные службы социальной помощи, в которых должно быть консультативное отделение.

Т.Н.

Матвеева указывает, что «Консультативное отделение сформировано для:

организации приема граждан, выявления потребностей в социальных услугах, направления в соответствующие отделения учреждения;

создания банка данных о гражданах, обратившихся в учреждение за помощью, обмена необходимой информацией с другими учреждениями;

консультирование престарелых граждан;

содействия в решении правовых вопросов» [4, с. 92].

Психосоциальная работа - это особое направление в социальной работе, делающее упор на психологический аспект в трудной жизненной ситуации клиента.

Так как зачастую трудность ситуации зависит от того, насколько трудной ее представляет для себя сам человек, здесь необходима консультативная помощь.

Объектом оказания психосоциальной помощи или клиентом, является человек (семья, группа).

Элементы психосоциальной и консультативной психологической помощи в деятельности социального работника включены в первичное консультирование при установке психосоциального диагноза, при обнаружении проблем клиента, вычленения их аспектов, осознания и самоактуализации резервов личности для разрешения возникших затруднений.

Hamilton ввела в научный оборот понятие «личность в ситуации», которое предполагает следующую модель: личность, ситуация и взаимодействие между личностью и ситуацией. В конце 30-х гг. она сформулировала идеи роста, развития и изменения. При этом подчеркивалось, что клиент должен быть активным участником работы, направленной на изменение.

Этот подход был развит F. Hollis, которая в конце 60-х гг. заявила об идее «психосоциального лечения» клиента в контексте его межличностных взаимодействий и взаимодействия с внешней средой. В 1978 г. было очерчено понятие «психосоциальной терапии» как фокусирующейся не только на внутренних психических процессах, но и на проблемах межличностных и социальных отношений клиента. В целом, в работах, посвященных психосоциальному подходу, объясняется необходимость понимать личность клиента и его взаимоотношения с миром, который его окружает. Иначе говоря, у людей есть внутренний мир и внешняя реальность, поэтому необходимо понять целостность «человека в ситуации», то есть его психосоциальность.

Учитывая социальные и психологические проблемы личности, консультирование включает ряд принципиальных положений, главными из которых является помощь человеку в выборе действий, обучение новым моделям поведения, развитие личности клиента с опорой на его ответственность, самостоятельность, волевое принятие решений. Главной философией консультирования является консультативное взаимодействие консультанта и клиента.

Консультирование в социальной работе решает центральную задачу: содействие оптимальной адаптации клиента к окружающей социальной среде, к ближайшему окружению. Социальный работник, как никто другой, способен это понять и помочь личности в ее психологических и социальных проблемах.

Исходя из специфики социальной работы, из особенностей консультирования в социальной работе, исследователи выделяют следующие профессионально важные группы качеств социальных работников:

Профессионально-прикладные (специальные) знания и умения.

Нравственно-этические.

Коммуникативные.

Управленческие.

Делопроизводственные.

Профессионально-прикладные (специальные) качества предполагают умение найти пути достижения следующих целей.

Профессионально-прикладные качества социального работника включают знание нормативной базы, умение работать с клиентом, умение находить верные решения ситуаций, в которых оказался клиент. Поэтому социальный работник должен обладать духовно-нравственными качествами, которые проявит в работе с людьми и которые являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

Консультативный процесс представляет совладание с ситуацией невозможности, кризиса, осуществляемый в психологическом единстве консультанта и клиента. Ресурсами движения и инструментами здесь являются также личностно-психологические и профессиональные качества консультанта. Важную роль играет личность консультанта в консультативном процессе. Можно сказать, что консультирование - это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы.

По критерию объекта помощи различают: индивидуальное, групповое и семейное консультирование.

По содержанию - конкретное и программное.

По критерию возраста дифференцируют: работу с детьми и взрослыми.

По пространственной организации: очное и дистантное. В дистантном консультировании выделяют: телефонное, письменное консультирование.

По критерию продолжительности: экстренное, краткосрочное и долгосрочное.

Возможно консультирование родителей, имеющих ребенка с особыми нуждами и самого ребенка с особыми нуждами.

Существуют различные методы консультирования в социальной работе по ее объектам: метод индивидуальной работы, метод группового консультирования.

Метод индивидуальной работы представляет непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).

Групповой метод применяется в социальной работе с конца XIX века, когда получили распространение работные дома, «общежития», создаваемые религиозными и благотворительными организациями. Их сотрудники - первые социальные работники, осуществлявшие свою деятельность с помощью групповой работы. В США расцвет группового метода в социальной работе пришелся на 30-е годы ХХ века, когда была создана Национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936г.) и начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе». В России метод групповой работы интенсивно используется с конца 70-х годов, прежде всего психологами (Л. Петровская, А. Хараш) и специалистами в области организационного консультирования (Г. Щедровицкий).

В целях помощи семье, как социально-уязвимой группе, у нас в стране развивается сеть консультативных учреждений - «Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование», создаются семейные клубы, реализуются различные программы помощи.

Для проведения эффективной консультации все имеет значение,- начиная с того, как вступает в контакт социальный работник, его внешний вид, манера поведения, и, заканчивая тем, что сейчас анализируется.

Первый прием строится на определенных ценностях и принципах:

признание приоритетности интересов клиента,

соблюдение конфиденциальности,

осуществление социальных изменений,

отделение личных чувств и потребностей от профессиональных отношений,

желание и умение передать свои знания и умения другим,

уважение и признание индивидуальных и групповых различий,

ориентация на развитие способностей клиента к самопомощи,

ориентация на социальную справедливость.

Основные формы приемов - сбор информации (опрос), проблематизация, резюмирование (подведение итогов), определение приоритетности.

Предметом возрастно-психологического консультирования в старости, являются варианты прохождения субъектом нормальных возрастных кризисов (Лидерс А. Г).

Профессиональное консультирование завершается выбором профессии, и направлением клиента к консультанту по трудоустройству.

В современной России постепенно расширяется практика супервизии во всех областях, в том числе в работе социальных педагогов при их консультировании учителей по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в отношениях с учащимися. Вероятно, настало время в наших медицинских учреждениях также иметь социальных психологов, выполняющих функции супервизоров.

Британский центральный совет по подготовке социальных работников определил требования: социальные работники обязаны знать цели, методы и теории консультирования, защиты прав и интересов клиента, вмешательства в ситуациях кризиса.

В социальной работе в нашей стране работают самоотверженные люди в различных сферах жизнедеятельности, обладающие глубокими проявлениями вчувствования, толерантности и сострадания к человеку в трудной жизненной ситуации, и в полной мере использующие основы консультирования в своей практике.

Список литературы:

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ., ст. 3.

Определение социальной работы. Международная конференция Международной ассоциации школ социальной работы (МФШСР), Монреаль, 2000.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. / Пер. с англ. - М., 1995.

206с.

Матвеева Т.Н. Психосоциальная работа с одинокими престарелыми людьми в г. Сочи на примере «СКЦСО «Возрождение»./ В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов, 2013. - С. 90-92.

Теоретические и методологические основы индивидуального психологического консультирования. Kb-www. mirrabot. com/ work/ work.


Матвеева Т.Н. - заведующая кафедрой социальной работы, рекламы и социального права, кандидат психологических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образо- вания «Российский Государственный Социальный Университет», Россия, г. Сочи





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ