СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


К вопросу о расширении структуры экологической культуры личности


К ВОПРОСУ О РАСШИРЕНИИ СТРУКТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается и анализируется структура экологической культуры личности, предлагается и обосновывается введение новых компонентов.

Ключевые слова

Экологическая культура, компоненты экологической культуры, экологическое сознание, экологическое поведение.

Экологическая культура современного человека, на формирование которой в настоящее время направлено большое количество усилий ученых, педагогов и воспитателей, является сложным системным образованием. Термин «формирование» в педагогике подразумевает придание чему-то определенной формы, законченности, завершенности [4, с. 132], «процесс и результат развития, возникновение структуры системных отношений внутри целостной психологической организации личности» [2, с. 5], «процесс и результат возникновения в индивиде структур определенных качеств личности» [8, с.62]. Следовательно, для формирования такого системного образования как экологическая культура личности (ученика, студента), необходимо представлять себе ее структуру с целью максимального воздействия на становление всех ее компонентов.

Вопросам выделения и характеристики компонентов экологической культуры личности посвящено большое количество научных трудов различных исследователей. Однако мы хотели бы дополнить эту структуру, введя в нее дополнительные элементы.

Анализ научной литературы, посвященной проблемам формирования экологической культуры личности, позволил сделать следующие выводы: в первом приближении, многие ученые важнейшими составляющими экологической культуры человека выделяют экологическое сознание, экологическое поведение и экологическую нравственность [1; 5; 12; 15].

Второе приближение приводит к обнаружению более детального описания ее структуры. Так, фундаментом адекватного взгляда на экологические проблемы, а также формирования экологической культуры личности являются научные знания [6; 16]. Когда до сознания субъекта доводятся достоверные экологические сведения, на их основе формируются адекватные экологические знания, адекватное мышление и, как итог, адекватное экологическое сознание [18, с. 50-53].

В экологическом сознании, основанном на системе научных знаний, всегда будет присутствовать прогнозная составляющая [7, с. 211-213], которая позволит его носителю выявлять причинно-следственные связи различных видов антропогенной деятельности и прогнозировать их влияние на природную среду и здоровье человека. Поэтому в структуре экологической культуры личности выделяют прогнозный компонент.

Ценностное отношение личности к знаниям, людям, природным объектам и миру в целом выступает мерой ее нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности не только к определенным действиям, но и к изменениям предметного, социального и собственного мира; ценности создают условия для реализации активности личности. Поэтому одним из важных компонентов экологической культуры выступают отношение к природе и система экологических ценностей [3, с. 49].

Свободное ориентирование человека в своих отношениях к различным объектам, явлениям и процессам, свидетельствует о сформированности у него определенных установок. Они выступают стабильными психическими структурами и «...определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер протекания деятельности, позволяют сохранить ее направленность в изменяющихся условиях» [17, с. 142]. Сфор- мированность у личности установок экологического содержания позволит ей осуществлять свою профессиональную деятельность в экологоориентированном направлении, поэтому систему экологических установок также относят к компонентам экологической культуры.

Еще более усложненная, углубленная, четко структурированная система отношений личности к окружающей среде, к людям, к себе, проявляющаяся в соответствующей деятельности и поведении, образует ее экологическую позицию [9, с. 13], способную выступить самостоятельным компонентом ее экологической культуры.

Определение экологического сознания, данное В.И. Медведевым [14, с. 6], в котором оно предстает как отражение общественного бытия, как характер отношений между обществом и природой, позволяет сделать вывод о том, что его главным компонентом являются представления человека о самом себе как об одной из взаимодействующих с природой сторон.

Важным компонентом экологической культуры является самооценка человеком себя и собственного состояния; она способна отражать результаты его влияния на природу, интуитивные или основанные на научном анализе выводы о возможных последствиях той или иной деятельности, учитывать прогноз событий [13, с. 92-96], т.е. выступать основой становления его экологической ответственности - следующего компонента экологической культуры.

Знания и предположения о результатах человеческой деятельности, в сочетании с представлениями, самооценкой и прогнозной составляющей, формируют такой компонент экологической культуры, как экологическое ожидание, определяющее решения личности, их характеристику и направленность принимаемых ей действий [14, с. 25].

Структура экологического сознания, определяемая С.Д. Дерябо как совокупность представлений личности о взаимосвязях в системе «человек - природа», ее субъектного отношения к миру природы, стратегий и технологий взаимодействия с миром природы и жизненных ценностей, диктующих необходимость экологически ориентированных поступков [6, с. 78], позволяет добавить эти элементы к выделенным ранее компонентам экологической культуры.

Принимая во внимание сложность структуры экологической культуры личности и облегчая возможность оперирования данным понятием, объединим выделенные ранее элементы в три блока-компонента:

когнитивный (экологические знания, умения и навыки);

ценностно-ориентационный (экологические представления, убеждения, установки, экологические ценности, экологическая ответственность, нравственное отношение к миру природы, мотивы экологоориентированного поведения, отношение к знанию и необходимости его реализации в действиях);

деятельностный (экологическая деятельность, экологическое поведение).

Помимо рассмотренных компонентов, мы считаем необходимым ввести в структуру экологической культуры человека такие составляющие, как экологическое экспертное суждение и экологическая экспертиза. Данная необходимость объясняется тем, что основой экологически ориентированной деятельности личности может выступать введение, освоение или создание ей новых технологий производства, новых материалов и продукции, потребующих от нее предварительной научно обоснованной оценки их экологичности. Поэтому одним из элементов ценностно-ориентационного компонента экологической культуры должны стать экспертные суждения, выражающие отношение ее носителя к процедурам внедрения тех или иных технических и технологических проектов, сформированные на основе знаний (когнитивного компонента), а элементом деятельностного компонента - первичная экологическая экспертиза, представляющая собой научное исследование данных вопросов и требующая, в отличие от экологического прогнозирования и ожидания, специальных познаний в экологии, техники и технологии, права, экономики и пр. [11, с. 12; 12, с. 39].

Таким образом, основой экологической культуры личности выступают знания. Особенностью когнитивного компонента является его сложность, поскольку он включает в себя знания из многих научных областей: экологии, культуры, права, философии, политологии, истории, охраны труда и охраны окружающей среды и др. Получаемые знания преобразуются личностью в результате познавательной и умственной аналитикосинтетической деятельности. Умственные процессы (ощущения и восприятия, память, воображение и мышление) и различные логические операции (идентификация, субъек- тификация, анализ, сравнение, синтез, обобщение, воображение, абстракция, конкретизация, противопоставление, индукция, дедукция) способствуют осмыслению знаний, сопоставлению с уже имеющимся их запасом и запоминанию. Сформировавшийся запас новых знаний проходит процесс адаптации к окружающим условиям.

На основе откорректированных знаний в сознании человека формируется отражение действительности и определенное отношение к ней. Оно проявляется в виде суждений, убеждений, понятий, определений, умозаключений, представлений, предпочтений и идеалов.

Отношение личности к миру природы выступает, в свою очередь, основой для формирования у нее системы ценностей; при этом появляется ее способность к оценке деятельности человечества и самооценке собственного состояния и поведения, к прогнозированию результатов экологических событий или планируемой собственной деятельности, формулируются умозаключения и экологические экспертные суждения относительно данных событий и деятельности; значительную роль начинает играть экологическое ожидание.

Знания и отношения, прошедшие процесс корректировки, и подкрепляемые определенными мотивами, формируют идеи, замыслы, установки, решения. Возникает необходимость в целеполагающей экологически компетентной деятельности. Она должна быть научно обоснованной и может проявляться в устранении причин негативного влияния человечества на природу, ликвидации последствий какого-либо воздействия; экологическом экспертировании, моделировании, экспериментировании. Целенаправленная экологоориентированная деятельность, зарождающаяся в форме экологических установок, раскрывает в определенной модели поведения личности ее экологическую позицию [12, с. 39-41].

Очевидно, что рассматриваемые элементы выстраиваются в последовательную структуру, в которой одни части закономерно расположены относительно других и находятся в определенных отношениях и связях друг с другом, образуя при этом целенаправленно функционирующую целостность и единство.

Список литературы:

Алексеев, С.В. Экологическая культура и образование: опыт России и Беларуси: монография [Текст] / С.В. Алексеев, О.С. Анисимов, Г.Н. Архипова и др.: Ред.

С.Н. Глазачев. - М., 2000. - 614с.

Анциферова, Л.И. К психологии личности как развивающей системы [Текст] / Л.И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С.3-19.

Асафова, Е.В. Развитие педагогической культуры в процессе развития конкурентоспособного специалиста [Текст] / Е.В. Асафова // Образование и саморазвитие. - 2006. - №1. - С.47-51.

Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: ПО «Север», 1994. - 152с.

Глазачев, С.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей [Текст] / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. - М.: Горизонт, 1997. - 208с.

Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480с.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1997. - 477с.

Кирикова, З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты [Текст] / З.З. Кирикова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 284с.

Колесникова, Т.А. Формирование экологической позиции учащихся в ходе внеурочной работы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.А. Колесникова. - М., 2002. - 23с.

Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование [Текст] / Н.М. Мамедов. - М.: РЭФИА, 1996. - 151с.

Масленникова, Н.Н. Профессионально-ориентированная экологическая подготовка студентов технического вуза: Автореф. дис. .канд. пед. наук [Текст] / Н.Н. Масленникова. - Казань, 2010. - 23с.

Масленникова, Н.Н. Профессионально-ориентированная экологическая подготовка студентов технического вуза: Дис. .канд. пед. наук [Текст] / Н.Н. Масленникова. - Елабуга, 2010. - 289с.

Махмутова, Е.Н. Особенности экологического сознания кадров государственного управления (гендерный аспект) [Текст] / Е.Н. Махмутова // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». - М.: Изд- во МЦГИ, 1997. - С.92-96.

Медведев, В.И. Экологическое сознание: Учебное пособие [Текст] / В.И. Медведев, А.А. Алдашева. - М.: Логос, 2001. - 384с.

Муравьева, Е.В. Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса: Автореф. дис. ... докт. пед. наук [Текст] / Е.В. Муравьева. - Казань, 2008. - 34с.

Никонорова, Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологические аспекты проблемы: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук [Текст] / Е.В. Никонорова. - М., 1994. - 50с.

Узнадзе, Д.Н. Психология установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416с.

Чалышева, Л.В. Система экологического образования студентов в Коми государственном педагогическом институте [Текст] / Л.В. Чалышева // Развитие региональных систем экологического образования в России. Материалы Всероссийской конференции. - Пермь: ПГПУ, 2004. - С.46-53.


Масленникова Н.Н. - доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, г. Казань





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ