СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особенности внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательной школе


ОСОБЕННОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Данная статья посвящена аспектам организации внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательной школе, определяются формы ее реализации, принципы и методы контроля правильности ее осуществления.

Ключевые слова

Физическое здоровье, умственное, нравственное, эстетическое развитие, принципы реализации, методы контроля.

В настоящее время достаточно серьезное внимание уделяется вопросам здоровья нации, морального, материального и физического. Часто говорят о нравственных ценностях, которые на сегодняшний день практически утрачены или подменены чем-либо материальным. Ставятся вопросы о финансовом благосостоянии людей, стремление к которому не должно превращать их в машины и роботы, а также о реальном здоровье, которое в современных условиях мало ценится как взрослыми, так и подрастающим поколением. В связи с этим забота о здоровом образе жизни становится особенно актуальной, и в рамках школы в том числе.

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы[ 1]. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано порождать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи. Одним из таких аспектов является внеклассная работа по физкультуре в школе[2].

Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, групп ОФП, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий. Для достижения какого- либо эффекта от процесса работы требуется, как нам известно, 4-5 занятий в неделю плюс возможность проверять достигнутый результат в товарищеских матчах и соревнованиях.

Внеклассная работа может предполагать проведение недель и праздников Здоровья, которые включают школьные спортивные соревнования, такие как «Веселые старты», школьные «Зимние Олимпийские игры», праздник «Добро пожаловать, олимпиада», «Спорт пришел в сказку» и др. Наиболее распространенным состязанием являются «Веселые старты», которые способствуют как физическому развитию детей, так и их интеллектуальному совершенствованию[2].

«Веселые старты» включают всех учащиеся школы. Дети придумывают названия своих команд, на празднике присутствуют приглашенные гости, работает судейская коллегия из учителей школы, после соревнований награждение победителей. Дети участвуют в следующих состязаниях: «Быстроногие» - по 7 человек, «Быстроногие с кеглей» - по 7 человек, «Возьми булаву» - по 3 человека, «Пятнашки с хвостиками» - 14 человек, «Светофор», «Грибы и ягоды» - по 6 человек, эстафета с обручем - по 10 человек, загадки, передача мяча - по 10 - 15 человек, эстафета с шарами - по 4 человека, подтягивание.

Так же в рамках внеклассной работы могут проводиться праздники, включающие соревнования с мячами, скакалками, обручами. Дети разгадывают загадки на спортивную тему, заполняют кроссворды и узнают следующее состязание, в котором будут участвовать. Это театрализованный праздник, в котором имеется добрая фея из сказки, раздающая подарки победителям.

Основная цель внеклассной работы по физической культуре - это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков[3]. Формированию здорового образа жизни способствует привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах, конкурсах и играх, эстафетах и кроссах, первенствах по различным видам спорта.

В рамках внеклассной работы становятся традиционными спортивные состязания «Папа, мама и я - спортивная семья». Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение. Соревнования проводятся в два этапа, сначала по параллелям начальных классов, затем финальные соревнования.

Также внеклассная работа по физкультуре предполагает утреннюю гимнастику для учащихся младших классов, которую проводят инструкторы - старшеклассники. На динамической перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов под руководством педагогов и физруков.

Таким образом, систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей, их физическому и интеллектуальному развитию.

Для достижения поставленных целей внеклассной работы по физкультуре важно осуществить ее грамотное планирование. Например, занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально - волевых качеств. Тренеру необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело применять их на практике. «Не навреди!» - гласит первая заповедь тренера - воспитателя. Организация спортивных праздников и мероприятий в рамках внеклассной работы также требует особого внимания и тщательной подготовки.

Планирование - это первая ступень в построении тренировочных занятий. План составляется не на одну-две тренировки, а на весь процесс работы. Но чем на большее время рассчитан план, тем труднее точно предвидеть, какими будут конкретные черты планируемого процесса в действительности; вместе с тем, если вести планирование лишь в расчете на ближайшее время, исчезает перспектива. В этом и заключается основная сложность. То, что вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно воплотится на практике. Кроме того, в процессе планирования важно учитывать конкретно - предпосылочные данные[3]. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленности к реализации целевых установок; мотивационные и личностные установки.

Отметим определенные принципы организации такого вида внеклассной работы, как специализированные тренировки. Во-первых, это принцип сбалансированного повышения нагрузок, который предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться[4]. Во-вторых, это принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся, который является наиважнейшим и формирует свои положения, исходя из закономерностей гетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств. В-третьих, это принцип системного чередования нагрузок и отдыха, который предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует активность, могут возникнуть процессы переутомления и, в случае многократно суммирующихся состояний переутомления - перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту. В- четвертых, это принцип постепенного наращивания нагрузок, который предполагает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.

Как известно, деятельность должна иметь свой результат, и внеклассная работа не является исключением. В данном случае уместно говорить о контроле, который может быть следующим. Во-первых, это контроль за эффектом нагрузок, который индивидуален для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др. Во-вторых, это проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок. В-третьих, это контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок. В-четвертых, важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале. В-пятых, проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.

Список литературы:

Арагофская Э.И., Резанова В.Д. Физиология и физкультура/ Э.И.Арагофская,

В.Д.Резанова. - Москва, Просвещение, 2002. - 216 с.

Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать/ Е.Н.Вавилова. - Москва, Просвещение, 2006. - 174 с.

Веселая З.А.Игра принимает всех/ З.А.Веселая. - Москва, Просвещение, 2008.

- 58 с.

Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой/ В.Т.Гришин. - Москва, Просвещение,. 2007. - 112 с.


Лихачев Н.П. - преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 21, Россия, Республика Адыгея, Майкопский район





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ