СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


К символике животных в адыгских мифопоэтических воззрениях: заяц


К СИМВОЛИКЕ ЖИВОТНЫХ В АДЫГСКИХ МИФОПОЭТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ: ЗАЯЦ

Аннотация

На основе анализа фольклорного и этнографического материала исследуются мифологические представления, существовавшие в адыгской традиционной культуре. Негативные импликации, связанные с зайцем (пересечение дороги), определяют его как животное, связанное с деструктивными силами, «иным» миром.

Ключевые слова

Мифология, символика, сакральный, фольклор, запреты, традиция.

Образы животных (птиц, насекомых и пр.) в адыгской мифопоэтической традиции включены в единую систему мифологического мировосприятия, элементы которой соотносятся с различными структурами и объектами, составляющими мифологическую модель мира. Животные (млекопитающие, земноводные, птицы и насекомые) в адыгских мифопоэтических воззрениях выступают как один из вариантов мифологического кода (наряду с рассмотренными выше растительным, чсловым, цветовым). С образами животных соотносятся различные божества адыгского мифологического пантеона: Мазитха - с кабаном, свиньей, дикими животными белого цвета; Амыш и Тхагаледж - с бараном и белым «тельцом». Некоторые животные выступают в качестве самих божеств (Кодес), а также в роли «помощников» мифо-эпических героев, их атрибутов и символов, в функции жертвенных животных, посвящаемых богам.

Животные соотносятся с различными космическими зонами, с различными стихиями; выступают в качестве регуляторов природных явлений - ветра, дождя («стражи дождя»), снега; наделяются прогнозирующей, метеорологической функцией

Анализ фольклорных материалов, а также обрядов и ритуалов, связанных с образами животных позволяет проследить их роль и основные функции в системе мифологических воззрений.

Заяц, в большинстве культурных традиций символ плодовитости, циклического возрождения, быстроты, магических сил. В китайских, египетских, древнегреческих, индейских, кельтских, африканских, индуистских архаических воззрениях заяц связывается с луной, лунными фазами и женским началом. Индейцы-алголкины считали зайца сыном великого Маниту животным-демиургом, творцом природных сил, он уничтожил злых духов, создал тайный союз ведунов и изобрел рыболовные снасти. В представлениях древних греков с зайцем была связана богиня Геката (богиня мрака, ночных видений и чародейства), Гермес, Эрот и Афродита; у германских народов - богиня Гарек. В китайской мифологии заяц - вещее животное, живущее на луне и составляющее эликсир бессмертия или долголетия; символ женского начала и силы инь, связанный с представлениями о его плодовитости. У иудеев заяц считался «нечистым» животным, в христианских воззрениях заяц - символ сладострастия и плодовитости. Плодовитость зайца легла в основу представлений, рассматривавших его как магическое средства от бесплодия и помощника при трудных родах.

В адыгской мифопоэтической традиции сакральный символизм зайца обладает в целом негативной семантикой. Заяц выступает носителем злого начала, предвестником неблагоприятных для человека явлений. Встреча с зайцем в пути, пересечение зайцем дороги предвещало несчастье, например: Уи гъуэгу тхьэкТумэкТыхьым зэпиупщТамэ - къэгъэзэж, жа1эрт - Если дорогу тебе перебежал заяц - возвращайся, говорили.

Аналогичные представления существовали в различных этнокультурных традициях, например, у абхазов: Если заяц перебежит дорогу путнику или проползет через дорогу змея - быть неудаче [1, 5: 227]. У восточных славян охотники, встретив зайца, перебегающего путь, прекращали охоту и возвращались домой: «Заяц перебежал дорогу - неудача стрелку». Д.К. Зеленин писал в связи с этим: «В запретах и иных поверьях о зайце много таких, которые явно созданы не в охотничьей среде, во всяком случае, не первобытным охотником. Таково, например, поверье о близости зайца к нечистой силе» [4, 8: 89]. Заяц у славян часто оказывается оборотнем - своего рода посредником между миром человека и миром нечистой силы, или духов (он представлялся одним из образов черта, помощником лешего, ведьмы, обернувшимся животным домового). Несчастливым предзнаменованием считалось, если заяц перебежит дорогу у поляков, болгар, сербов: «Когда путнику заяц перебегает дорогу - плохо!» У сербов в зайца может превратиться сатана, и спасти его может записки с оберегом или черная собака без единого пятна. Аналогичного характера представления существовали также и древних римлян - внезапное появление зайца на дороге, по свидетельству М.И. Шахновича, побудило римского консула Фламиния отказаться от нового почетного назначения - командования конницей [7: 96]. Во Франции и Германии также верили, что встреча с зайцем, особенно после захода солнца, предвещает несчастье, так как в это время колдуны и ведьмы бегают в виде зайцев и зайчих. Англичане считали, что ведьмы зимой превращаются в зайцев. Вместе с тем, заяц в славянской традиции ассоциируется с огнем («заяц в деревне - к пожару»).

Беременной женщине у адыгов не рекомендовалось смотреть на зайца, иначе ребенок родится с заячьей губой: Лэщыджэм тхьэк1умэк1ыхь илъагъумэ, сабий ерыкъ (1упэдыкъуакъуэ) мэхъу, жа1эрт - Если беременная женщина увидит зайца, то ребенок родится с раздвоенной губой. Существование подобных воззрений отмечено А.В. Гура у сербов, например, беременной женщине нельзя было видеть раненого зайца, глаз мертвого зайца, есть зайчатину, чтобы ребенок не родился косоглазым уродом с заячьей головой, нельзя было при ней даже упоминать зайца. Считалось, что если беременной женщине пересекли дорогу змея или заяц - ребенок не останется в живых. В славянских мифологических воззрениях «свинья, собака, кошка, мышь, змея, жаба, а также заяц, - по свидетельству А.В. Гура, - выступают как отрицательные по отношению к беременной женщине, так как считают, что они могут повредить ее потомству» [2:147].

В адыгской мифопоэтической традиции существовали также сакрально мотивированные запреты (табу) на употребление заячьего мяса (наряду с кониной и гусятиной): Тхьэк1умэк1ыхь, шы, къаз - а щым языхэзым ил хьэрэм щ1ын хуейщ, жа1эрт - Заяц, конь, гусь - мясо одного из них сделай для себя запретным, говорили. Этому же ряду воззрений, по видимому, принадлежит охотничье правило, - согласно которому, - по свидетельству Х.М. Думанова, - мясо убитого зайца не подлежало дележу. Заяц полностью принадлежал тому, кто его убил [3: 42].

Запреты на употребление мяса зайца в пищу были обусловлены в некоторых культурных традициях его божественной и полубожественной природой. В частности, помимо упоминавшихся выше воззрений, у шиитов, например, заяц представлялся воплощением Али (зятя пророка Мухаммада).

Напротив, у восточных славян, в частности, старообрядцы не ели зайчатины, так как считали, что заяц связан с нечистой силой. (Ср. южные и северные славяне считали, что хвост и лоб зайца служат средством, охраняющим от злых духов).

Одновременно у адыгов существовало убеждение, что отвар из заячьего желудка обладает целебными свойствами. Пить отвар нужно было с соблюдением определенных мер предосторожности, в частности, нельзя было произносить слово «заяц», а использовать иносказательное - «бегающий», например: Тхьэк1умэк1ыхьым и лъатэм сабийр щрагъэфэнум деж, и ц1э ирауэртэкъым: «къэзыжыхьым и лъатэт, зэреджэр - Когда хотели напоить ребенка бульоном из желудка зайца, то по имени [зайца] не называли, «желудок бегающего», говорили.

С зайцем у адыгов связывалась прогнозирующая метеорологическая функция: Бжьыхьэ тхьэк1умэк1ыхьыр уэдмэ, уэс щ1агъуэ щы1энукъым, пшэрмэ - уэсышхуэ щы1энущ, жа1эрт - Если заяц худой, то зимой много снега не будет, если жирный, то зима будет снежная, говорили. (Ср.: Великий Заяц или Минабозо американских индейцев - культурный герой, трикстер, податель всех вод, властелин ветров и брат снега) [8].

Сакральный символизм зайца, его «отмеченность» проявляется также в том, что в эпосе верхом на зайце ездят загадочные карлики - испы [6, 4: 35-38]. Поверженный, умирающий Сосруко награждает зайца быстрым бегом за то, что тот отказывается выпить крови героя и есть его мясо: «Чтобы ты бегал так быстро, как мой Тхожей бегает, когда его передние ноги спутаны - сказал ему Сосруко» [5: 226].

Общий сакральный символизм зайца - запреты смотреть на него в период беременности, на употребление его мяса в пищу, связь с «верхними водами» (снег), общий контекст (табу на поедание), объединяющий зайца с хтоническими по своей природе животными (лошадь, гусь), известными своей связью с «нижним», «загробным» миром (конь) - свидетельствует о его хтонической сущности. Негативные импликации, связанные с зайцем (пересечение дороги), определяют его как животное, связанное с деструктивными силами, «иным» миром.

Фаллический, брачный символизм, связанный с древней магией плодородия, свойственный образу зайца в китайской, а также славянской традиции, в адыгских мифопоэтических воззрениях отсутствует.

Список литературы:

Гулиа Д. Собрание сочинений [Текст]. / Гулиа Д. - Сухуми: Алашара, 1985. - Т.5. - 501 с.

Гура А.В. Ласка (Mustela nivalis) в славянских народных представлениях. // Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст. [Текст] / Гура А.В. - М.: Наука, 1981.

С. 121 - 159.

Думанов Х.М. Некоторые обычаи и традиции, связанные с охотой у кабардинцев в XIX - начале XX века. // Этнография народов Кабардино-Балкарии. [Текст]/ Думанов Х.М. - Нальчик, 1977. - С. 36-47.

Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Сев. Азии. - Сборник МАЭ. [Текст] / Зеленин Д.К. - Л.: АН СССР, 1929. - Т.УШ. - Ч.1. - С.1-151.

Нарты. Адыгский героический эпос [Текст]. / Сост. А.И. Алиева, А.М. Гутов,

А.М. Гадагатль, З.П. Кардангушев /Вступит. ст. А.Т. Шортанова. - М.: Наука, 1974. - 415 с.

Нартхэр. Адыгэ эпос. (Нарты. Адыгский эпос) [Текст]. /Сост., вступ. ст. А.М. Гадагатля В 7-ми т. - Майкоп, 1968. - Т. 4. - 309 с.

Шахнович М.И. Приметы верные и суеверные [Текст]. / Шахнович М.И.- Л.: Лениздат, 1984.-190 с.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Автор-составитель К. Королев. [Текст].

М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 528 с.


Кудаева З.Ж. - профессор кафедры русской и зарубежной литератур Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, Россия, КБР, г. Нальчик





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ