СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Теоретические основы психолого-педагогической диагностики семьи школьника


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СЕМЬИ ШКОЛЬНИКА

Аннотация

На современном этапе развития психолого-педагогической диагностики требуется новое осмысление процессов, происходящих в области психодиагностики семьи.

Ключевые слова

Семья, психолого-педагогическая диагностика.

Молодое поколение современного общества должно гармонично развиваться, получить достойное образование и всестороннее воспитание.

Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Передача старшими людьми социального опыта младшим, необходимого для их жизни и труда в обществе, происходит при специально организованном взаимодействии старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений, называемом педагогическим процессом.

Эффективное педагогическое воздействие в школьных условиях возможно, если учитель будет обладать объективными научными знаниями о психологических типах личности и индивидуальных особенностях учащихся. А понимая, что огромное воспитательное воздействие принадлежит семье учащегося, необходимо всесторонне изучать его семью и взаимодействовать с ней.

Исследовать семью школьника можно методами научной психолого-педагогической диагностики.

Практическая значимость изучения психолого-педагогической диагностики семьи школьника определяется также запросами современного общества. Это обусловлено падением ценности семьи, увеличением доли неполных семей в общей структуре населения, распространением девиантных форм поведения детей и подростков и т.п.

Для полного понимания воспитательного потенциала семьи необходимо изучать ближайшее окружение ребенка, диагностировать семью.

Степень научной разработанности исследуемой проблемы.

Данная проблема является объектом изучения многих зарубежных и отечественных авторов:

А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейна, А. А. Венгера, Э. И. Леонгард, Д. Кеттела, А. Лазурского, А. Бине и др.

На современном этапе развития психолого-педагогической диагностики требуется переосмысление процессов, происходящих в области оказания помощи семьям с детьми. Современному специалисту необходим целый комплекс разнообразных знаний, умений и навыков для оказания такой помощи. Меняется содержание образовательных стандартов высшего профессионального образования в отношении психологической и педагогической диагностики. Следовательно, обобщение ранней и современной психолого-педагогической диагностики семьи школьника, является актуальным.

Целью настоящего исследования является изучение психолого-педагогической диагностики семьи школьника.

Объектом исследования является психолого-педагогическая диагностика как один из компонентов педагогического процесса.

Предмет исследования - психолого-педагогическая диагностика семьи школьника.

Задачи исследования:

изучить понятие и принципы психолого-педагогической диагностики как одного из компонентов педагогического процесса;

проанализировать диагностические методики изучения семьи школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются антропоцентрический, гуманистический, ситуационный подходы; принципы научности, системности.

Теоретической основой работы послужили конкретные методологические аспекты, связанные с изучением развития и современного состояния отечественной и зарубежной психологии (Ярошевский М. Г.), возрастной и педагогической психологии (М.В. Гамезо, А.В. Петровский и др.), проблем психологической диагностики (К. М. Гуревич, И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е.Л. Григоренко), материалы научно-практических конференций, публикации в периодической печати по данной проблеме.

В работе использованы общенаучные методы - анализ, системный, сравнительный, логического обобщения, анкетирование, а также частнонаучные методы.

В системе научного знания психолого-педагогическая диагностика занимает сегодня значимое место, являясь молодой развивающейся прикладной областью психологической науки. Это сложная интегральная наука, возраст которой немногим более ста лет. Она получает свое развитие и становление только в конце XIX в.

Индивидуальные особенности человека изучаются с помощью экспериментально-психологических методов в так называемой «индивидуальной психологии».

В XX веке социально-экономическое развитие стран требует необходимости в обеспечении производства высококвалифицированными рабочими. Возникает практический запрос на профессиональный отбор, развитие профориентации, т.е. запрос на профессиональную тестологию, и в дальнейшем - психологическую диагностику.

Психологическая диагностика - это наука о классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, конструировании методов измерения, оценки, и использовании этих методов в практических целях [1, с. 17].

В практическом смысле психодиагностика определяется как установление психодиагностического диагноза. Она описывает состояния объектов, которыми могут являться конкретная личность, отдельная группа или организация. Инструментарий психодиагностики состоит из специальных методов. Психодиагностика сама является методом исследования либо практической областью деятельности психолога. Иногда она может быть структурным компонентом эксперимента. Как наука психодиагностика является областью психологии, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В теоретическом плане психодиагностика изучает постоянные и переменные величины внутреннего мира личности. С одной стороны психодиагностика проверяет теоретические представления, а с другой - воплощает их от абстрактно-обобщенной теории к конкретным выверенным фактам.

Таким образом, выделяется научная и практическая функции психологической диагностики. Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики, психодиагностических методик.

Практики-психодиагносты анализируют и измеряют индивидуальные особенности личности, и оценивают их, а также находят различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Данный вид деятельности называются постановкой диагноза. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) понимается как обнаружение чего-то, распознавание.

Основные принципы психологии являются ведущими и для психодиагностики.

Теоретическая психодиагностика опирается на эти исходные положения, определяющие суть и истоки человеческой психики:

Принцип отражения раскрывает понимание сущности психического. Это адекватное отражение окружающего мира в психике человека, так как по А.Н. Леонтьеву, - в ней нет ничего, что не было бы отражено. Принцип отражения раскрывает также основные функции и уровни развития человеческой психики.

Принцип развития психики и сознания рассматривает их развитие в деятельности, в общении с другими людьми, в социальном взаимодействии с окружающим миром. Объясняются условия возникновения психических явлений, их динамические изменения как результат этого социального взаимодействия, обучения и воспитания личности.

Принцип единства сознания и деятельности объясняет формирование, развитие и функционирование психики в деятельности, во взаимодействии человека с другими людьми в процессе социально-значимой общественно-трудовой деятельности. Специалист выясняет внутренние психологические механизмы личности, побудившие ее к определенному поведению и обеспечившие соответствующий результат.

Личностный принцип предполагает анализ индивидуальных особенностей человека.

Принцип целостного, системного подхода объясняет формирование и функционирование психики как целостного, интегрального явления [2, с. 7].

Данные принципы положены в основу способов получения достоверных данных о содержании динамических психической реальности, т.е. в разработку психодиагностических методик.

Психологу, работающему в области психодиагностики весьма важно знать содержание принципов психологии и их основные требования, так как они заключают в себе базовые закономерности в сфере психического.

Таким образом, общее понятие о психолого-педагогической диагностике дает нам представление, что она является самостоятельным методом исследования. В то же время это область деятельности практического психолога и может входить структурным компонентом в эксперимент.

В практическом смысле психодиагностика определяется как установление психолого-педагогического диагноза объектов (личности, группы) на основе специальных методов.

В современной психологии в настоящее время созданы и используются на практике большое количество психодиагностических методов. Еще в начале ХХ в. в психодиагностической науке были приняты требования, предъявляемые к современным наиболее развитым наукам.

Психодиагностические методы можно объединить в группы по различным основаниям. Наиболее распространенные классификации методов психодиагностики представлены в работах Й. Шванцаре, В.К. Гайде, В.П. Захарова, А.А. Бодалева, В.В. Столина

и дрКлассификации методов по Й.

Шванцаре, объединяющим психодиагностические методы в группы по следующим основаниям::

а) по используемому материалу (вербальные и невербальные средства, манипуляционные, рисуночные тесты и т.д.);

б) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

в) тесты с однозначным «правильным» решением и тесты с возможными различными ответами;

г) по психической активности испытуемых:

интроспективные - получение эмпирических данных путем самонаблюдения собственных психических процессов без применения инструментария или каких-либо эталонов;

экстроспективные (внешнее объективное наблюдение и оценка разнообразных проявлений поведения других людей);

проективные. Характеризуется выявлением проекций в данных исследования с последующей множественностью интерпретаций (Л. Франк). Исследуется уникальная система особенностей личностных и когнитивных смыслов субъекта.

исполнительные. Испытуемый выполняет мыслительное, перцепционное или двигательное действие, количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем личностных черт и интеллектуального развития личности.

В.К. Гайде и В.П.

Захаров классифицируют психодиагностические методы по следующим основаниям::

а) по качеству: формализованные (стандартизованные) и неформализованные (нестандартизованные). Формализованность (стандартизованность) методик предполагает их применение везде и всегда одинаково. При неформализованных (нестандартизованных) методиках нет единых стандартов проведения исследования.

б) по назначению:

в) по количеству обследуемых;

г) по форме ответа: устные и письменные;

д) по ведущей ориентации: тесты на скорость, мощность, смешанные тесты.

Очевидно, что диагностических методик в практике психолого-педагогической

диагностики множество, они классифицируются и объединяются в группы по разным основаниям, многие из них применяются с целью изучения семьи школьников.

Школа сегодня решает многие вопросы в образовательном и воспитательном плане. По большому счету - это вопросы государственной и общественной значимости, так как цель проводимой воспитательной работы в обеспечении самообразования, самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации и самореализации личности школьника в образовательном поле школы на основе его духовно-нравственных, интеллектуальных, социально-культурных, экологических ценностей, с перспективой на выполнение активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда.

Добиться высоких результатов образовательно-воспитательной работы в школе возможно только в сотрудничестве с родителями учеников. Для этого необходимо знать, чем и как живет семья, как воспитывает ребенка.

Семья - это персональное пространство и жизненная среда развития ребенка, качественные характеристики которой определяются следующими параметрами:

социально-культурный (образовательный уровень родителей, их гражданская и общественная активность);

социально-экономический (имущественные характеристики, социальный статус родителей);

технико-гигиенический (условия проживания, организация быта, особенности образа жизни);

демографический (структура семьи).

Известно, что семья - это первичный социализирующий институт, играющий решающую роль в формировании личности ребенка.

Семья выполняет общие и семейные задачи воспитания детей. Это микрокосмос в жизни маленького человека, и ее задача - протянуть связующую нить между близким миром семьи и сложным окружающим миром, многосторонне формируя личность будущего семьянина и гражданина.

Семья обязана выполнять функции, заданные ей обществом и свои внутрисемейные функции. Однако в сложной социально-экономической ситуации семья не всегда способна сама справиться с ними, наблюдается обострение семейных проблем.

В связи с этим семье требуется квалифицированная и постоянная помощь как государственного уровня - со стороны различных служб и ведомств, так и со стороны местного локального уровня - школы. Взаимные усилия педагогов и родителей возможны с использованием воспитательного потенциала семьи для решения общей задачи - развития личности школьника.

Общая задача семьи и школы - воспитание гражданина, - должна быть установкой всего общества, сформированным общественным мнением, особой философией.

Т.Н. Матвеева считает, что «Социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование общественного мнения, призвана формировать и совершенствовать у молодежи определенную... гуманистическую систему знаний, способностей, интересов, потребностей» [3, с. 95].

Сотрудничество с родителями должно быть постоянным, не разовым, случайным и не ситуативным. Нужно познакомиться с семьей поближе, чтобы через ближайшее окружение ребенка, изучение стиля жизни его семьи, уклада в доме, традиций, ценностей и духовных ориентиров, понять мотивы поведения и поступков ученика; выявить воспитательный потенциал семьи.

Классный руководитель или психолог в школе использует для этого комплекс классических методов психолого-педагогической диагностики.

Необходимо ориентироваться в потоке диагностических методик, чтобы выбрать нужную методику именно для данного случая.

Организовывая психолого-педагогическую диагностику семьи школьника, мы предполагаем организацию трех этапов.

Повторение научно-теоретических знаний по курсам «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология» (М.В. Гамезо, Домашенко И.А., А.В. Петровский, Немов Р.С., истории зарубежной психологии (History of psychology and psychiatry Robak, A.A.), других теоретических курсов.

Выбор объекта изучения и организация сбора фактических данных с использованием методов психолого-педагогического исследования.

Осмысление, обобщение и анализ собранного материала.

Этапы нашей работы взаимосвязаны и взаимодополняемы; в ходе работы могут корректироваться.

Работу по диагностике семьи начинаем с изучения условий семейного воспитания: состава семьи; профессии родителей, возраста детей и родителей, краткой характеристики родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношений в семье между взрослыми, детско-родительские отношения, согласованность действий взрослых по воспитанию детей и др.

Практическая психолого-педагогическая диагностики семьи школьника будет предметом нашего дальнейшего исследования.

Список литературы

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 528 с.

Донцов Д., Драчева Н., Власова С. Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп // Школьные технологии. - 2013, № 6. - С. 156-172.

Матвеева Т.Н., Мелкумян М.С. Гуманистические идеи Пьера де Кубертена. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов, 2013. - С. 92-96.


Карагулян Э.Т. - магистрант Научный руководитель: Матвеева Т.Н. - к.псх.н., доцент ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Россия, г. Сочи





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ