СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Оссобенности эффективности сопровождения беременных женщин в пренатальный период


ОССОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация

В статье на практическом материале описан и проанализирован опыт отечественных психологов, затрагивает детско-родительские отношения, выделяя материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурно-исторические, социальные, биологические и психологические основы.

Ключевые слова

Материнство, ребенок, мышление, вскармливание ребенка, вынашивание, рождение.

Материнство - функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода, включающая биологический (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальный (воспитание ребёнка) аспекты, - такое определение материнству даёт большинство энциклопедий [1]. Будет совершенно ошибочным определять материнство только с точки зрения биологической и социальной позиции, так как материнство более сложное, в том числе и психологическое состояние женщины - матери.

Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно, хотя детско-родительские отношения всегда представляли собой актуальную проблему для отечественной психологии развития: ею занимались Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т., Эйдемиллер Э.Г. и многие другие.

К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С. Радионова, О.Р. Ворошнина и др. Все чаще появляются исследования, посвященные изучению материнства как самостоятельного феномена. Так Филипповой Г.Г. предпринимались попытки создания фундаментальной психологической теории материнства. Поскольку материнство представляет собой многостороннее явление, то проблематика, затрагиваемая его исследователями, очень разнообразна.

Обобщив все основные направления исследований, выделяются две основные позиции изучения материнства как психосоциального феномена: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.

Материнство как обеспечение условий для развития ребенка затрагивает детскородительские отношения, выделяя материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурно-исторические, социальные, биологические и психологические основы.

Авторами этого биологического подхода являются К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд и др. В его рамках понимание материнства рассматривается как филогенетические предпосылки заботы о потомстве. Так в рамках этологических исследований поведение человека рассматривается как эпифеномен поведения животных. Материнство для этолога - это, прежде всего, материнское поведение. Этологи рассматривают материнскую привязанность как врожденный биопсихический механизм, одинаковый для человека и животных. Первым шагом к возникновению привязанности является ранний контакт матери с ребенком. Ее поведение при этом является комплиментарным врожденному репертуару поведения младенца и носит название «вызванное младенцем социальное поведение». Пусковой механизм, запускающий поведение матери - это морфологические черты, запахи, движения и позы ребенка. Специфически человеческим стимулом считается улыбка младенца.

Современные исследования Д. Дьюсбери и Е.Н. Панова физиологических и психофизиологических аспектов материнства посвящены исследованию ресурсных затрат родительской особи (родительский вклад), роли биологических факторов в формировании родительского отношения. К. Остин и Р. Шорт, К. Флейк-Хобсон считают, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в раннем материнстве зависит от личностных особенностей, смысла беременности, социальной и семейной ситуации [2]. Так же А.С. Батуев, И.В. Добряков рассматривают развитие материнства с точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства». Нарушения в течение беременности, успешность родов и послеродового периода связываются с правополушарным доминированием, психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.

Таким образом, в рамках биологического подхода материнство рассматривается как генетически запрограммированный биопсихический механизм, одинаковый для человека и животных. Материнство женщины, по мнению этологов и сравнительных психологов, запускается рядом ключевых стимулов, часть из которых роднит человека с животными, другая часть - является специфически человеческой.

Автором культурно-исторического подхода является Э. Бадинтер. Она утверждает, что как ни существенны филогенетические предпосылки материнства, биология не объясняет всей специфики родительского поведения у человека, и биологических концепций явно недостаточно для полного рассмотрения данного феномена. В рамках культурно - исторических концепций исследователи делают акцент на сравнительно - исторических данных. Эти данные убедительно показывают, что родительское отношение - продукт длительного и противоречивого развития. Э. Бадинтер попыталась проследить историю материнских установок на протяжении нескольких столетий и пришла к выводу, что материнская любовь - это миф, а женщина становится «лучшей» или «худшей» матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство. Э. Бадинтер указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка.

Кон считал, что самоуважение современной женщины имеет кроме материнства много других оснований — профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно-материнские функции по уходу и воспитанию детей ныне берут на себя профессионалы — детские врачи, сестры, воспитательницы, специализированные общественные учреждения — ясли, детские сады и т. д. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения [3]. Материнство выступает как особый вид деятельности - трансляция на индивидуальный уровень ценностей культуры.

Таким образом, в рамках культурно - исторического подхода материнское отношение трактуется как продукт культурного развития, зависящий как от моделей материнства, так и от модели семьи, доминирующей в данную эпоху, на данном этапе развития общества, т.е. общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения.

В рамках же психологического направления описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий, выделяются типы и стили материнского поведения, отношения, позиции. Основой для современных исследований в данном направлении являются работы З. Фрейда, А.Фрейд, Д. Винникотт, М. Кляйн,

Э. Эриксона, Э. Фромма.

Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями. В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности и материнствования с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития женщины, а с другой стороны как состояния, которое может порождать глубокий личностный кризис.

Теория социального научения Роттера и Штерна рассматривает материнство как стимул - реактивное поведение, изменяющееся в процессе взаимного научения с ребенком. В исследованиях, основанных на теории объектных отношений М. Кляйн, М. Малер, А. Валлона, Д. Винникотт, мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической системы, причем материнство является всего лишь средством для развития ребенка. Согласно теории Винникотт, объект-мать имеет функцию предоставления себя ребенку как основы для удовлетворения всех его нужд, в том числе для создания иллюзий. Мать также создает у ребенка ощущение доверия к миру.

Особенный и оригинальный вклад, который своеобразно связан с теорией объектных отношений, сделал англичанин Вильфред Р.Байон в своей концепции "containment" (вбирание-перемещение-содержание). Эту циркуляцию психических элементов между ребенком и матерью можно определить так: содержимое ребенка испускает немыслимые бета элементы, мать-контейнер вбирает, перерабатывает и возвращает их ребенку. Ребенок способен эти элементы в новой форме (альфа) мыслить и взаимодействовать с ними. В итоге - это схема, в которой мать дает взаймы свой аппарат для осмысления психических содержаний. Этот аппарат ребенок постепенно интериоризирует, становясь, таким образом, все более способным самостоятельно выполнять функцию мышления [4].

Список литературы:

Бердышев Г.Д. Генетика человека / Г.Д. Бердышев, Криворучко И.Ф. - Вища школа. - 1979 г. - 447 с. [1]

Бочков Н.П. Клиническая генетика: учебник / Н.П. Бочков. - 2-е издание, пе- рераб. и доп. ГЕСТАР-МЕД. - 2002. - 338 с. [12]

Гутман Б. Генетика / Б. Гутман [и др.] / Перевод с англ. О. Перфильева. - Фаир- Пресс, 2004. - 448 с. [9]

Кириллова И.А. Тератология человека. Руководство для врачей 2-е изд. / И.А. Кириллова [и др.] / Под ред. Г.И. Лазюка. - М.: Медицина. - 1991. - 480 с. [38]

Кулаков В.И. Беременность и роды при пороках развития плода / В.И. Кулаков [и др.] // Акушерство и гинекология. - 2007. - № 6. - С. 21-2 [24]

Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М.,изд.-во Института психотерапии,2002.


Жимбаева А.С. Научный руководитель - Раклова Е.М. к.п.н. Инновационный Евразийский Университет, Казахстан, г. Павлодар





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ