СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Формы отражения внутреннего мира человека посредством языка


ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ЯЗЫКА

Аннотация

Статья посвящена проблематике изучения констант внутреннего мира человека, которые характеризуются антропоцентризмом. Авторы анализируют сложность языковой деятельности человека, при этом предлагается описание форм отражения его внутреннего мира. Актуальность исследования свидетельствует об интересе современной лингвистики к особенностям внутреннего мира человека и его месту в языковой картине мира.

Ключевые слова

Константы, внутренний мир человека, антропоцентризм, языковая картина мира.

Являясь постоянной характеристикой процессов и свойств, константы непосредственно также связаны и с сущностью человека. Константы внутреннего мира человека характеризуются антропоцентризмом, что позволяет им занимать определенное место в языковой картине мира. Константы внутреннего мира выражаются средствами языка, проявляясь в языковой деятельности человека; это позволяет сделать последнего субъектом познания [6].

Язык представляет собой сложную структуру с целым рядом систем и речевых форм, различающихся своей онтологической сущностью и степенью сложности формы предъявления. Это позволяет рассматривать человеческий фактор в картине мира на стыке лингвистики, истории и философии. Используя язык, человек противопоставляет себя животному миру, при этом сохраняя связь с последним в своих мыслях, действиях и словах [6].

Язык является формой реализации и выражения результатов мыслительной деятельности в языке [3, 7]. Сложность и многоступенчатость языковой деятельности человека прежде всего связана с её формированием. Л.С.Выготский считает, что на первичном этапе речь формируется невербально и лишь потом вербализируется [2]. Речевая деятельность человека очень сложна и зависит от ряда факторов (многомерности, автоматизма, творчества и др.) Константы внутреннего мира человека в языковой форме могут быть выделены как часть языковой картины мира, что позволяет нам в нашем исследовании концентрироваться на лингвистической картине мира.

Языковая картина мира складывается из результатов языковой деятельности человека. Последняя представляет собой сложную структуру с рядом систем и подсистем различных уровней, различающихся своей онтологической сущностью и степенью сложности [6].

Декарт считал, что использование языка является «достоверным признаком человеческого разума» [8]. Языковая деятельность человека чрезвычайно сложна и зависит от влияния исторических факторов и социально-экономических условий жизни общества в целом. В настоящее время лингвисты настаивают на том, что психологическое содержание объектов речевой деятельности проявляется именно в речевой деятельности.

Речевая деятельность людей связывается с непосредственным актом речи, предполагающим определённые языковые знания с целью доведения определённой информации до конкретного человека [8].

И.В.Арнольд особое внимание уделяет месту человеческого фактора в гуманитарных науках и этим призывает обратиться к антропоцентризму, нацеленному на человека, потому что языковая форма акта речи представляет собой непосредственную форму проявления человеческого фактора и степени влияния социума на речевую деятельность [1].

«Мир человека» как понятие изучается лингвистами, философами и психологами. В результате соединения результатов исследований трех наук возможно рассмотреть картину мира и языка с точки зрения всех аспектов и иметь наиболее полное представление о влиянии человека на картину мира с лингвистической точки зрения.

К.С.Степанов утверждает, что семантика, синтаксис и прагматика выбрасывают так называемые «антенны» посредством когнитивной сферы в область культуры, биологии, языкознания и т.д. [6]. Эмпирическое восприятие человеком действительности интерпретируется ученым в национальных и интернациональных выражениях, что и образует языковую картину мира.

Психологическое содержание объектов речевой деятельности проявляется в речевой форме. Этот факт объясняет языковую специфику у отдельных индивидов и социума в целом. Для того чтобы понять этнический, национальный и интернациональный аспекты речевой деятельности, существует понятие «языковая картина мира» как набор основных семантических противопоставлений, имеющих для народов мира универсальный характер.

В целом понятие о языковой картине мира позволяет глубже решать вопрос о соотнесении отдельных аспектов языка с действительностью как сложным процессом интерпретации человеческого мировосприятия.

Внутренний мир человека, относясь к индивидуальной картине мира, является антропоцентрическим отражением человеческого восприятия с социальным оттенком.

Языковая деятельность человека непосредственно связана с лингвистической картиной мира. Ученые рассматривают процесс общения людей друг с другом и языковую деятельность человека как основу для создания языковой картины мира.

Л.С.Выготский исследует процесс языковой и речевой деятельности человека в непосредственной связи с жизнедеятельностью людей и их социальным окружением [2]. Внутренний мир человека - это тонкая неоднородная материя, состоящая из переживаний человеком своего отношения к тому, что происходит, познается или делается человеком по отношению к другим людям, окружающему и самому себе. «Чувственный мир человека определяется языковыми способами» [6].

Человек, в отличие от животного, «обладает духовным миром, благодаря которому возникает возможность отвлеченного мышления, сознательного поведения, корни которого уходят в свойства духа» [8]. А. Конт и Э.

Кассирер выделяют несколько форм отражения внутреннего мира человека посредством языка:

опосредованность языковых форм;

символичность и отвлечённость понятий;

влияние социума на речевые формы отражения действительности [8].

Константы внутреннего мира человека опосредуются определенным опытом и носят конкретные языковые знания норм, принципов и форм речевого общения.

По данным А.Ф.Лосева языковая система отдельного индивида складывается из трех основных компонентов:

социального окружения;

процесса жизнедеятельности в целом;

контактов с близкими людьми и влияния стереотипов воспитания [4].

Таким образом, константы внутреннего мира человека представляют собой отражение существующей действительности, социального окружения и приобретенного жизненного опыта.

Б.А.Серебренников считает, что языковые проявления внутреннего мира человека занимают определенное место в картине мира, так как являются одной из характеристик человеческой сущности. У человека не может быть эмоций, не связанных с речевой деятельностью, а эмоционально-чувствительная среда является одной из характеристик познания человеком окружающей действительности [6].

Константы внутреннего мира человека по своей антропоцентрической природе являются составляющей мира человека и занимают определенное место в языковой картине мира. Отсутствие единой точки зрения на понятие «языковая картина мира» проявляется в формировании представления о влиянии языковой деятельности человека на всю лингвистическую картину мира; при этом существует и взаимообратное влияние.

Внутренний мир человека относится к индивидуальной картине мира, но носит социальный и этнолингвистический характер, т.е. константы внутреннего мира человека имеют отпечаток социальной жизни общества, временного аспекта и национального характера. Соответственно, средства, посредством которых выражается внутренний мир человека, создаются на основе определенной базы языковых знаний и имеют семантикоструктурированные особенности.

Список литературы:

Арнольд И.В. Современные лингвистические теории взаимодействия системы и среды / И.В.Арнольд // Вопросы языкознания. - 1991. - № 3. - С. 188-126.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 3. Проблемы развития психики [под. ред. А.М.Матюшкина] / Л.С.Выготский. - Москва: Изд-во «Книга по требованию», 2012. - 369 с.

Крутецкий В.А. Психология: учеб. для пед. училищ / В. А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1986. - 336 с. - Библиогр.: с. 333. - (в пер.).

Лосев А.Ф. Философия имени / А.Ф.Лосев. - Москва: Академический Проект, 2009. - 304 с.

Семантика (Очерк) / Ф.Л.Палмер; предисл. и коммент. М.В.Никитина. - Москва: Высшая школа, 1982. - 111 с. (на англ. яз).

Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / Б.А.Серебренников. - Изд. 2. - Москва: Наука, 2010. - 248 с.

Сорокин Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речового общения / Ю.А. Сорокин, Е.Ф.Тарасов, А.М.Шахнарович. - Москва: Либроком, 2009. - 328 с.

Человеческий фактор в языке. Язык и порождение / Е.Кубрякова, А. Шахнаро- вич, Л.Сахарный. - Москва: Наука, 1991. - 240 с.


Дорошенко Л.А. - доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова, Россия, г. Севастополь Шутова О.А. - доцент кафедры «Иностранные языки и методика обучения» Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ