СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Культура речи в публичном пространстве


КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

В статье рассматривается современная телевизионная речевая культура, отражающая потребности общества, располагающего большими запасами культурной информации, и обмене этой информацией. Она также опирается на традицию живого слова быть посредником между людьми. Создав принципиально новую, опосредованную техническими средствами форму общения люди расширили масштабы его границ. В структуре, содержания и формах телевизионного общения отражаются особенности и черты действующего социально-политического и экономического устройства государства. Общение через телевизионный экран сохранило в структуре своих процессов последовательные этапы психологической переработки воспринимаемой людьми информации. Формирование сознания и поведения аудитории во многом зависит от социальных и политических взглядов телевизионного журналиста, его склонностей и способностей, и возлагает ответственность за его каждое неправильно произнесенное слово. С ним теснейшим образом связаны аспекты профессионально-нравственных отношений, обозначаемые категориями «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть».

Ключевые слова

Телевизионная речевая культура, культура речи, ораторский образ.

Коммуникация - одна из важнейших составляющих человеческого существования. Создав принципиально новую опосредованную техническими средствами форму общения, люди расширили масштабы его границ. Список этих важнейших технических средств общения сегодня возглавляет телевидение, хотя с появлением Интернета многие предсказывали скорое ослабление его ведущей позиции как средства доставки информации. В структуре, в содержании и в формах телевизионного общения отражаются особенности и черты действующего социально-политического и экономического устройства государства. Телевизионное общение «сохранило в структуре своих процессов последовательные этапы психологической переработки воспринимаемой людьми информации». [6. с. 11-12]. Направленность на формирование общественного мнения и поведения аудитории во многом зависит от социальной позиции журналиста, заключающейся в реализации его социально-политических взглядов, его склонностей, способностей и мировоззренческих установок.

В настоящее время зрительская аудитория воспринимает телевизионную информацию не просто опосредованно через ведущего-тележурналиста, причем как информацию проблемную, так и информацию развлекательного характера, но и через личность этого ведущего. Речь идет о понятии персонифицированной информации, которая связана с наложением личностных качеств телеведущего на информацию, которую он озвучивает в эфире. Иногда одного появления телеведущего на экране достаточно, чтобы зрительское внимание сосредоточилось на нем. И, наоборот, другой человек, говорящий, казалось бы, интересные и нужные вещи, не может вызвать зрительского интереса. Все зависит от того, насколько созвучны морально-нравственные и эмоциональные установки ведущего и зрительской аудитории. Профессионально-нравственные убеждения, взгляды, картины мира, основанные на ценностях и нормах традиционной морали, делают речи тележурналиста понятными, эмоциональными, с учётом уважения интересов личности и общества и их права на получение проверенной и правдивой информации. Проявление доверия и симпатии зрительской аудитории к такому журналисту на практике доказывает верность соблюдения этих норм и ценностей, которые соответствуют общечеловеческим понятиям и отвечают требованиям ответственности, справедливости и долга.

Понятие «профессиональный долг» отражает тот аспект профессионально-нравственных отношений, который восходит к сущности журналистского дела и проявляет себя в виде побуждения к действиям, необходимым для осуществления профессиональных обязанностей. С ним теснейшим образом связаны аспекты профессионально-нравственных отношений, обозначаемые категориями «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть».

Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые они могут иметь как для отдельных членов общества, так и для общества в целом. Изначально всякая профессиональная деятельность ориентирована на удовлетворение тех или иных общественных потребностей и, следовательно, стремится к тому, чтобы ее результат позитивно воспринимался обществом. Однако есть обстоятельства, способные в значительной степени понизить это стремление и направить его в сторону негативного восприятия, так как статистический характер общественных явлений и вероятность наших знаний о будущем обусловливают невозможность однозначного предсказания развития событий во многих сферах окружающей человека действительности, предвидения будущего состояния во всех деталях и тонкостях. Это означает, что любая непрофессиональная творческая деятельность, в той или иной степени, обречена на непредсказуемость последствий. И конечная цель, и поэтапные промежуточные задачи в процессе такой деятельности содержательно формируются в условиях неопределенности. Поэтому при всей заинтересованности субъекта деятельности в достижении успеха и позитивных последствиях затраченных усилий, решения о действиях он неизбежно должен принимать с учетом вероятности их альтернативного исхода: успех — неуспех, позитивные — негативные, разрушающие - созидающие последствия. Такой тип принятия решений и сама деятельность с вероятностью альтернативного исхода сопряжены с риском, который в профессиональной ответственности имеет существенное значение. Дело в том, что творчество всегда направлено на создание реалий, не имеющих абсолютных аналогов в действительности и, следовательно, по сути своей оно связано с неопределенностью. А так как риск неизбежен, значит, он оправдан и допустим. Но степень допустимости риска может меняться в зависимости от объективной необходимости деятельности в данный конкретный момент и значимости мотивов. Чем острее нужда в результатах деятельности и основательнее ее мотивы, тем обоснованнее принятие решений о действиях с альтернативным исходом. Потому риск всегда должен быть оправданным. Свою регулятивную роль в этом плане на практике обнаруживает тот нравственный феномен, который обозначается категорией «ответственность».

Личность, наделенная профессиональной ответственностью, выступает в качестве гаранта добросовестного выполнения профессионального долга и минимизации отрицательных последствий своей деятельности. При этом, чем выше рискованность деятельности, тем выше профессиональная ответственность ее субъекта. Телевизионное общение для тележурналиста, по сути, является сферой повышенной речевой ответственности,

Качество транслируемой информации - это не только ее содержание, но и понятие, которое включает в себя и эстетические, и нравственные аспекты, а также эмоциональные впечатления, которые получают в процессе передачи зрители и слушатели. Решающую роль здесь играют многие факторы, в том числе и выбор жанра, и, конечно же, личность ведущего, которому доверяет аудитория. Одним из таких авторитетных ведущих на телевидении уже не один год является патриарх русской журналистики Владимир Владимирович Познер.

Диалогические формы общения его авторской программы «Времена», к сожалению уже закрытой, можно смело включить в учебные программы по подготовке журналистских кадров. Эту передачу можно рассматривать как жанровые модификации, возникающие в результате объединения и трансформации нескольких моделей, а именно - синтеза жанра интервью и жанра дебатов. Влияние последнего жанра проявляется в за- данности темы для обсуждения, дискуссионном характере общения, в увеличении количества интервьюируемых собеседников. Эта передача является сложным речевым событием, поскольку планируется и до определенной степени контролируется ведущим и имеет определенный ролевой состав участников. Как событийный жанр, она характеризуется наличием макродиалога, выражающегося в диалогическом типе общения, хотя диалогическая форма сочетается с монологической речью. Эта передача - сложное речевое событие. Она всегда посвящена определенной актуальной проблеме и представляет общественный интерес. Центральной фигурой в организации такого речевого общения является модератор (ведущий). Он предлагает тему для обсуждения, а участники высказывают свою точку зрения по этой проблеме. Он осуществляет стратегию беседы-интервью, и ему принадлежит право выбора стратегических и тактических шагов. Грамотный выбор этих шагов определяет конечный успех передачи. Такие обсуждения представляют собой якобы «спор для слушателей» - то есть не для того, чтобы приблизиться к истине или убедить в чем-то друг друга, а для того, чтобы убедить слушателей или произвести на них то или иное впечатление.

Роль ведущего изначально предполагает авторитарность поведения, необходимую для динамики поэтапного развития передачи, а также право ведущего удерживать участников в рамках тематики обсуждения. Вот фрагмент из передачи В. Познера «Времена» от 11.03.2007.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю... потому, что... Вы знаете, вы меня ставите в несколько трудное положение, потому что обычно в этой программе задаю вопросы я... Но я вам хочу сказать, что...

Другой пример из передачи «Времена» от 24.04.08.

ВЕДУЩИЙ: Людмила Алексеевна, я вынужден вас...

ЛЮДМИЛА ВЕРБИЦКАЯ: Я понимаю, что времени мало, но я хочу сказать...

ВЕДУЩИЙ: Нет-нет. Русский язык - это проблема. Речь шла об этике, о состоянии морали, о том, что именно показывают, в частности, на экране.Это вроде тема нашего разговора. Вы и в самом деле считаете, что, скажем, следовало бы создать какой-то специальный совет?

Фрагмент диалога показывает, как ведущий настойчиво, но тактично, уважительно, с доброжелательной интонацией обращается к собеседнику и возвращает беседу в рамки обсуждаемой темы. Дальнейший успех беседы в таком уважительном отношении к собеседнику и создания атмосферы взаимного доверия обеспечен, что подтверждается еще и огромной популярностью программы у телезрителей.

Для ведущего, равно как и для всех участников публичного общения, особенно важным является стратегия самопрезентации - имидж (англ. image - лицо, престиж, репутация), которая занимает центральное место среди стратегий воздействия на широкие массы. Содержательное изменение структуры телеинтервью Т.И. Попова усматривает в том, что «современное телеинтервью переакцентировало свои интересы с предмета разговора на самого собеседника, что прослеживается в таких типах, как интервью с участником события, интервью с профессионалом (экспертом), интервью с личностью. Современные телеинтервью характеризующиеся «лично- биографическим эксгибиционизмом» участников и усилением роли ведущего, отражают основные тенденции развития современной журналистики и информационно-коммуникативного общества в це- лом».[4.с. 14 ].

Личность модератора, его имидж, под которым понимается образ-представление, т.е. целенаправленно создаваемое впечатление от человека, наделенное дополнительными ценностями - человеческими, нравственными, профессиональная компетентность, общая и языковая культура способствуют более эмоциональному восприятию текста и определяют успех программы у телезрителей. Самопрезентация - одна из разновидностей стратегии коммуникации. Это - широкое и объемное понятие. О.Н. Быкова с позиций речевой коммуникации характеризует его как «эмоциональная самоподача оратора, косвенная демонстрация психических качеств его личности, для формирования определенного впечатления о нем самом и его целях».[1. с.50]

Создание положительного впечатления об адресанте актуализирует доверие к говорящему и служит средством облегчения диалога с аудиторией.

Журналистика, прежде всего, есть инструмент формирования общественного мнения. Главным видом журналистского творчества является публицистика. В публицистических телевизионных передачах, раскрывающих мир современной личности, можно наблюдать сложное переплетение социально-центрического в личности и индивидуально-личностного. Традиционно эти две составляющие не вступают в противоречие, а свободно взаимодействуют. На новом этапе социального развития характер индивидуальной личности на экране лучше раскрывается в жанре аналитической телепублицистики. Ведущие этих программ сегодня имеют принципиально новые характеристики по сравнению с дорыночным, доперестроечным телевидением. Изменились культурнонравственные стороны личности, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Эти изменения ведут к потерям в культуре языка и в культуре речевого поведения. А общение с людьми в публичном пространстве трудно представить без соблюдения требований этих важнейших составляющих.

Список литературы:

Быкова О. Н. Опыт классификации приёмов речевого манипулирования в текстах. СМИ // Речевое общение: Вестн. Рос. ритор. ассоциации / Краснояр. гос. ун-т. - Вып. 1(9). - С. 42-53.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Уч. пособие для вузов М.: Аспект-Пресс, 2000. - 208 с.

Лукина М.М. Технология интервью. Уч. пособие для вузов М.: Аспект-Пресс, 2005. - 192 с.

.Попова Т.И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб., Филологический факультет СПбГУ, 2002. - 220 с.

Резепова Н.В. Метафоричность политического дискурса в контексте диалогического характера коммуникации. /Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 4 (104). С. 148-152.

Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. Москва,: Мысль, 1973. - 216с.


Галстян С.С. - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Лингводидактика» «Московский государственный университет путей сообщения», Россия, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ