СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


К вопросу о некоторых актуальных угрозах для российской федерации


К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ УГРОЗАХ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена угрозам для национальной безопасности России, возникшим в последнее время.

Ключевые слова

Угрозы национальной безопасности, международные отношения, постсоветские страны.

В течение последних нескольких лет в мире произошел ряд серьезных изменений, которые трансформировали архитектуру международных отношений и привели к росту нестабильности на гигантских пространствах от Северной Африки до Восточной Европы и Средней Азии [1; 2]. Прямо или косвенно во многие события оказалась вовлечена и Российская Федерация, так что возникает необходимость осмыслить новое положение нашей страны и оценить стоящие перед ней вызовы.

Несмотря на комплексный характер трансформации международной и внутренней ситуации, можно выделить несколько основных направлений, требующих особого внимания специалистов.

В частности, мы бы отметили такие:

Усиление напряженности между основными геополитическими игроками, вплоть до возобновления «холодной» войны между Россией и США, что в свою очередь приводит к объединению отдельных стран в политические и экономические союзы и росту локальных конфликтов, в том числе и военных.

Формирование вокруг России пояса из откровенно враждебных или потенциально недружественных государств.

Экономическое давление на Россию, введенное США и странами ЕС по политическим мотивам, и связанное с этим ухудшение экономической ситуации в стране и уровня жизни населения.

Вовлечение России в вооруженные конфликты в Донбассе и на Ближнем Востоке.

• Резкий рост системных проблем в системе государственного управления, экономической и социальных сферах Российской Федерации, что порождает возможность дестабилизации политической ситуации в стране с массовыми уличными волнениями или активизацией радикальных и террористических организаций.

Необходимо отметить, что за последовавшие за распадом СССР годы влияние Кремля на постсоветском пространстве неуклонно снижалось, и сейчас практически все бывшие страны Варшавского договора и советские республики в своей внешней политике ориентированы на США или ЕС. Более того, русофобия во многих из этих стран стала основным трендом культурной и политической жизни [3]. Это свидетельствует о катастрофическом поражении отечественной дипломатии и заслуживает особого рассмотрения.

Нужно признать, что все эти годы, экономически дотируя государства-лимитрофы, Россия так и не смогла создать собственного позитивного имиджа в глазах граждан этих стран, вовлечь местную политическую и гуманитарную элиту в орбиту Русского мира. Полностью была провалена работа со СМИ и негосударственными организациями. Более того, даже в государствах с большой долей этнически русского населения отечественные дипломаты так и не смогли создать никаких неэкономических рычагов влияния. Частично это можно объяснить тем, что Россия конца ХХ-начала ХХ1 века не смогла выработать никакой позитивной мобилизующей массы идеи, способной воодушевить как своих граждан, так и привлечь симпатии соседей. Однако, на наш взгляд, даже в условиях этого идеологического вакуума российские внешнеполитические структуры могли бы работать эффективнее, так что значительная часть вины в произошедшем лежит именно на ответственных сотрудниках МИДа и Россотрудничества.

В качестве примера того, как стоило действовать, можно привести многочисленные американские и европейские негосударственные организации, которые на постсоветском пространстве вели планомерную работу по переформатированию сознания местного населения, создав плотную сеть из взаимодействующих общественных и политических организаций, образовательных центров и средств массовой информации. Во многом именно в результате их деятельности стали возможны Майдан 2004 и Евромайдан 2014 годов на Украине, «революция роз» в Грузии или «тюльпановая революция» в Киргизии.

В результате этого на всем протяжении западной и юго-западной границы России на 2015 год существует пояс враждебных государств: прибалтийских республик, Польши, Украины, Грузии. Единственным исключением в этом ряду является Беларусь, которая по-прежнему остается союзником России. Однако во многом это связано с фигурой ее президента, который долгое время рассматривался западными политиками как тиран и был подвержен остракизму. Поэтому у него не было иного выбора, как идти на сближение с Москвой. Благодаря этому в идеологическом плане страна изменялась значительно медленнее, чем ее соседи. Поэтому не стоит думать, что пущенная на самотек ситуация и дальше будет оставаться благоприятной. Новому поколению белорусов, выросших в условиях независимости, идеи единства с Москвой импонируют меньше, чем их родителям. Тем более что идеологическая работа, направленная на разобщение жителей республики и россиян идет по сценариям, ранее апробированным на Украине. Уже создан целый комплекс историко-идеологических работ, пропагандирующий идеи древности белорусской нации и ее этнического, ментального и культурного различия с русскими, а также необходимости вхождения в европейский дом. Так что теоретический фундамент будущего размежевания уже создан, и после смены власти в республике она может повторить путь Украины [4].

Ситуация на южных рубежах Российской Федерации также далека от благоприятной. Существует высокая вероятность повторного перехода в горячую фазу войны в Карабахе, а также постоянно тлеет осетинско-абхазско-грузинское противостояние. Растет нестабильность в Среднеазиатском регионе, чему может служить примером недавний провалившийся мятеж генерала Абдухалима Назарзода в Таджикистане, а также усиление радикальных исламистских организаций. Ситуация тут нестабильна как из-за внутренних неразрешимых социально-экономических сложностей, так и из-за влияния различных сил, ведущих войну в соседнем Афганистане, а также в Сирии и Ираке.

Однако наиболее проблемной для России является ситуация на Украине. Сейчас это наиболее враждебное и опасное для Российской Федерации государство, причем это положение юридически зафиксировано на государственном уровне. Так, в новой украинской военной доктрине наша страна однозначно названа врагом, Верховная Рада признала Россию агрессором, а киевский официоз именует события в Донбассе российскоукраинской войной [2]. Анализ украинских СМИ показывает, что в стране идет масштабная информационная компания, призванная канализировать недовольство населения от ухудшения экономической ситуации, дав ему образ внешнего врага - России и ее пятой колонны на Украине. Кроме того, за последнее время властью Украины был предпринят ряд явно антирусских мер в экономической сфере, таких как блокада Крыма, закрытие воздушного пространства для российских авиакомпаний, прекращение сотрудничества в атомной энергетике. Идет обсуждение запрета на использование российского подвижного состава на украинских железных дорогах.

Таким образом, Россия оказывается в окружении недружественных государств, которые по мере возможности будут оказывать давление на российскую экономику и провоцировать усиление кризисных явлений. Учитывая, что возможности для политического влияния на происходящее в других странах у России ограничены, основные усилия правительства Российской Федерации должны быть направлены на несколько ключевых направлений.

Прежде всего, следует сконцентрировать внимание на внешней политике, на налаживании добрососедских связей с соседями, включая Украину, а также на снижении уровня конфронтации с мировыми центрами силы. Однако при этом не должно произойти и ущемление российских национальных интересов.

Вторым направлением должно стать развитие наукоемких и инновационных секторов экономики, которые нуждаются в государственной поддержке.

Также необходимо повышение эффективности систем государственного и муниципального управления и снижение уровня коррупции.

Развитие мелкого и среднего бизнеса, который является основой для создания среднего класса, в современных условиях затруднено. Причем во многом причиной этого является разобщенность самих предпринимателей, которая не дает им возможность эффективно защищать свои интересы. Если бы достаточное количество деловых людей своим приоритетом имело не личную выгоду, а о глобальные позитивные перемены, можно было бы создавать коалиции, союзы, деятельность которых была бы направлена на общее улучшение ситуации в экономике страны. Однако сегодня сложно представить негосударственные объединения бизнесменов, в которых личная выгода отойдет на второй план, по сравнению с выгодой государства и общества в целом.

Гражданское общество в стране также разобщено. Нет единой идеи, которая бы сплачивала народ, подобно борьбе с фашизмом в сороковых годах прошлого века. Трудовой энтузиазм времен первых пятилеток также канул в лету. Современное российское общество состоит из разнородных пластов, имеющих разные идеологические взгляды, цели и устремления. Чтобы общество развивалось стабильно, нужна объединяющая идея и её подкрепление в виде конкретных благ, доступных большинству граждан. Исходя из этого, можно констатировать, что сплочение общества на основе конкретных объединяющих идей - это та база, которая создаст предпосылки для стабильного развития страны. Пока такая идея еще не предложена гражданам России, так что ее выработка становится задачей для гуманитарной элиты страны.

Список литературы:

Бунтовский С.Ю. Сирийский кризис и Россия: проблемы, перспективы, угрозы / Бунтовский С.Ю. // Электронный научный журнал «Современное общество и власть». - № 3 (5). - 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gmanagement.ru/ index.php /ru/arxiv/052015r/241 -buntovskiys-052015

Бунтовский С.Ю. Украинская химера. / С.Ю. Бунтовский. // Москва: Яуза- пресс, 2015. - 352 с.

Калашников М. Независимая Украина. Крах проекта / М. Калашников, С. Бунтовский // М. - Фолио, 2010. - 448 с.

К. Аверьянов, Белоруссия может стать второй Украиной: Как братский народ уводят на Запад. / Аверьянов К. // Информационно-аналитический портал «Империя» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.imperiyanews.ru/details/f34d78c1- 7fb0-4fd7-a710-6555d96827b0 (Дата обращения 10.10.2015)

Пётр Порошенко утвердил редакцию военной доктрины, по которой Россия — главная угроза для Украины // RT на русском. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: russian.rt.com/article/118787 (Дата обращения 10.10.2015)


Бунтовский С.Ю. - ст. преподаватель, к.э.н. Кубанский государственный аграрный университет, Россия, г. Краснодар





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ