СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Влияние условия проживания в детских домах на формирование личности детей


ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема современного мира - проблема воспитания детей в детских домах. Рассмотрены основные причины, по которым дети попадают в детский дом. Рассмотрены ситуации эмоционального отвержения ребенка родителями и ситуации социального сиротства. Выявлены новые тенденции в развитии личностного развития и самооценки детей и подростков из детских домов.

Ключевые слова

Дети-сироты, эмоциональное отвержение, личность, развитие, наследственность, торможение.

На сегодняшний день по проблемам детей, воспитывающихся в детских домах существуют много исследований и теорий. Каждый из ученых старается рассмотреть развитие детей из детского дома с определенной стороны: физиологическое, духовное, психическое, личностное, ценностное развитие и так далее. Наша статья делает акцент именно на личностном развитии детей из детских домов. Данный интерес можно объяснить признанием пагубности взросления без родителей в личностном плане [4, 5 и др.].

Несмотря на то, что в нашей стране идёт существенная поддержка молодых семей, поддержка матерей, детей в детских домах не становиться меньше. По данным 2015 года число детей, проживающих в детских домах составляет - 650 тысяч. Из них 118 тысяч детей в нашей стране те, кто фактически не имеют живых родителей [5]. Остальная же часть детей попадает в детские дома по разным причинам: добровольный отказ от ребенка; наличие пагубных пристрастий к негативным веществам (наркотикам, алкоголю, курению), что влечет к быстрому лишению родительских прав; тирания внутри семьи, что приводит к добровольному сбеганию детей из семьи и т.д.

Рассматривая проблему воспитания детей в детских домах, можно проследить 2 крайности [4]:

С одной стороны, существует представление, что дети из детского дома такие же обычные дети, как из полных семей. К ним нужно обращаться точно так же, предъявлять такие же требования, и они должны придерживаться таких же правил поведения и существования.

С другой стороны, осталось очень мало здоровых людей в детских домах. Все дети имеют отставание в моторном, соматическом и психическом развитии. Это объясняется тяжелой наследственностью.

Если объединить эти 2 постулата, то они несут в себе истину, так как при разных причинах пребывания в детских домах, дети развиваются по-разному.

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, представляющий комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению и социальному сиротству [3]. Кризисность семьи как социального института, отражают следующие тенденции

рост числа разводов;

изменение семейных ценностей: брак и семья рассматривается не столько с точки зрения репродуктивной и воспитательной функции, сколько в аспекте эмоционального и интимного общения;

трансформация функций семьи в связи с перераспределением семейных ролей, связанным с повышением активности женщин во всех сферах общественной жизни и производства;

перераспределение семейных ролей;

воспитательская несостоятельность родителей

обеднение совместных форм деятельности и общения и др.

Исследования, проведенные во многих странах мира, говорят о том, что вне семьи

развитие ребенка идет по другому пути. У него формируются специфические черты личности, про которые можно сказать, что они отличаются от особенностей детей из полных семей. Именно психологический фактор является причиной психологических и даже соматических отклонений детей из детских домов.

В самом общем виде разновидность отклонений у детей из детского дома можно описать как недоразвитие внутренних механизмов опосредования, формирование которых, создает возможность перехода от реактивного, ситуационного к активному, свободному поведению.

Рассматривая различные аспекты развития детей из детских домов, можно выделить следующие параметры [4].

Интеллект - для детей из детских домов характерна ситуативность, наглядность мышления.

Мотивация у детей из детских домов слабая. Наблюдается узость и бедность содержания мотивов, а также привязанность к ситуации.

Я - концепция у детей из детских домов является дисгармоничной. У них проявляется непринятие себя, недоверие к самому себе. Наблюдается ориентация в самооценке на мнение окружающих людей.

Гендерная идентичность у детей из детского дома подразумевает бедность и схематичность, а также отрицание мускулинности - фемининности.

Общение у детей из детских домов заторможено. Наблюдается недоверие к другим людям, зависимость от мнения других людей, проявление агрессии в решении конфликтных ситуаций.

Для подростков из детского дома характерно проявление личностной беспомощности. Дети из детских домов проявляют пессимистический стиль проживания, они часто негативно размышляют о своем будущем. Они склонны к неадекватной самооценке своей уверенности, не считают себя способными делать многое своими руками и не стремятся этому учиться, не удовлетворены своим характером и хотели, чтобы он был лучше. Воспитанники детских домов, в отличие от подростов из семей, в большинстве случаев испытывают состояние депрессии и душевной опустошенности, что может привести к появлению суицидальных мыслей у таких подростков [2].

Для детей, с рождения оказавшихся в условиях материнской депривации, характерны вялость эмоций, неуверенность в себе, неумение организовать отношения как со взрослыми, так и со сверстниками, и как следствие отставание в психическом и интеллектуальном развитии. Совсем по-другому формируется тип личности у детей, которые были лишены родительской опеки, когда тесная эмоциональная связь уже установлена.

Их развитие идет по невротическому типу, когда на первый план выступают различные защитные механизмы:

агрессия - дети стремятся предупредить нежелательное отношение к себе, дать первыми сдачи, так как они могут надеяться только на себя;

избегание - характеризует их как уступчивых, замкнутых, отчужденных, аутич- ных, не способных открыто противостоять давлению; такие дети имеют заниженную самооценку;

регрессия - проявляется в том, что подростки начинают переходить на более позднюю, элементарную стадию своего развития;

интеллектуализация - свойственна подросткам, у которых имеется неудовлетворенность собой, потребностью самооправдания и самообмана, неспособность принимать решения, отстраненность, цинизм, поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наблюдается ухудшение в развитии личностной сферы у детей из детского дома. Они склонны к неадекватной самооценке своей уверенности, не считают себя способными делать многое своими руками и не стремятся этому учиться, не удовлетворены своим характером и хотели, чтобы он был лучше. В конечном итоге все особенности развития детей - сирот определяются условиями, в которых они прибывают. Значимыми из таких условий являются психическая депривация, отсутствие близкого человека рядом, который бы безоговорочно принимал и любил ребенка, а также негативное или отрицательное отношение к этим детям социума. Все это приводит к формированию неуверенной, ранимой, агрессивной в себе личности, которая защищается от внешнего мира.

Также ситуация осложняется еще и тем, что дети из детского дома - это дети, родители которых живы, но не участвуют в его жизни. Ребенку необходимо каким-либо образом определить свою позицию по отношению к этому факту своей биографии. Эта позиция сводится к глубокому чувству неосознанной обиды за своих родителей.

Для того, чтобы избежать нарушения в личностном развитии детей из детского дома должна быть деятельность, которая направлена на организацию жизненных условий в детских домах, где дети не чувствовали бы себя покинутыми и отдаленными от жизни. Получая такую поддержку, ребенок из детского дома, будет готов к новому этапу своей жизни.

Список литературы:

Истратова О.Н., Карнаух Л.А. К вопросу изучения готовности к родительству современной молодежи // Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции (г. Таганрог, 14-16 мая 2015 г.). - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. С.196-199.

Истратова О.Н. Новые тенденции в развитии детей и подростков в условиях кризиса современной семьи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2015. № 3 (41). С. 75-80.

Истратова О.Н., Кошель А.И., Рябухина В.В. Самостоятельность современных старшеклассников в учебной деятельности, отношениях с родителями и сверстниками [Текст] / О.Н. Истратова, А.И. Кошель, В.В. Рябухина // Известия ЮФУ. Педагогические науки. Тематический выпуск. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2013. №. С. 209-214

Прихожан А.М., Н.Н. Толстых Н.Н.. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации. Московский городской психолого-педагогический университет. 2009 год.

Сироты в России - Вся правда // droplak.ru/?p=1820.


Беляева Д.Е. - магистрант 1 курса ИКТИБ Научный руководитель - Истратова О.Н., канд. псих. наук, доцент Южный Федеральный Университет, Россия, г. Таганрог





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ