СТАТЬИ АРБИР
 

  2020

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Перестрахование как инструмент обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций


ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье рассмотрены тенденции развития рынка перестрахования в России. Основным событием для рынка является создание государственной перестраховочной компании, благодаря которой возможно решение вопроса перестрахования рисков компаний, попавших под экономические санкции. Создание государственного перестраховщика способствует устойчивому развитию всего российского страхового рынка.

В рыночной экономике страхование является важнейшим механизмом обеспечения социальной стабильности общества. Механизм страхования играет значительную роль в жизни обычных граждан и деятельности хозяйствующих субъектов. Страхование способствует возмещению потерь при наступлении страхового случая, минимизации рисков, формированию личного капитала граждан, в том числе пенсионного.

Страховая компания выступает на страховом рынке риск-менеджером рисков страхователя, которые могут принести ему убытки. Отношения страховщика и страхователя выстраиваются по определённым правилам - принципам страхования, а сущность и содержание этих экономических отношений реализуется посредством функций страхования.

Одним из основополагающих принципов страхования является принцип перераспределения или выравнивания ущерба по территории и во времени [2]. Страхователь, понимая, что определённые опасные случайные события, если риск наступления которых реализуется, могут принести убытки. Для того, чтобы избежать возможных убытков в будущем страхователь сегодня готов внести плату страховщику то, что он принимает на себя обязательство компенсировать убытки страхователя в будущем.

Так как страхователь вносит свою оплату за передачу риска страховщику авансом, в момент, когда убытки от опасных случайных событий ещё не наступили, то страховщик резервирует полученные от страхователя деньги. По своей сути, страховые резервы показывают ту часть обязательств, которая еще не исполнена. То есть данные средства рассчитаны на покрытие будущих убытков страхователя при наступлении страхового случая. Ещё одним из главных принципов страхования является принцип вероятности и случайности событий, защита от которых предусматривается договором страхования.

Страховщик, принимая на себя ответственность по компенсации убытков страхователя от опасных случайных событий, производит перераспределение рисков компенсации убытков среди других участников страховых отношений, как страхователей, так и страховщиков.

Страхователь, оплачивая страховой взнос, посредством участия в формировании страховых фондов, вступает в отношения не только со страховщиком, но и в отношения с другими страхователями, так как по своей сути страховые отношения - замкнутые перераспределительные отношения [3].

Страховщик аккумулирует страховые взносы в страховые резервы, предназначенные исключительно для производства будущих страховых выплат. Если реализуется риск возникновения убытков, то страховщик, следуя принципу замкнутой раскладки ущерба, произведёт выплату, компенсируя этот убыток.

Таким образом, страховщик производит перераспределение денежных средств, уплаченных страхователями за свою защиту в пользу того участника страховых отношений, который получил убыток. «Страховые резервы, являясь по своей правовой сущности коллективной собственностью страхователей, находятся в оперативном управлении у страховщика» [4].

Вторым методом распределения страхового риска является механизм перестрахования. Являясь профессиональным риск-менеджером, страховщики принимают ответственность за риски возникновения крупных убытков. Страховщик может принимать решение о разделении ответственности за убытки по тому или иному объекту страхования между другими страховщиками на принципах сострахования, или разделении ответственности со страхователем через механизм франшизы. «Однако, даже если объект страхования неделим на составные части, то его финансовое выражение может быть выражено в долях. Последние могут приобретать форму страхового продукта и таким образом разделяться между участниками страхового рынка. Происходит так называемый процесс цедирования риска. Эти выраженные доли угроз, возможных потерь передаются в страхование, а далее в перестрахование» [5].

Страховщик, осознавая последствия кумуляции рисков финансовых убытков страхователей, а также ограниченность финансовых ресурсов страховых резервов, принимает решения, которые способствуют исполнению страховых обязательств. Поэтому, для защиты финансовой устойчивости компании страховщики, диверсифицируя риск, отдают его часть на перестрахование. Поэтому перестрахование можно назвать эффективным методом возмещения убытков через перераспределение части риска.

Точкой отсчета начала этапа развития перестрахования по праву считается дата заключения первого договора перестрахования в 1370 году в Генуе [6]. Договор был заключен между двумя перестраховщиками и прямым страховщиком по поводу товаров, перевозимых на кораблях из Генуи в Брюгге. По мере развития страхового рынка, перестрахование стало самым эффективным инструментом обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.

В последнее время существует негативная динамика снижения количества страховых организаций в России. Стоит отметить, что одной из причин данного явления является отзыв лицензии страховых компаний из-за нарушения финансовой устойчивости и платёжеспособности. Например, за 2015 год было отозвано 70 лицензий страховых компаний, при этом приостановлено еще 28 лицензий [8]. Таким образом, четверть всех национальных страховых компаний потеряли лицензии. Поэтому можно с точностью говорить о проблеме и причинах снижения количества страховщиков на рынке. У многих из них была нарушена платёжеспособность. Вследствие чего можно сделать вывод, что страховщики не смогли обеспечить должный уровень финансовой устойчивости и платёжеспособности.

Согласно Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" система перестрахования является фактором обеспечения финансовой устойчивости страховщика.

Целью перестрахования как системы экономических отношений является создание сбалансированного портфеля страховщика, обеспечение его финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций [6].

В настоящее время рынок перестрахования как часть мировой финансовой системы подвержен системным катаклизмам, происходящих в силу политических изменений. Основную долю в мировом перестраховочном рынке занимают проверенные временем, устойчивые мировые перестраховочные центры, такие как Munich Re, Swiss Re, Hannover Rueck, Gen Re, Lloyd's of London, Reinsurance Group of America. Центральные офисы этих компаний работают в странах, которые наложили экономические ограничения на приём рисков от российских страховщиков. Рынки перестрахования, как отметил Алексеев И.В. (начальник Управления входящего облигаторного перестрахования СПАО Ингосстрах), находятся в достаточно здоровом и устойчивом положении [7]. Однако, те зарубежные партнеры, которые сотрудничают с российскими страховщиками по поводу передачи рисков в перестрахование, оказались в сложном положении. В связи с включением части российских компаний и лиц в санкционный список, иностранные перестраховщики при наступлении страхового случая не имеют право выплатить страховое возмещение.

Данную ситуацию рассмотрим и с другой стороны - со стороны российских страховщиков. По эту сторону «баррикады», ситуация выглядит намного опаснее. Во-первых, по факту национальные компании заключили договор страхования со страховщиком, а страховщик в свою очередь с перестраховщиком. То есть при возникновении страхового случая, перестраховщик должен выплатить часть страхового возмещения согласно заключенному договору, а другую часть, в зависимости от собственного удержания, выплачивает страховая компания. Однако, по факту, перестраховочного возмещения либо не будет вовсе, либо будет выплачено лишь частично. Если перестраховщик не может выплатить страховое возмещение, то ответственность по выплате полностью ложится на страховщика. При отказе иностранным партнером в перестраховочной защите, страховщику придется погасить все обязательства из имеющихся у него на этих финансовых ресурсах, тем самым подрывая платёжеспособность и финансовую устойчивость страховой компании.

Помимо этого, существует не менее актуальная проблема - отток денежных средств за рубеж. Более 80% всех премий, переданных в перестрахование, были переведены на счета зарубежных компаний [8]. Наибольшая часть перестраховочных премий была отправлена в перестраховочные компании стран Великобритании, Еермании и США. Елавная причина такого зависимого положения российских страховых компаний от зарубежных рынков в низкой капитализации российских перестраховщиков.

По состоянию на 1 июля 2015 года на российском рынке работало 12 перестраховочных компаний и 82 универсальные компании, занимающиеся и страховой и перестраховочной деятельностью [8]. Сокращение количества компаний связано в большей мере с ужесточением и совершенствованием законодательства в сфере страхового дела.

В силу текущих условий развития рынка перестрахования необходим новый драйвер, способствующий развитию и модернизации рынка. По понятным причинам, развитие отношений с перестраховщиками рынка стран ЕС и США пока невозможно. Страховым рынком обсуждается вопрос является создание национальной перестраховочной компании с достаточно большим уставным капиталом. Так же следует прорабатывать вопросы создания единого перестраховочного рынка и со странами ЕАЭС и с БРИКС, а также развивать отношения со страховщиками Китая. По всем направлениям существуют и планы, и по некоторым уже ведется большая подготовительная работа, разрабатываются нормативно-законодательные акты, регулирующие рынок. Это достаточно долгая и плодотворная работа, требующая больших финансовых ресурсов.

В июне 2015 года стало известно решение Центрального Банка создать государственную перестраховочную компанию. Предполагаемый размер уставного капитала составит до 71 млрд, рублей. Для сравнения, совокупный уставный капитал всех страховых и перестраховочных компаний на 2015 год составляет 155 млрд, рублей. Отсюда следует, что капитализация рынка перестрахования возрастет, и страховщики смогут обратить свой взор не на зарубежных партнеров, а на российскую госкорпорацию.

Обсуждая возможности создания государственного перестраховщика, необходимо учитывать опыт стран, где уже на протяжении долгого времени основным игроком в перестраховочной деятельности является государство. Наиболее яркими примерами подобных компаний являются Китай (China Re), Беларусь (Белорусская национальная перестраховочная организация).

Основным преимуществом наличия на страховом рынке национального перестраховщика является сокращение оттока за рубеж денежных средств. При передаче рисков в перестрахование российскому госперестраховщику, эта проблема решается сразу.

Также, стоит упомянуть о самом факте создания национальных перестраховочных емкостей, что является способом перестраховывать риски российских компании независимо от политических или экономических событий на мировой арене. Страна сама регулирует перестраховочную деятельность независимо ни от кого.

Кроме того, будет обеспечена «прозрачность» перестраховочной отрасли. В силу того, что компания буде государственной, то и регулирование ее деятельность будет проще и легче, а контроль будет осуществляться эффективнее.

Помимо всего, государственная компания обеспечивает независимость страхового рынка от перестраховочных рынков зарубежных партнеров. Наиболее актуальным является как раз в последнее время для России, когда национальные страховщики традиционно заключали договора с иностранными партнерами, и в силу данной зависимости оказались в непростой ситуации.

Однако процесс создания государственного перестраховщика имеет обратную сторону. Одним из наиболее явных недостатков - ограничение возможности развития внутреннего рынка перестрахования. Именно к этому аппелируют противники системы государственного перестраховщика, поскольку при полном государственном регулировании рынка перестрахования фактически установится государственная монополия. Однако, это должна быть не монополия, как в Белоруссии, где внутренний рынок перестрахования сосредоточен только на Белорусской национальной перестраховочной организацией, а как дополнение к рыночной страховой деятельности, где наряду с данной корпорацией смогли бы конкурировать уже сложившиеся перестраховочные компании. Лайков А.Ю. (член экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, кандидат экономических наук, доцент) отмечает, что эффективная реализация государственной перестраховочной компании возможна только по принципу государственно-частного партнерства. И начаться оно должно с самого начала разработки концептуальных основ функционирования госперестраховщика и соответствующих этим основам законодательных и нормативных актов с самой начальной стадии.

Будущее развитие российского рынка перестрахования связано с системой разработки государственной перестраховочной компании. То каким образом будет создана компания, и каким образом она будет связана с негосударственными перестраховочными компаниями определит тенденции развития рынка. Благоприятным является тот вариант, при котором государственный перестраховщик будет функционировать вместе с частными негосударственными компаниями. Тогда взаимодействие перерастет в стимул для развития всего рынка страхования.

В итоге, целесообразность создания перестраховочной государственной компанией является вынужденной мерой решения двух основных проблем на сегодняшний день: во-первых, это предоставление перестраховочных емкостей для компаний, попавших под санкции; а во-вторых, благодаря госперестраховщику снизится отток из зарубежных стран денежных ресурсов в виде страховых премий.

Перестрахование является гарантией, обеспечивающей финансовую устойчивость страховой компании. Поэтому в современных условиях идея создания государственного перестраховщика является необходимой мерой сохранения всего отечественного рынка страхования.

Список литературы

Васюкова Л.К., Лялина Ж.И. Актуальные вопросы формирования спроса на страховые услуги / Л.К.Васюкова, Ж.И.Лялина // В мире научных открытий. 2013. №11-9 (47). С.'60-69.

Страхование: учебник / под ред. Т.А.Фёдоровой. - 3-е изд., переаб. И доп. - М.: Магистр, 2009.

Васюкова Л.К. Современный страховой рынок России: перспективы развития в условиях глобальной нестабильности / Л.К. Васюкова // В мире научных открытий. - 2015.-№10(70).-С. 270-278.

Васюкова Л.К. Инвестиции как форма реализации предупредительной функции страхования: монография / Л.К. Васюкова, В.А. Останин. - Новосибирск: ООО «Агентство «Сибпринт», 2012.

Останин В.А. Страхование в концепции обеспечения экономической безопасности коммерческих предприятий // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2015. №3(72). С. 80-86.

Страхование: учебник /под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. - М.: Юрайт, 2014.

Интервью с Игорем Алексеевым, начальником Управления входящего облигаторного перестрахования СПАО Ингосстрах / Информационный портал СПАО «Ингосстрах» Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.ingos.ru/rn/ company/smi/ interview/ 13398/ (дата обращения 15.01.2016 г.)

Динамика рынка / Медиа-Информационная группа «Страхование сегодня» (МИГ)

[Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.msurinfo.ru/statistics/analytics/?unAction=a06_(flaTa обращения 14.01.2016 г.)

УДК 339:63:336.201.2


ШЕВЛЯКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА Россия, Владивосток, Дальневосточный федеральный университет Lenash _94[AT] mail . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ