СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Ноябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Роль упрощенной системы налогообложения в формировании доходов бюджета


РОЛЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

В статье анализируется динамика поступлений в бюджетную систему единого налога, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Поэтому обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей стало приоритетной задачей [1].

В условиях проводимой политики по снижению налоговой нагрузки на реальных товаропроизводителей и ее переносу на потребительский сектор и соответствующего расширения на этой основе налоговой базы посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций, налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральных, региональных, местных и частных интересов, создавать основу для структурных изменений в экономике и ее подъема, активизации инвестиционной деятельности [2].

По оценкам Минэкономразвития, вклад малого бизнеса в ВВП России за 2014г. составляет 20-25%.

По данным статистики, по состоянию на 01.01.2014 г. в России фактически осуществляют деятельность 2499 тыс. индивидуальных предпринимателей и 2063,1 тыс. организаций, которые являются малыми предприятиями.

Объемы налоговых поступлений от этой категории экономических агентов не столь велики [3]. Как показывает практика, применение общего налогового режима в сфере малого предпринимательства способствует неуклонному уводу его доходов «в тень». Поэтому использование относительно более льготных режимов налогообложения в большинстве стран и отказ от последовательного проведения принципа справедливости являются своеобразной платой за сокращение теневого оборота и легализацию деятельности со стороны малых предприятий.

Одним из наиболее популярных среди предпринимателей специальных режимов является упрощенная система налогообложения [4].

Для общей оценки динамики поступлений в бюджетную систему сумм налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2011-2014 гг.

(таблица 1) были использованы официальные данные федеральной налоговой службы [5]:

Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (№1-НМ);

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (№5- УСН).

Таблица 1 - Сведения о поступлении в бюджетную систему сумм налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообло- жения за 2011-2014 гг. [5]

Показатель
2011 г
2012 г
2013 г
2014 г
Начислено к уплате в текущем году налоговых доходов в бюджетную систему РФ, млрд.руб.
7 419,9
8 653,8
8 598,8
9 631,6
Сумма налога (УСН), подлежащая уплате за налоговый период, млрд. руб.
148,7
175,3
188,8
207,5
в том числе: налога с доходов
113,9
134,8
144,9
159,6
налога с доходов, уменьшенных на величину расходов
34,8
40,5
43,9
47,9
Доля доходов по единому налогу (УСН) в общей сумме начисленных к уплате в текущем году налоговых доходов, %
2,00
2,03
2,20
2,16
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации, тыс. ед.
2 334,7
2 427,5
2 478,0
2511,3
в том числе:
по объекту налогообложения - доходы
1 539,8
1 597,2
1 623,0
1 633,6
по объекту налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов
794,9
830,3
855,0
877,7

Как видно из данных таблицы, на протяжении всего периода наблюдается прирост абсолютных показателей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. При этом небольшой прирост отмечен в доле доходов по единому налогу (УСН) в общей сумме начисленных к уплате в текущем году налоговых доходов. Так, если в 2011-2012 гг. этот показатель составлял 2%, то в 2013-2014 гг. он вырос на 0,2 пункта.

Заметен и прирост на протяжении изучаемого периода количества налогоплательщиков, представивших налоговые декларации.

Таким образом, можно констатировать, что применение упрощенной системы налогообложения медленно, но уверенно занимает свои позиции в налоговой системе России и является стимулом в развитии малого предпринимательства.

Анализ существующей налоговой политики государства в области малого бизнеса позволил сделать следующие выводы:

требуется существенное расширение сектора малого предпринимательства в российской экономике с целью повышения его роли в формировании ВВП, ВРП и налоговых доходов консолидированного бюджета;

-для объективной оценки вклада малого бизнеса в экономическое развитие России необходимо совершенствование статистической базы;

с целью совершенствования налогообложения необходимо шире использовать сравнительный анализ налоговых систем зарубежных государств, который позволит выявить сильные и слабые стороны налогообложения.

За счет реализации вышеуказанных приоритетных действий государства в отношении субъектов МСП предусматривается достижение к 2030 году следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики:

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и

у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, - 32,2 процента;

количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации (без учета индивидуальных предпринимателей) - 15,7 единиц;

количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации - 38,2 единиц.

Малый бизнес призван внести свой вклад в удвоение валового внутреннего продукта страны за десятилетие, которое было обозначено как приоритетная экономическая задача.

Список литературы

Дробышевская Л.Н., Петровская А.В., Ермакова Ю.С. Совершенствование системы учета субъектов малого предпринимательства для оценки их вклада в налоговый потенциал региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 465- 471.

Петровская А.В. Черник Д.А. Роль налоговой политики в стимулировании малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №8-1(61-1). - С.1008-1013.

Наливкина В.В. Особенности применения налогового мониторинга в России и за рубежом // Экономика и предпринимательство, М.: №6 (ч.З), 2015,- с. 80-85.

Наливкина В.В. Куцегреева Л.В. Современные направления налогового администрирования // Экономика и предпринимательство, М.: № 12 ч.1 (65-1), 2015,- с.132- 139.

Сайт федеральной налоговой службы /nalog.ru/

УДК 332.012.32


ЧЕРНИК ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Россия, г.Краснодар, Краснодарский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова ChernikD [AT] yandex . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ