СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июнь
  Июль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Монополизация электроэнергетического сектора россии


МОНОПОЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА РОССИИ

В статье рассмотрены факторы, обусловливающие монополизацию электроэнергетического сектора России. Выявлены и изучены как положительные, так и отрицательные стороны данного явления. Обоснована необходимость государственного контроля и пути его осуществления.

В условиях рыночной экономики государство стремится устранять существующие монополии, препятствовать их появлению. Что же такое монополия, и чем она опасна развитию экономики государства? Можно ли полностью избавиться от монополий, или они необходимы в некоторых секторах экономики?

Монополия представляет собой рыночную структуру, при которой существует один крупный производитель продукта. Монопольная власть оказывает негативное влияние на экономику страны. Уничтожая конкуренцию, монополисты способны навязывать цены покупателям, не учитывая их потребности, не отвечать реальному спросу. В таких условиях пропадают стимулы к развитию технических инноваций. Предприятия- монополисты предпочитают добиваться расширения производства не за счёт введению новшеств, а с помощью привлечения дополнительных ресурсов. Экстенсивный фактор развития экономики становиться преобладающим. Это делает её расточительной, ведет к застою.

Традиционно государственная политика направлена на устранение монополий и формирование, поддержание условий конкуренции на рынке. Но существуют сферы, в которых противостоять процессу монополизации довольно сложно. В таких сферах монополия более эффективна, чем конкуренция. Фирма-монополист способна осуществлять выпуск необходимого количества товара для удовлетворения всего спроса с более низкими издержками, чем это могли бы сделать несколько компаний. Существует ряд товаров, которые выгодно производить в условиях отсутствия конкуренции. Этот факт служит причиной становления естественных монополий в ряде отраслей. Например, в электроэнергетике.

Рынок электроэнергетики является одним из самых ключевых рынков страны, так как на долю данной отрасли приходиться около 10% ВВП. В Федеральном законе «О естественных монополиях» зафиксировано, что естественно-монопольными видами деятельности признаются только услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике [1].

Так крупнейшей энергосбытовой компанией страны является публичное акционерное общество «Мосэнергосбыт». Данная компания реализует более 8 % вырабатываемой в России электрической энергии. Она обладает всеми признаками монополии: у неё нет крупных конкурентов ни в Москве, ни в Московской области. Эта компания поставляет около 95% всей электроэнергии, потребляемой населением и предприятиями Москвы (см. рис. 1) [2].

Рис. 1. Доля ПАО «Мосэнергосбыт» 1.

По итогам 2014 года клиентам в Москве отпущено около 40 млрд кВт ч на сумму более 156 млрд руб. А клиентам в Московской области отпущено около 32 млрд кВт ч на сумму около 120 млрд руб. [2]. Возрастающее количество потребителей, связанное с активным строительством и развитием Новой Москвы, способствует укреплению и увеличению монополии.

Являясь поставщиком-монополистом, Мосэнергосбыт оказывает влияние на ценообразование. Известно, что регулярный рост тарифов компания обосновывает повышением собственных расходов и общим уровнем инфляции в стране. Причем в данной ситуации, потребители не могут выяснить, насколько оправданы действия монополиста: вынужденная ли это мера или прихоть, желание получить дополнительную прибыль. К тому же, даже узнав мотивы, которыми руководствовалась компания при повышении цен, потребитель не сможет ничего предпринять. У него просто не будет альтернативного выбора.

Изменить монополистическую структуру энергетической отрасли сложно по причине ее экономических и технических особенностей.

В соответствии с экономической теорией монополии, переход к конкуренции неэффективен.

Согласно формуле (1), отрасль имеет монополистическую структуру, если:

аяхтисш (lx

где: п - число фирм; q - количество выпускаемой продукции.

Если п фирм в сумме производят выпуск q, то их суммарные издержки по производству всего выпуска всегда будут выше, чем издержки одной единственной фирмы по производству всего выпуска q [3].

Сложность демонополизации энергетической отрасли связана и с тем, что основные производители - электростанции - относятся к разным технологическим типам. Поэтому конкуренция между ними затруднена. А строительство новой станции является трудоёмким и дорогостоящим процессом.

Так же проблематична организация нескольких поставщиков электроэнергии на одной территории. Появление конкуренции в сфере энергосбытовых компаний может стать причиной перебоев подачи электроэнергии, снизить надежность действующей системы. Конкуренция может навредить как покупателям, так и продавцам, нарушить взаимосвязь меду ними.

Следовательно, электроэнергетика по своей структуре является естественной монополией. Но так как монополисты склонны к злоупотреблению своей экономической властью, то возникает необходимость в осуществлении государственного контроля над их деятельностью.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) регулируют деятельность естественных монополий. Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях», существует три метода регулирования: ценовое регулирование; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме. Первый рычаг воздействия на монополиста находится в ведомости ФСТ, остальные использует ФАС.

Специалисты ФАС предложили установить в России предельные индексы роста тарифов не только на коммунальные, но и на жилищные услуги

.

Благодаря этим методам, существует ряд тарифов, делающих продукцию естественного монополиста доступной и для малоимущих слоев населения. Под руководством государства устанавливаются специальные тарифы оплаты электроэнергии для льготных категорий граждан (многодетных семей, инвалидов, участников войны, ветеранов труда и т.д.).

Итак, главными задачами электроэнергетики в России являются сохранение технологического единства отрасли для эффективного функционирования, снижение тарифов на электроэнергию, обеспечение энергетической безопасности и т.д. При сложных географических условиях, а именно огромных расстояниях и большом количестве потребителей, деятельность естественных монополий является наиболее выгодной и способствует достижению поставленных целей.

Таким образом, можно сделать вывод, что государству нецелесообразно устранять монополий в электроэнергетическом секторе экономики. Их существование способно разрешить ряд задач, стоящих перед государством, с минимальными затратами.

Список литературы

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //base.garant.ru/10104442/.

Официальный сайт ПАО «Мосэнергосбыт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.mosenergo sbyt. ru.

Естественные монополии России / под общей редакцией Ю.З. Саакяна; Институт проблем естественных монополий. - М.: ИПЕМ, 2007.

В ФАС предложили установить предел роста тарифов на ЖКУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/2016/ Ol/27/tarifi-site.html.

УДК 338.486


ХАРИТОНЕНКО ЛИДИЯ БОГДАНОВНА Научный руководитель - ПИВОВАРОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: lidia.fef[AT]yandex.ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ