СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Ноябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Сельское хозяйство: фискальные платежи и социальное неравенство


СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ФИСКАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

В статье рассмотрены основные фискальные платежи, напрямую относящиеся к элементам социальной политики государства. В их числе определены налог на доходы физических лиц и обязательные страховые взносы. Автором проведен анализ, направленный на выявление соответствия механизма действия фискальных платежей государственным приоритетам по устранению социального неравенства.

С периода распада СССР и до настоящих времен достаточно прочно в экономическую и социальную жизнь общества вросло такое понятие как «социальное неравенство». Особую роль в устранении социального неравенства играют фискальные платежи: неслучайно в странах ОЭСР они на четверть сокращают неравенства доходов населения трудоспособного возраста [4]. Справедлива следующая постановка вопроса: соответствует ли современная фискальная система требованиям экономики и формированию условий, сглаживающих социальное неравенство между группами населения, занятыми в различных отраслях экономики?

27749548133000Отраслевое социальное неравенство. С отраслевой точки зрения, социальное неравенство рассматривается нами как неравенство в доходах и уровне социального обеспечения граждан [2].

Источник: составлено автором на основе данных ЕМИСС Рисунок 1 - Динамический ряд показателей заработной платы

Наиболее остро эта проблема выделяется в сельском хозяйстве (рис.1). Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2014 году составила 52% от среднего по экономике уровня. Важно определить межотраслевые различия: оплата труда в сфере аграрного производства составляет 45,5% от транспортной отрасли, 41,7% - добычи угля и торфа, 24,5% - финансовой деятельности, 22,3% - добычи сырой нефти, природного газа. По экономике в целом ниже среднего заработка получают оплату труда 68,2% населения, в сельском хозяйстве - 91,4%, а 60% из них получают заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. Коэффициент фондов по Российской Федерации в 2013 году составил 15,8, в сельском хозяйстве - 8,7. Такая ситуация приводит к дальнейшей деурбанизации населения: в 2014 численность убывших работников из сельского хозяйства составила 12,4% от среднесписочной численности работников, в то время как прибыло на работу только 8,4%.

НДФЛ. Наиболее важной составляющей социального неравенства является неравенство доходов в различных отраслях экономики. В качестве одного из фискальных инструментов выравнивания такой дифференциации экономисты рассматривают налог на доходы физических лиц, который в настоящее время не выполняет такую функцию.

Плоская шкала налогообложения не позволяет сокращать межотраслевой и межгруппой (по уровню дохода) разрыв в уровне оплаты труда, способствует еще большему его расслоению.

Фактически налогообложение доходов физических лиц в России осуществляется по регрессивной шкале, когда доходы наиболее обеспеченных слоев населения облагаются на льготных условиях:

дивиденды - по ставке 9%;

начисленные проценты по банковским депозитам облагаются НДФЛ в сумме превышающей начисления свыше ставки рефинансирования.

219710-74676000Результат

•Сокращаетразрыв в уровнях заработной платы • Сокращает рахрыв в уровнях заработной платы, увеличивает фактический доход работников сельского хозяйства

225425128651000•Сокращаетразрыв в уровнях заработной платы, увеличивает фактический доход работников сельского хозяйства, позволяет повысить привлекательность сельского хозяйства, что особо важно для обеспечения продовольственной безопасности

Источник: составлено автором Рисунок 2 - Принципы регулирующего воздействия НДФЛ

В сельском хозяйстве тяжело получить «сверхдоходы» с грационными условиями налогообложения. Для устранения социального неравенства существует несколько подходов, определенных нами: общий, социальный, отраслевой (рис. 2).

На наш взгляд, использование необлагаемого минимума в сельском хозяйстве - наиболее перспективный и реалистичный вариант. Прогрессивная шкала налогообложения не будет внедрена в налоговую систему в ближайшей перспективе, что отметил в своих выступлениях В.В. Путин. Предложения об освобождении от НДФЛ сумм заработной платы работников в размере прожиточного минимума при одновременном увеличении ставки налога до 16% также были внесены в Государственную думу в 2015 году, однако не были приняты [2].

Установление необлагаемого минимума в сельском хозяйстве, помимо прочих положительных результатов, приведет к росту привлекательности отрасли для трудовых ресурсов, позволит «наполнить» ее человеческим капиталом, что способствует обеспечению продовольственной безопасности России.

Страховые взносы. Обязательные страховые взносы призваны обеспечивать необходимый уровень пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. Страховые тарифы применительно к отраслевому разрезу для всех одинаковы: с 1 января 2015 года отменен тариф 27,1% для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций, применяющих ЕСХН (и.2 ч.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). По аналогии с налогом на доходы физических лиц «система тарификации» страховых взносов также представляет собой регрессивную шкалу, так как законодательно установлена предельная база для начисления взносов (ФСС - 718 тыс. руб., ПФР - 796 тыс. руб. с 01.01.2016г.). Фактически, со «сверхдоходов» работников (преимущественно не работающих в сельском хозяйстве) взносы уплачиваются в меньшем размере. При этом уровень оказываемых со стороны государства социальных услуг (в условиях получения таких доходов в городской местности) в разы выше. К примеру, по сравнению с 2000 годом количество районных больниц сократилось примерно на 100 единиц. Не во всех районах имеются так называемые ЦРБ. С 2000 по 2012 год почти в пять с лишним раз - с 3,3 тысяч до 400 - сократилось число участковых больниц. В них было 85 тысяч коек, осталось 12,4 тысячи [1].

По этой причине мы предлагаем трансформировать систему обязательного страхования в более справедливую: сократить тариф страховых взносов до 20% организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством (согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации»). Распределение по фондам предполагается установить в соответствии си. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ: 20% отчислять в Пенсионный Фонд Российской Федерации. В данном случае следует заведомо отказать от всех возможных вариантов увеличения обязательных страховых тарифов, так как это лишь дополнительно увеличит фискальную нагрузку на бизнес и будет способствовать ее «уходу» в тень, в то время как снижение тарифов страховых взносов для сельскохозяйственных организаций не приведет к образованию «дыры» в бюджетах внебюджетных фондов.

Вывод. Существующая фискальная система не обеспечивает сокращение социального неравенства между работниками различных отраслей. Это неравенство проявляется как в дифференциации по уровням дохода, так и по общим условиях социального обеспечения городских и сельских граждан.

Список литературы

Законодательное обеспечение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rostov- tfoms.ru/press-center/news/federalnye-novosti/681-zakonodatelnoe-obespechenie- dostupnosti-i-kachestva-meditsinskoj-pomoshchi-selskomu-naseleniyu (дата обращения: 15.11.2014).

Зинеева, И. Е. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц в России / И. Е. Зинеева // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 422-424.

Модернизация подоходного налога и снижение социального неравенства [электронный ресурс] / А.Ю. Шевяков и др. // Труды, вып. 3. - Москва. - 2011. - Режим доступа: www.modern-rf.ru/ netcat files/ 93/47/h_5acd066f6ef9a0c334af 3 a3ab8e70cl0 (дата обращения 18.01.2016).

Социальные неравенства в современной Росси: проблемы и способы их преодоления [электронный ресурс] / Под. Ред. В.А. // Аналитическая записка. - Москва. - 2013. - Режим доступа: vmest.ru/nuda/akademiya-truda-i-socialenih-otnoshenij/main.html (дата обращения - 18.01.2016).

УДК 2964


ТИХОНОВА АННА ВИТАЛЬЕВНА Россия, Москва, Финансовый университет, РЕАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева samozvanka _89[AT] bk . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ