Рассмотрены этапы формирования системы менеджмента качества (далее СМК) в банке, её роль в повышении эффективности деятельности банковских учреждений.
В процессе глобализации и роста объемов национальной экономики всё более жесткой становится конкуренция, при этом речь идёт не только о ценовой конкуренции, а, прежде всего, о конкуренции качества товаров и услуг [1]. Неоспоримым является факт, что вклад сферы услуг становится всё более значимым в развитии национальной экономики.
Актуальность проблемы менеджмента качества банковского обслуживания обусловлена приоритетностью критерия качества продажи банковских услуг клиентам. Поэтому важной составляющей успеха деятельности банковских учреждений является СМК в банке.
С точки зрения банковского менеджмента под банковской деятельностью подразумевается деятельность банка с целью получения прибыли. Содержание банковской деятельности сводится к обеспечению банковского процесса всеми важными ресурсами и организацию технологического цикла в целом, а конкретно: разработка и совершенствование банковских технологий, обеспечение нужного уровня банковских продуктов и услуг выполнения всех видов банковских операций, материально-техническое оснащение для осуществления банковской деятельности, обеспечение персоналом, поддержание ликвидности и прибыльности банка и т.д.
В ходе построения СМК в соответствии со стандартами ISO серии 9000, необходимо определить политику качества, создать систему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов, соответствующую этой политике, определить нормативную базу по регулированию бизнес-процессов деятельности и механизм реализации требований, подготовить персонал банка.
В связи с этим, внедрение СМК в банке может реализовываться по предлагаемым ниже этапам [2]:
1 Решение руководства. Руководитель должен принять решение о начале проекта, уведомить сотрудников банка, а также создать условия для быстрого осуществления следующих этапов. Очень важно, чтобы первый руководитель с самого начала осознал, что внедряет он не «сертификат или стандарт ISO 9001», а систему менеджмента, соответствующую требованиям стандарта ISO 9001. При этом руководитель не находится «извне» СМК, а является её центральным элементом. В связи с этим руководитель должен с самого начала относиться к разработке СМК как к важнейшей стратегической задаче банка и лично возглавлять работу по её формированию.
Кроме этого, на первом этапе руководству банка следует определить политику, цели и обязательства по качеству [2]. Цели СМК фиксируются в документе «Политика в области качества», описывающий в том числе способы их достижения. Указанный документ является основным стратегическим документом СМК банка.
Обучение персонала в области менеджмента качества. СМК коснётся практически весь персонал. При этом на этапе разработки этим будет заниматься специально выделенная группа работников, возглавляемая представителем руководства, а уже с этапа внедрения в рамках СМК будут работать почти все сотрудники банка. Необходимо создать организационную структуру СМК, которая будет заниматься разработкой, внедрением, поддержкой функционирования и постоянным совершенствованием СМК.
В свою очередь сотрудникам банка следует изучить теорию менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного подхода и основные требования к внедрению СМК. Обучение можно провести как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в банке есть сотрудники, имеющие опыт постановки СМК.
Формирование программы внедрения СМК. В программе определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки выполнения работ.
В программу целесообразно включить:
разработку (уточнение) организационной структуры СМК банка;
определение перечня бизнес-процессов СМК банка;
определение (уточнение) полномочий должностных лиц банка в СМК;
разработку мотивационного механизма обеспечения разработки и внедрения СМК;
обучение должностных лиц и сотрудников банка, привлечение профессиональных консультантов.
Описание и оптимизация бизнес-процессов. На этом этапе проводится комплексный анализ управления качеством в банке и разрабатывается концептуальная модель СМК. Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и слабых сторон деятельности банка по качеству, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества. К проведению анализа привлекают все подразделения и службы банка. Результаты анализа должны показать, как фактически выполняются процессы на рабочих местах, какие есть осознанные и неосознанные отклонения, какие из этих отклонений являются случайными, а какие должны быть учтены в проекте СМК для достижения успеха.
Разработка внутренней нормативной документации СМК. Документация СМК - один из основных элементов функционирования СМК. Определяя формы и виды взаимодействий и устанавливая порядок движения информации, она обеспечивает выполнение функций СМК. К документации следует отнести Политику в области качества, документы, сопровождающие процедуры, данные о фактическом качестве продукции с регистрации и значений контролируемых признаков и параметров. Характер и глубина документации должны соответствовать требованиям, установленным в контрактах, законодательных и нормативных документах, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон [3. 4]. Документация СМК согласуется и утверждается руководителем банка.
Внедрение СМК. Указанный этап включает работы, связанные со становлением СМК. Весь персонал банка должен быть ознакомлен с документацией и обучен работе в условиях функционирования СМК. С момента внедрения системы все подразделения и службы банка должны работать по установленным процедурам. Несоответствия, выявленные в процессе внедрения СМК, должны анализироваться службой качества с целью установления причин их появления и корректировки при необходимости соответствующей документации.
Сертификация СМК. На данном этапе проводят работы, связанные с сертификацией СМК. Банк передает в орган сертификации необходимо пакет документов СМК для проверки.
Начиная процесс разработки СМК необходимо иметь в виду, что строится не какой-то застывший объект, а система, которая принципиально постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому, в частности, при разработке СМК банка не следует пытаться достичь идеальной документации до начала внедрения. Лучше, разработав первую версию документации, начать опытное внедрение и тем самым ранее привлечь весь персонал к работе в СМК, что позволит достичь лучшего результата за меньший срок [2].
Всегда следует помнить о важном принципе ориентации на заказчика. Изучение требований и уровня удовлетворенности клиентов банка - задача маркетинга [5]. Для банка необходимо выявить те параметры его работы, которые важны для клиента. Из них следует выделить те, в которых банк превосходит конкурентов, и те, где в настоящее время отстает. Первая группа - это рекламные преимущества, которыми сегодня можно привлечь клиента к услугам банка. Вторая группа - это те области совершенствования, в которые наиболее целесообразно вкладывать средства, совершенствовать, и тем самым, усиливать рыночные позиции. Если такая информация уже имеется, то её можно просто использовать в дальнейших шагах.
Таким образом, в жестких конкурентных условиях внедрение СМК в банковской системе в значительной мере будет способствовать улучшению процесса управления в банках, обеспечивать оперативность принятия управленческих решений в направлении оптимизации результатов их деятельности.
Список литературы
Волкова Т.А. Бережливое производство и СМК / Т.А. Волкова, К.В. Жиляева // Наука, образование и инновации: сб. статей Межд. научно-практ. конференции (28 декабря 2015 года) / отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2015. - С. 38 -42.
Волкова Т.А. Типичные ошибки при разработке и сертификации систем менеджмента качества организаций / Т.А. Волкова, М.Ю. Ларькова, А.А. Мирошникова // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сб. научных статей 5-й Межд. научно-практ. конференции (22-23 октября 2015 года), отв. ред. А.А. Горохов; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015.-С.88-92.
Волкова Т.А. Анализ документации системы менеджмента качества организации при подтверждении соответствия требованиям ISO 9001:2015 / Т.А. Волкова, С.С. Громова // Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сб. научных трудов Межд. молодежной научно-практ. конференции (17-18 ноября 2015 года) / отв. ред. Е.В. Павлов ; в 2 т. Т. 1. ; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск: ЗАО «Университетская книга». 2015.-С. 168-172.
Волкова Т.А. Анкетирование потребителей как инструмент управления качеством продукции организации / Т.А. Волкова, С.С. Громова // Наука, образование и инновации: сб. статей Межд. научно-практ. конференции (28 декабря 2015 года) / отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС». 2015. - С. 35 - 38.
Волкова Т.А. Технология разработки и утверждения стандартов организации / Т.А. Волкова, И.Ю. Захарова // Будущее науки - 2015 : сб. научных статей 3-ей Межд. молодежной научной конференции (22-23 апреля 2015 года) : в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. А.А. Горохова ; Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск : ЗАО «Университетская книга», 2015. - С. 60-64.
УДК 693.55
СУЛЕЙМАНОВА НЕЛЛИ РАМИЛЬЕВНА РЫБЕЛЬ НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА Россия, г.Новокузнецк, Сибирский государственный индустриальный университет dolgushina 24[AT] bk . ru , nataliryb 94[AT] mail . ru
научно практ конференция, система менеджмент качество, юго гос курск, гос курск зао, межда научно практ, курск зао университетский, зао университетский книга, ооо омег сайнс, уфа ооо омег, менеджмент качество организация, гос курск зао университетский, юго гос курск зао, курск зао университетский книга, межда научно практ конференция, сукиасян уфа ооо омег, ооо омег сайнс волков, наука образование инновация межда, уфа ооо омег сайнс, формирование система менеджмент качество, зао университетский книга волков,