СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Февраль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Стейкхолдеры как неотъемлемая часть сетевой


СТЕЙКХОЛДЕРЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СЕТЕВОЙ

ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена изучению взаимодействия организации с внутренними и внешними стейкхолдерами в сетевой экономике, выявлению и распределению заинтересованных участников рынка на группы, определению их потребностей и уровня влияния на бизнес. На основе этого анализа мы выявляем оптимальную стратегию управления компанией, учитывая интересы каждой стороны.

Сетевая экономика появилась примерно два десятилетия назад. Её появление связано с развитием научно-технического прогресса и информационных технологий. Сетевая экономика - это среда, в которой осуществляется взаимодействие между участниками рынка при помощи цифровых телекоммуникаций. Её можно представить, как сочетание традиционной экономики и информационных технологий. Основное преимущество этой экономики - глобальная конкуренция вследствие отсутствия территориальных ограничений. Из-за этого отличительной особенностью сетевой экономики стало качество обслуживания и удовлетворение потребностей клиента, поэтому одна из наиболее важных задач - изучение взаимодействия стейкхолдеров в сетевой экономике.

Кто такие стейкхолдеры? Это владельцы и сотрудники организации, а также их партнеры, общество и государство, клиенты которые воздействуют на эту компанию и в свою очередь зависят от неё. Разделим их условно на две группы: первичные и вторичные.

К первичным стейкхолдерам мы отнесем тех, которые влияют на бизнес непосредственно, например, акционеры, топ-менеджмент, сотрудники.

К вторичным относятся те, которые косвенно влияют на компанию, то есть государство, СМИ, организации или активисты, формирующие общественное мнение.

Каждая группа стейкхолдеров преследует свои цели, которые могут совпадать или отличаться. Собственники бизнеса заинтересованы, в первую очередь, в получении максимальной прибыли, росте цен на их акции. Высшие управленцы или топ-менеджмент в увеличении заработной платы, которая как правило, включает бонусную часть, квартальные и годовые премии, стабильности компании; а также занимаемом положение в обществе. Прочим работникам фирмы необходим рост заработной платы, предоставление социальных гарантий, продвижение по карьерной лестнице. Бизнес партнеров, например, в лице поставщиков волнует в первую очередь платежеспособность компании и своевременное исполнение финансовых обязательств, а распространителей интересует качество выпускаемой продукции или услуг. Банки могут контролировать клиентов с целью выявления эффективности использования кредитных средств. Государство требует от фирмы социально-ответственного поведения и соблюдения законодательства. Общественные организации желают продвигать свои интересы, получать спонсорскую помощь и отчисления на благотворительность. Клиенты и потребители заинтересованы в получении качественного продукта по низкой цене.

Таким образом, мы видим, что интересы стейкхолдеров не всегда имеют под собой финансовую основу. При этом взаимоотношения между стейкхолдерами формируются с одной стороны - конкурентные, а с другой стороны - партнерские.

Если происходит объединение групп стейкхолдеров, то для организации увеличиваются финансовые, инвестиционные, репутационные и другие виды рисков. Это хорошо видно на примере. В 2006 году компания «Транснефть» планировала построить нефтепровод вблизи озера Байкал. Из-за возможной угрозы экологической катастрофы «Гринпис», Международный фонд защиты животных, Всемирный фонд дикой природы вызвали общественное возмущение этим фактом, что вынудило правительство заставить «Транснефть» отодвинуть нефтепровод от Байкала. В данном случае стейкхолдеры в лице общественных природоохранных организаций и государства вступили в конфронтацию с компанией.

Существует и положительный эффект от подобного рода объединения, который заключается в снижении транзакционных издержек, например при совместной разработке открытых инноваций.

В сетевой экономике можно выделить теоретическую модель, включающая четыре составляющие: «интерес», «инвестиции», «инновации», «интеграция». «Интерес» показывает направление развития организации в сетевой экономике. Составляющая «инвестиции» выражают финансовые вложения в компанию. «Инновации» - использование новых технологий и принципиально новых решений для ведения бизнеса. «Интеграция» - отражает внутреннее и внешнее взаимодействие участников бизнес структуры.

Для эффективной деятельности организации в условиях сетевой экономики необходимо учитывать интересы всех стейкхолдеров, для этого нужно проанализировать и составить список всех возможных участников экономического взаимодействия. Далее, расставить приоритеты таким образом, чтобы сохранялся баланс, как в группе непосредственного влияния, так и в группе косвенного влияния. Выше перечисленные действия помогут определиться с выбором стратегии управления компанией. Необходимо учитывать приоритетных участников взаимодействия, так как они оказывают большее политическое и экономическое воздействие на бизнес.

Процесс управления такими стейкхолдерами сводится не только к переговорам, заключению контрактов и договоров, но и к совместной реализации проектов, созданию благоприятного микроклимата для его участников, поиску долгосрочных точек соприкосновения. Не маловажно уделять внимание сотрудникам среднего и низшего звена, деятельность которых необходимо постоянно отслеживать и мотивировать на выполнение определенного круга задач.

Отношения с внешними стейкхолдерами складываются на основе двух методов взаимодействия. Установление партнерских отношений - первый и самый распространенный. Второй - это создание специальных защитных мер, уменьшающих негативное влияние внешней среды. Сюда относятся традиционные методы, такие как, маркетинговые исследования, обеспечение согласительных процедур, соблюдение законов, реклама и диалог с общественностью.

Работа компании с клиентами включает в себя выявление потребностей в ходе анализа спроса, увеличение коммуникативных связей и использование программ по обучению.

Действенным способом сотрудничества с поставщиками является их включение в процесс производства продукции, этот логистический метод называется «точно в срок».

Взаимодействие с конкурентами, как со стейкхолдерами - сложная проблема. Иногда сотрудничество с конкурентами определяется необходимостью выработки общих стандартов, созданием общей системы сервисного обслуживания. Возможно сотрудничество в области ценовой политики. Оно называется ценовым сговором и запрещено законодательством некоторых стран. Конкуренты также объединяются с целью влияния на других стейкхолдеров, например, на государство, общественные организации, активистов. Возможно объединение конкурентов в торговые ассоциации.

Многие корпорации объединяются в союзы с государственными учреждениями с целью влияния на торговую политику, сдерживания инфляции, и создание благоприятных условий для международной торговли. При сотрудничестве с муниципальными властями организации могут получать субсидии и налоговые льготы в обмен на финансовую поддержку.

Сотрудничество с активистами с целью формирования положительного образа в глазах широкой общественности может благоприятно сказаться на репутации.

Финансовые организации часто выступают основными стейкхолдерами, а значит, для компании особенно важно завоевать их доверие. Для банков раскрывается финансовая информация, их представители приглашаются в советы директоров. Такая вовлеченность в дела компании позволяет кредиторам более точно определить финансовое положение и участвовать в решении наиболее важных финансовых вопросов.

Развитие сетевой экономики дало толчок развитию бизнеса в новом его качестве, стирая территориальные границы, усиливая конкуренцию на рынке. Взаимодействие со стейкхолдерами всех групп - это ключевое условие успешного ведения бизнеса в сетевой экономике. Важно выявить всех участников, распределить их по группам и расставить приоритеты, понять потребности, что даст нам возможность разработать оптимальную стратегию управления.

Список литературы

Баринов В. А., Жмуров Д. А. Развитие сетевых формирований в инновационной экономике [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №

- электронный доступ: dis.ru/library/detail.php?ID=25924

Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. - М.: Проспект, 2007. -415с.

Кузьмин С.С. Компания и стейкхолдеры: теоретические подходы к выстраиванию взаимодействий // Российское предпринимательство. - 2011. - № 8. - Вып. 1 (189). - С. 58-62.

Морозов В. О. Определение стратегических позиций стейкхолдер-организации // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. - № 1 (19).-С. 138-143. УДК 338.012


СТРЕМБИЦКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ПОЛЬСКИЙ ИЛЬЯ ВИКТОРОВИЧ, ШУЛЬГИН СТАНИСЛАВ ДМИТРИЕВИЧ Россия, Новосибирский государственный технический университет kafedra _ ei [AT] fb . nstu . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ