СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Проведен корреляционно-регрессионный анализ изменения эксплуатационных расходов с целью моделирования и оценки величины резервов снижения себестоимости услуг транспортного предприятия.
Динамика и рационализация эксплуатационных расходов имеет ключевое значение для повышения эффективности работы отечественных предприятий [1-3], в том числе в сфере железнодорожного транспорта.
Эксплуатационные расходы предприятий железнодорожного транспорта интегрируют в своей структуре затраты, которые в других отраслях относятся к основным и накладным затратам, базовой их частью являются затраты на перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты и т.д.
Таблица 1 - Динамика эксплуатационных расходов, объема и себестоимо- сти перевозок Локомотивного депо Орел за III- IV кв. 2014 г.
Показатель
III кв. 2014 г.
IVkb. 2014 г.
Отклонения
по плану
фактически
от плана
от III кв. 2014 г.
Объем работ, млн. ткмбр.
2749,29
1994
1971
-23
-778,29
Эксплуатационные расходы, тыс. руб.
230732
205479
217881
12402
-12851
Себестоимость перевозок, руб. на 10 000 ткмбр
83,92
103,04
110,53
7,49
26,61
На динамику эксплуатационных расходов транспортного предприятия оказывают влияние два основных фактора: объем и себестоимость перевозок (табл. 1).
Как видно из данных таблицы 1 снижение объема перевозок Локомотивного депо Орел в IV кв. 2014 г. на 778,29 млн. ткмбр. По сравнению с III кв. этого же года привело к снижению эксплуатационных расходов на 6531,41 тыс. руб. ((-778,29- 1000- (83,92/10)) / 1000 = - 6531,41 тыс. руб.), а увеличение себестоимости перевозок 10 000 ткмбр. на 26,61 руб. - к их росту на 5244,83 тыс. руб. ((1971 ■ 1000 ■ (26,61 / 10))/ 1000 = 5244,83 тыс. руб.). Таким образом, весь прирост расходов обусловлен ростом себестоимости перевозок.
По сравнению с планом эксплуатационные расходы возросли в IV кв. 2014 г. на 12402 тыс. руб., в том числе за счет снижения объема перевозок на 236,99 тыс. руб. ((-23 ■ 1000 ■ (103,04 / 10)) / 1000 = - 236,99 тыс. руб.), за счет роста их себестоимости на 1476,28 тыс. руб. ((1971 ■ 1000 ■ (7,49 / 10)) / 1000 = 1476,28 тыс. руб.), т. е. перерасход обусловлен в основном увеличением себестоимости перевозок.
Динамика эксплуатационных расходов транспортного предприятия находится в прямой зависимости и от удельного расхода топлива (XI) и электроэнергии (Х2), что обусловлено высокой долей их содержания в общей сумме материальных затрат. Для оценки размера влияния данных факторов на динамику эксплуатационных расходов в ходе исследования был использован метод пошагового корреляционно-регрессионного анализа (табл.
2), который позволил построить статистическую модель оценки влияния факторов и резервов снижения эксплуатационных расходов [3]:
Y = 56448,47 + 3101,39*! + 3748,36*2 . (1)
Коэффициенты регрессии при отобранных факторах в модели регрессии показывают, что при увеличении удельного расхода топлива на 10 000 км на 1 тысячу тонн эксплуатационные расходы увеличатся на 3101,39 тыс. рублей, а при росте среднемесячной заработной платы на 1 тыс. руб. рост расходов составит 3748,36 тыс. рублей.
Таблица 2 - Последовательность формирования модели оценки влияния
факто
ров на величину эксплуатационных
расходов
Последовательность ввода факторов
Уравнение связи
Коэф
фициент
корреля
ции
Коэффициент детерминации
F - критерий Фишера
Шаг 1 - Удельный расход электроэнергии на 10 000 км (Хг) кВтч.
г ==92288,23
+ 4908,29*2
0,96
0,89
145,06
Шаг 2 - Удельный расход топлива на 10 000 km(Xi)t. т.
г ==56448,47
+ 3101,39*! + 3748,36*2
0,87
0764
104,17
Учитывая, что коэффициенты «условно чистой» регрессии невозможно использовать для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную из-за различия единиц измерения, на основе расчета стандартизированных P-коэффициентов регрессии и коэффициентов эластичности проранжируем отобранные факторы по силе их воздействия на величину эксплуатационных расходов (табл. 3).
Таблица 3 - P-коэффициент и коэффициент эластичности
В результате анализа коэффициентов эластичности было установлено, что при изменении соответствующих факторных признаков на 1% от своего среднего значения, эксплуатационные расходы увеличатся соответственно на 0,3% при росте удельного расхода топлива и на 0,46% при росте удельного расхода электроэнергии.
Степень совместного влияния данных факторов оцененная с помощью коэффициента множественной детерминации, показала, что изменение эксплуатационных расходов на 76,4% обусловлено изменением удельного расхода топлива и электроэнергии.
На основе сопоставления фактического и расчетного показателей эксплуатационных расходов был определен возможный резерв их снижения на перспективу в размере 5% (табл. 3) [5].
Таблица 3 - Величина резервов снижения эксплуатационных расходов на основе многофакторной модели регрессии
Показатель
Значение показателя, тыс. руб.
Отклонение
Резерв
снижения,
%
"У Факт
у
J гасч
абсолютное
относительное
Эксплуатационные
расходы
224651
222770,034
-1880,966
0,95
5
Таким образом, по результатам проведенных расчетов с использованием корреляционно-регрессионной модели, можно сделать вывод о наличии возможности снижения величины эксплуатационных расходов на 5%. Это возможно сделать за счет проведения мероприятий по снижению удельной величины расходов топлива и электроэнергии, что необходимо учесть менеджменту транспортного предприятия при планировании уровня затрат на перспективу.
Список литературы
Краснобокая, И.А. Снижение издержек и производственных потерь в структуре конкурентоспособности промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Научно технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2008. -№ 6 (68). - С. 128-133.
Краснобокая, И.А. К вопросу формирования противозатратного механизма в современных условиях хозяйствования / И.А. Краснобокая // Интеграл. - 2009. - № 4. - С. 46.
Краснобокая, И.А. К вопросу совершенствования управления снижением затрат промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2009. -№ 2-2. - С. 164-170.
Краснобокая, И.А. Моделирование и прогнозирование эффективности снижения себестоимости продукции промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Управленческий учет. - 2012. -№1. - С. 56-64.
УДК 005.1:658.5
СТЁПИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА Россия, Орловский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E - mail : stepina . aa [AT] yandex . ru
удельный расход топливо, динамик эксплуатационный расход, снижение эксплуатационный расход, расход топливо электроэнергия, величина эксплуатационный расход, оценка влияние фактор, влияние данный фактор, краснобокий управленческий учет, эксплуатационный расход рубль, увеличение себестоимость перевозка, удельный расход топливо электроэнергия, резерв снижение эксплуатационный расход, перевозка локомотивный депо орел, динамик эксплуатационный расход транспортный, электроэнергия степень совместный влияние, расход электроэнергия степень совместный, коэффициент множественный детерминация показать, удельный расход электроэнергия степень, помощь коэффициент множественный детерминация, степень совместный влияние данный,