СТАТЬИ АРБИР
 

  2023

  Май   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Статистическое моделирование резервов снижения расходов транспортного предприятия


СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Проведен корреляционно-регрессионный анализ изменения эксплуатационных расходов с целью моделирования и оценки величины резервов снижения себестоимости услуг транспортного предприятия.

Динамика и рационализация эксплуатационных расходов имеет ключевое значение для повышения эффективности работы отечественных предприятий [1-3], в том числе в сфере железнодорожного транспорта.

Эксплуатационные расходы предприятий железнодорожного транспорта интегрируют в своей структуре затраты, которые в других отраслях относятся к основным и накладным затратам, базовой их частью являются затраты на перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты и т.д.

Таблица 1 - Динамика эксплуатационных расходов, объема и себестоимо- сти перевозок Локомотивного депо Орел за III- IV кв. 2014 г.

Показатель
III кв. 2014 г.
IVkb. 2014 г.
Отклонения
по плану
фактически
от плана
от III кв. 2014 г.
Объем работ, млн. ткмбр.
2749,29
1994
1971
-23
-778,29
Эксплуатационные расходы, тыс. руб.
230732
205479
217881
12402
-12851
Себестоимость перевозок, руб. на 10 000 ткмбр
83,92
103,04
110,53
7,49
26,61

На динамику эксплуатационных расходов транспортного предприятия оказывают влияние два основных фактора: объем и себестоимость перевозок (табл. 1).

Как видно из данных таблицы 1 снижение объема перевозок Локомотивного депо Орел в IV кв. 2014 г. на 778,29 млн. ткмбр. По сравнению с III кв. этого же года привело к снижению эксплуатационных расходов на 6531,41 тыс. руб. ((-778,29- 1000- (83,92/10)) / 1000 = - 6531,41 тыс. руб.), а увеличение себестоимости перевозок 10 000 ткмбр. на 26,61 руб. - к их росту на 5244,83 тыс. руб. ((1971 ■ 1000 ■ (26,61 / 10))/ 1000 = 5244,83 тыс. руб.). Таким образом, весь прирост расходов обусловлен ростом себестоимости перевозок.

По сравнению с планом эксплуатационные расходы возросли в IV кв. 2014 г. на 12402 тыс. руб., в том числе за счет снижения объема перевозок на 236,99 тыс. руб. ((-23 ■ 1000 ■ (103,04 / 10)) / 1000 = - 236,99 тыс. руб.), за счет роста их себестоимости на 1476,28 тыс. руб. ((1971 ■ 1000 ■ (7,49 / 10)) / 1000 = 1476,28 тыс. руб.), т. е. перерасход обусловлен в основном увеличением себестоимости перевозок.

Динамика эксплуатационных расходов транспортного предприятия находится в прямой зависимости и от удельного расхода топлива (XI) и электроэнергии (Х2), что обусловлено высокой долей их содержания в общей сумме материальных затрат. Для оценки размера влияния данных факторов на динамику эксплуатационных расходов в ходе исследования был использован метод пошагового корреляционно-регрессионного анализа (табл.

2), который позволил построить статистическую модель оценки влияния факторов и резервов снижения эксплуатационных расходов [3]:

Y = 56448,47 + 3101,39*! + 3748,36*2 . (1)

Коэффициенты регрессии при отобранных факторах в модели регрессии показывают, что при увеличении удельного расхода топлива на 10 000 км на 1 тысячу тонн эксплуатационные расходы увеличатся на 3101,39 тыс. рублей, а при росте среднемесячной заработной платы на 1 тыс. руб. рост расходов составит 3748,36 тыс. рублей.

Таблица 2 - Последовательность формирования модели оценки влияния

факто
ров на величину эксплуатационных
расходов
Последовательность ввода факторов
Уравнение связи
Коэф
фициент
корреля
ции
Коэффициент детерминации
F - критерий Фишера
Шаг 1 - Удельный расход электроэнергии на 10 000 км (Хг) кВтч.
г ==92288,23
+ 4908,29*2
0,96
0,89
145,06
Шаг 2 - Удельный расход топлива на 10 000 km(Xi)t. т.
г ==56448,47
+ 3101,39*! + 3748,36*2
0,87
0764
104,17

Учитывая, что коэффициенты «условно чистой» регрессии невозможно использовать для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную из-за различия единиц измерения, на основе расчета стандартизированных P-коэффициентов регрессии и коэффициентов эластичности проранжируем отобранные факторы по силе их воздействия на величину эксплуатационных расходов (табл. 3).

Таблица 3 - P-коэффициент и коэффициент эластичности

В результате анализа коэффициентов эластичности было установлено, что при изменении соответствующих факторных признаков на 1% от своего среднего значения, эксплуатационные расходы увеличатся соответственно на 0,3% при росте удельного расхода топлива и на 0,46% при росте удельного расхода электроэнергии.

Степень совместного влияния данных факторов оцененная с помощью коэффициента множественной детерминации, показала, что изменение эксплуатационных расходов на 76,4% обусловлено изменением удельного расхода топлива и электроэнергии.

На основе сопоставления фактического и расчетного показателей эксплуатационных расходов был определен возможный резерв их снижения на перспективу в размере 5% (табл. 3) [5].

Таблица 3 - Величина резервов снижения эксплуатационных расходов на основе многофакторной модели регрессии

Показатель
Значение показателя, тыс. руб.
Отклонение
Резерв
снижения,
%
"У Факт
у
J гасч
абсолютное
относительное
Эксплуатационные
расходы
224651
222770,034
-1880,966
0,95
5

Таким образом, по результатам проведенных расчетов с использованием корреляционно-регрессионной модели, можно сделать вывод о наличии возможности снижения величины эксплуатационных расходов на 5%. Это возможно сделать за счет проведения мероприятий по снижению удельной величины расходов топлива и электроэнергии, что необходимо учесть менеджменту транспортного предприятия при планировании уровня затрат на перспективу.

Список литературы

Краснобокая, И.А. Снижение издержек и производственных потерь в структуре конкурентоспособности промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Научно технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2008. -№ 6 (68). - С. 128-133.

Краснобокая, И.А. К вопросу формирования противозатратного механизма в современных условиях хозяйствования / И.А. Краснобокая // Интеграл. - 2009. - № 4. - С. 46.

Краснобокая, И.А. К вопросу совершенствования управления снижением затрат промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2009. -№ 2-2. - С. 164-170.

Краснобокая, И.А. Многомерная оценка резервообразующих факторов снижения себестоимости промышленной продукции / И.А. Краснобокая // Управленческий учет. -2010,-№5.-С. 39-45.

Краснобокая, И.А. Моделирование и прогнозирование эффективности снижения себестоимости продукции промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Управленческий учет. - 2012. -№1. - С. 56-64.

УДК 005.1:658.5


СТЁПИНА АННА АЛЕКСАНДРОВНА Россия, Орловский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E - mail : stepina . aa [AT] yandex . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ