СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Стратегическое планирование на крупных российских предприятиях


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Статья посвящена исследованию экономических требований к системе управления предприятиями. Выжить и успешно функционировать в дальнейшем смогут только те предприятия, которые сумеют быстро распознать изменения во внешней среде и трансформироваться в соответствии с их требованиями, используя при этом собственный внутренний потенциал, укрепляя и наращивая его. В связи с этим в современных условиях особую актуальность приобретает разработка и реализация стратегических планов развития предприятия.

Проблеме повышения эффективности управления деятельностью предприятий уделяется постоянное внимание со стороны теории и практики, однако она еще далека от её качественного решения, что предполагает актуальность совершенствования методических основ и практики стратегического управления в деятельности предприятий.

В литературе, посвященной проблеме управления предприятиями, определение стратегии, как правило, начинается со слов о том, что этот термин пришел в экономическую науку из военной и дословно означает «искусство ведения войск в бою». Чаще всего под стратегией понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса [1, с. 86].

Из приведенных определений видно, что выработка стратегии направлена, прежде всего, на адаптацию организации к изменениям внешних условий. Из всех разнохарактерных определений, будем придерживаться мнения, высказанного Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелом о том, что «стратегия - это принцип поведения или следования некой модели поведения». Здесь, предприятие рассматривается как участник рыночных отношений, т. е. как любой другой живой организм, существующий в среде себе подобных [2, с. 264].

Таблица 1 - Определения понятия «стратегия»

Определение стратегии
Автор
Основной подход
1
2
3
1. Стратегия, как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов
А. Чандлер, 1962 г.
Долгосрочные цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования организации
2. Стратегия, как метод определения конкурентных целей организации
Г арвардская школа бизнеса, 1965 г.
Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые компания будет продолжать и/или начнет осуществлять
3. Стратегия, как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны
М. Портер, 1980-1985 гг.
Основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над
соперниками в каждой сфере бизнеса
5. Стратегия, как последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений
Г. Минцберг, 1987 г.
При разработке стратегии основное внимание уделяется формированию планов, которые служат для целей контроля по эффективности достижения стратегических ориентиров

Анализ литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы. Но в основном ученые придерживаются принципов И. Ансоффа и Г. Минцберга.

Они рассматривают методологию стратегического менеджмента, как состоящую из двух взаимодополняющих подсистем:

управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия»;

оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения или «реализуемая стратегия».

Итак, исходным этапом процесса разработки стратегии является анализ стратегических факторов среды, в которой действует предприятие. Здесь необходимо проанализировать условия, в которых действует организация, и найти ответы на вопросы о том, каковы ее реальные и желаемые перспективы.

Существует несколько методов оценки условий деятельности предприятия. Одними из наиболее распространенных и признанных методов являются СВОТ - анализ (от SWOT - по начальным буквам английских слов: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats)), и СТЕП-анализы (от STEP - по начальным буквам английских слов: социальные (social), технические (technical), экономические (economic), политические (political) факторы).

В современной теории планирования принято выделять восемь ключевых пространств или основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это - положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность.

В рамках этих сфер выделяют такие основные цели, как прибыльность, финансовая стабильность, рост доли рынка, научные исследования и разработки, ресурсное обеспечение, диверсификация, производительность, качество продукции и услуг, благосостояние работников, развитие системы менеджмента, превращение в международную компанию.

Система стратегий экономической организации включает в себя три уровня принятия стратегических решений:

Общий или корпоративный;

Деловой или конкурентный;

Функциональный.

Корпоративная стратегия, которая также называется общей, базовой или портфельной, показывает направление развития предприятия в целом.

Деловые стратегии, известные также как конкурентные и получающие, как правило, воплощение в бизнес-планах, описывают способ достижения конкурентных преимуществ на выбранном (на корпоративном уровне) товарном рынке.

Функциональные стратегии конкретизируют действия отделов и служб на уровне производственных подразделений предприятия. Каждая функциональная структура (производство, маркетинг, финансы, НИОКР, персонал) планируют свой способ достижении корпоративной и деловой стратегий (а значит миссии и целей организации).

С учетом выбранных корпоративных и деловых стратегий, строятся функциональные стратегия предприятия. Выбор той или иной стратегии зависит от условий функционирования предприятия, его позиции на рынке, Финансово-экономического обеспечения, инновационного потенциала, наличия лидера-новатора и многих других факторов.

«Постановка задач» служит связующим звеном между этапами «планирования» и «реализации» и представляет собой количественную конкретизацию целей предприятия с указанием способов и сроков их достижения для каждого уровня: корпоративного, делового, функционального.

Задачи традиционно принято формулировать одновременно с определением миссии и целей. Однако конкретизация целей после выбора и комплексной оценки стратегического плана позволяет не допустить противопоставления задач не только сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам (определяемых в ходе анализа внешней и внутренней среды), но и разработанным стратегиям.

Таким образом, центральный этап процесса разработки стратегического поведения - «планирование», который включает в себя выбор корпоративной, принятие деловых, построение функциональных стратегий, а также постановку задач по ключевым функциям.

Этап «планирования» является центральным звеном в процессе разработки стратегического поведения. Здесь принимаются стратегические решения по вложению средств в перспективные направления развития предприятия и выделяются бизнес - области, которые подвергнутся временному сокращению инвестиций или даже полному закрытию, как нерентабельные. С долгосрочной точки зрения наиболее существенное значение имеет формирование сбалансированного бизнес - портфеля предприятия Т.е. рассредоточения направленности бизнеса, а значит предпринимательских рисков, в краткосрочном и долгосрочном периодах [3, с. 304].

Список литературы

Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник/Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 320 с.

Галимов И. А. Источники кризиса и сущность антикризисного управления [Текст] / И. А. Галимов, Д. Ф. Шарафутдинова // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 264-266.

Тайгибова Т. Т. Разработка стратегии как инструмента антикризисного управления предприятием [Текст] / Т. Т. Тайгибова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 304-307.

УДК 658.286


СМИРНОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА Россия, г.Екатеринбург, Уральский федеральный университет 01 ysmimova 95[AT] gmail . com





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ