В статье рассмотрены этапы разработки открытых инноваций в сфере услуг. Исследование включает анализ моделей продвижения инноваций, собственное обследование организаций сферы услуг для выявления, систематизации и решения проблем в повышении уровня удовлетворения потребителей в инновациях, вовлечения потребителей в инновационный процесс.
Для повышения результативности разработки и продвижения инновации, важно определить, какой будет инновация, прорывной, инновацией- имитацией или открытой инновацией. В случае, когда инновации предполагается разрабатывать в среде интернет, то преимущественно это относится именно к открытым инновациям и инновациям-имитациям.
Согласно определению, Г. Чесброу, модель открытых инноваций определяет возможность использовать внешние идеи и знания наряду с внутренними, собственными для инноватора или организации [1].
Часто начинающий предприниматель, имея перспективную инновационную идею и предпринимая попытки ее реализовать, сталкивается с проблемами недооценки потребностей потребителя, сложности оценки границ целевой группы предполагаемых потребителей и сегмента своего рынка [2].
Именно трудности в получении обратной связи с потребителем и рынком, приводят к неудачам в продвижении инноваций и снижении уровня конкурентоспособности. Обобщая собственный накопленный опыт взаимодействия с начинающими предпринимателями, студентами, ориентированными на создание собственного бизнеса и опыт специалистов этой сферы деятельности, можно сделать вывод, что, несмотря на заявляемую цель разработки и продвижения инноваций, практически все опрашиваемые новаторы начинают работать в соответствии с этапами модели инновационного цикла «Технологический толчок» [3].
В результате цели продвижения на этапах разработки инновационной идеи, не учитываются. Модели продвижения отсутствуют, отдельные инструменты продвижения, такие как реклама, сайт и другие применяются не системно, как частный случай поиска области применения новшества.
При этом линейная последовательность выполнения этапов инновационного процесса, вступает в противоречие с требованиями рынка, нарушением принципов приращения знаний, удовлетворения потребностей потребителей, роль потребителя не учитывается [4].
Возникающее противоречие разрешает так называемая концепция «развития потребителей», которая положена в основу инновационной деятельности многих успешных западных компаний. Данная концепция утверждает, что обратная связь с конечным потребителем важна на всех этапах развития инновационной идеи и инновации, начиная с разработки идеи и заканчивая выходом на рынок готовой версии нового продукта [5].
Такой подход и реализуют современные интернет-технологии, обеспечивая непосредственный контакт с потребителем, осуществляя непрерывную, повторяющуюся многократно и часто в режиме реального времени связь. В результате, потребителя привлекают не только к разработке, доработке, модификации нового продукта, но и закрепляет его за собой, создавая группу лояльных организации потребителей.
В результате развития открытой инновации, появляется возможность не только учитывать все изменения спроса, модернизировать и подстраивать продукт под потребителей, но также уникальная возможность влиять на изменение потребностей потребителя. Наиболее успешно это направление развивается в сфере услуг.
Например, многие коммерческие банки привлекают потребителей своих услуг для обсуждения и создания атмосферы «мозгового штурма» при разработке и продвижении новых видов банковских услуг. Организации, разрабатывающие информационные продукты, все чаще привлекают к доработке и продвижению своих продуктов фирмы-потребители и другие.
Таким образом, привлекая как можно больше потребителей к доработке, разработке новых продуктов, товаров, услуг, организации создают новый рынок открытых инноваций.
Список литературы
Чесборо Г. Открытая инновация: новые установки по созданию и коммерциализации технологии. - Бостон, Изд-во Гарвардской бизнес- школы, 2003. -200 с.
Курчеева Г. И., Алетдинова А. А. Продвижение социально-значимых инноваций на основе интернет-технологий / Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром-2015) / Труды научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2015. - С. 159-162
Курчеева Г. И., Алетдинова А. А. Методология управления инновационной деятельностью экономических систем / Г. И. Курчеева, А. В. Бабкин, А. А.Алетдинова [и др.]. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2014. - С. 249-297.
Курчеева Г. И., Хворостов В. А. Результативность бенчмаркинга веб-сайтов / Г. И. Курчеева, В. А. Хворостов // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №10 (361).-С. 23-28.
Курчеева Г. И. Анализ условий к формированию инновационного поведения организаций (на примере Новосибирской области) / Инновации и импортозамещение в промышленности: экономика, теория и практика: коллективная монография / Под ред. проф. А. В. Бабкина. - СПб. - Изд-во Культ-информ-пресс, 2015. -439 с.
УДК 330.566.63(470+571)
САПРЫКИН ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ Новосибирский государственный технический университет dimon . smoll [AT] mail . ru
разработка продвижение инновация, разработка открытый инновация, потребитель успешно направление, успешно направление развиваться, потребность потребитель успешно, изменение потребность потребитель, направление развиваться сфера, развиваться сфера услуга, многий коммерческий банка, например многий коммерческий, потребность потребитель успешно направление, потребитель успешно направление развиваться, изменение потребность потребитель успешно, влиять изменение потребность потребитель, возможность влиять изменение потребность, успешно направление развиваться сфера, направление развиваться сфера услуга, например многий коммерческий банка, услуга например многий коммерческий, сфера услуга например многий,