СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июнь
  Июль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Субфедеральные институты и механизмы развития туристско-рекреационного комплекса скфо


СУБФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА СКФО

В статье систематизированы институты и регулятивный инструментарий развития туристско-рекреационного комплекса СКФО субфедерального уровня. В качестве ключевых субъектов выступают ОАО «Курорты Северного Кавказа», Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Основу регуляторного механизма составляют стратегическое планирование, программно-целевой подход, кластерные инициативы и особо статусные территории.

Значимый регулятивной статус для туристско-рекреационного комплекса (ТРК) СКФО имеют институты и механизмы субфедерального уровня.

Так, ОАО «Курорты Северного Кавказа» (ОАО «КСК») создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» для управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа на Юге России. На основании соглашений об управлении ОЭЗ от 27 декабря 2012 г. № С-735-ОС/Д25, от 27 декабря 2012 г. № С-734-ОС/Д25, от 27 декабря 2012 г. № С-736-ОС/Д25, от 18 сентября 2013 г. № С-472-ОС/Д14, от 15 ноября 2013 г. № С-675-ОС/Д14 и от 1 июля 2014 г. № С-262-ЕЕ/Д14, заключенных Минэкономразвития России совместно с ОАО «Курорты Северного Кавказа», последнему переданы отдельные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и придан статус управляющей компанией ОЭЗ на территории СКФО (а также Краснодарского края и Республики Адыгея).

С 2014 года ключевым субъектом по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития СКФО и координации деятельности по реализации на его территории государственных и федеральных целевых программ выступает Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Названный исполнительный институт реализует существенный блок вопросов в области рекреации и туризма.

Так, Министерство курирует все инвестиционные проекты и координирует работу указанных в таблице институтов и региональной власти в сфере туризма, выступает с законодательными инициативами, занимается продвижением макрорегиона на рынке туруслуг и капитала. К наиболее существенным инициативам, реализуемым ныне Министерством в сфере туризма и рекреации, относятся доработка Закона об особом статусе КМВ, инициированного еще в начале 2000-х годов легитимным на тот момент времени исполнительным органом власти - Администрацией КМВ, и связанного, среди прочего, с сохранением уникального природно-ресурсного потенциала федеральных курортов и созданием экономических основ для развития медицинского кластера [1, с. 142].

Что касается субфедерального регуляторного механизма в ТРК Северного Кавказа, то его основу, прежде всего, составляют стратегическое планирование, программно-целевой подход, кластерные инициативы и особо статусные территории.

Впервые стратегическое позиционирование туризма в пространстве СКФО и страны в целом было представлено в окружной Стратегии [2], а двумя годами позже в одноименной государственной программе РФ [3]. Названными документами определены отраслевые приоритеты развития экономики СКФО, в числе которых заявлена сфера туризма, а также меры по их реализации.

Так, в Стратегии социально-экономического развития Северо- Кавказского федерального округа до 2025 года развитие туризма выделено как приоритетное отраслевое направление, предполагающее решение ряда задач:

создание современной туристической инфраструктуры;

улучшение имиджа и организация активного продвижения туристического потенциала;

повышение транспортной доступности перспективных туристических центров;

обеспечение высокого уровня безопасности для туристов;

развитие кадрового потенциала;

поддержка малого и среднего предпринимательства в туризме;

обеспечение эффективной охраны и восстановления туристических и культурных ресурсов [2].

Подпрограммой «Развитие инвестиционной привлекательности Северо- Кавказского федерального округа» в составе госпрограммы в качестве механизма стимулирование инвестиционной активности поименовано создание современной туристической инфраструктуры туристскорекреационных особых экономических зон в СКФО.

Одним из основных механизмов стимулирования развития рекреации и туризма являются федеральные целевые программы (ФЦП). Например, в 2013 году на территории субъектов СКФО реализовывалось

23 федеральные целевые программы, на реализацию которых за счет федерального бюджета было направлено 38,563 млрд, рублей, за счет бюджета субъектов РФ в составе СКФО - 4, 934 млрд, рублей, из внебюджетных источников было привлечено 4,207 млрд, рублей [4].

Ключевой ФЦП развития регионов СКФО, несомненно, является ФЦП «Юг России (2008-2013 гг.)» мероприятия которой носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию объектов капитального строительства с обновлением основных фондов, так и строительство новых. Для туристической сферы проекты в рамках названной программы носят большей частью инфраструктурный характер. Например, в 2013 году к подобного рода ключевому мероприятию был отнесен проект «Создание горно-рекреационного комплекса «Мамисон», в рамках которого было осуществлено строительство высоковольтных линий электропередач и подстанционного хозяйства, Алагирско- го района, Республики Северная Осетия-Алания.

Пролонгированная на период 2014-2020 годы ФЦП «Юг России» реализуется в 2 этапа с общим объемом финансирования 189,118 млрд, рублей, в том числе федеральный бюджет - 171, 925 млрд, рублей, консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО - 17,193 млрд, рублей. Так, на I этапе (2014- 2016 годы) предусмотрено, среди прочего, строительство 20 объектов инженерных сооружений на общую сумму 6,836 млрд, рублей, направленных на дальнейшее развитие туристско-рекреационных преимуществ округа, а с 2016 года запланировано создание инновационного медицинского кластера на территории Кавказские Минеральные Воды с объемом финансирования 5 млрд, рублей [4].

Как показали исследования [5], эффективным инструментом динамичного развития туризма и индустрии гостеприимства, привлечения инвестиций являются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). В соответствие с Законом РФ «Об особых экономических зонах в РФ» ОЭЗ создаются на 49 лет. За резидентом ОЭЗ сохраняется право выкупа земельного участка в собственность по льготной цене после реализации проекта. Каждую особую экономическую зону государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30-40% ниже общероссийских показателей.

Таким образом, с учетом национальной значимости ТРК СКФО особый регулятивный статус в механизме государственной поддержки занимают субфедеральные институты, в частности, Министерство по делам Северного Кавказа, ОАО «Курорты Северного Кавказа», ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», координирующие организационноуправленческие и сетевые инициативы в туристско-рекреационном комплексе СКФО. Как показала систематизация регулятивных мер, в распоряжение указанных выше структур находятся инструментарий стратегического планирования, государственного программирования, а также осо- бых-экономических зон.

Список литературы

Медяник Н.В. Отношения природопользования в аспекте экономических интересов и стимулирования в рекреационных системах: монография / Н. В. Медяник; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Пятигорский гос. лингвистический ун- т". Пятигорск, 2009. -206 с.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р

Государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 2408-р

Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Северо- Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р

Особая экономическая зона в аспекте стратегической перспективы КМВ / Под общей редакцией Б.Я. Гершковича; редактор-составитель О.В. Михайлюк. Научное издание. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - 175 с.

УДК 338


РЯБУХА АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА Россия, г.Пятигорск, Северо-Кавказский федеральный университет yaroslavryabuha [AT] mail .ш





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ