СУБФЕДЕРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА СКФО
В статье систематизированы институты и регулятивный инструментарий развития туристско-рекреационного комплекса СКФО субфедерального уровня. В качестве ключевых субъектов выступают ОАО «Курорты Северного Кавказа», Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Основу регуляторного механизма составляют стратегическое планирование, программно-целевой подход, кластерные инициативы и особо статусные территории.
Значимый регулятивной статус для туристско-рекреационного комплекса (ТРК) СКФО имеют институты и механизмы субфедерального уровня.
Так, ОАО «Курорты Северного Кавказа» (ОАО «КСК») создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» для управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа на Юге России. На основании соглашений об управлении ОЭЗ от 27 декабря 2012 г. № С-735-ОС/Д25, от 27 декабря 2012 г. № С-734-ОС/Д25, от 27 декабря 2012 г. № С-736-ОС/Д25, от 18 сентября 2013 г. № С-472-ОС/Д14, от 15 ноября 2013 г. № С-675-ОС/Д14 и от 1 июля 2014 г. № С-262-ЕЕ/Д14, заключенных Минэкономразвития России совместно с ОАО «Курорты Северного Кавказа», последнему переданы отдельные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и придан статус управляющей компанией ОЭЗ на территории СКФО (а также Краснодарского края и Республики Адыгея).
С 2014 года ключевым субъектом по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития СКФО и координации деятельности по реализации на его территории государственных и федеральных целевых программ выступает Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Названный исполнительный институт реализует существенный блок вопросов в области рекреации и туризма.
Так, Министерство курирует все инвестиционные проекты и координирует работу указанных в таблице институтов и региональной власти в сфере туризма, выступает с законодательными инициативами, занимается продвижением макрорегиона на рынке туруслуг и капитала. К наиболее существенным инициативам, реализуемым ныне Министерством в сфере туризма и рекреации, относятся доработка Закона об особом статусе КМВ, инициированного еще в начале 2000-х годов легитимным на тот момент времени исполнительным органом власти - Администрацией КМВ, и связанного, среди прочего, с сохранением уникального природно-ресурсного потенциала федеральных курортов и созданием экономических основ для развития медицинского кластера [1, с. 142].
Что касается субфедерального регуляторного механизма в ТРК Северного Кавказа, то его основу, прежде всего, составляют стратегическое планирование, программно-целевой подход, кластерные инициативы и особо статусные территории.
Впервые стратегическое позиционирование туризма в пространстве СКФО и страны в целом было представлено в окружной Стратегии [2], а двумя годами позже в одноименной государственной программе РФ [3]. Названными документами определены отраслевые приоритеты развития экономики СКФО, в числе которых заявлена сфера туризма, а также меры по их реализации.
Так, в Стратегии социально-экономического развития Северо- Кавказского федерального округа до 2025 года развитие туризма выделено как приоритетное отраслевое направление, предполагающее решение ряда задач:
создание современной туристической инфраструктуры;
улучшение имиджа и организация активного продвижения туристического потенциала;
повышение транспортной доступности перспективных туристических центров;
обеспечение высокого уровня безопасности для туристов;
развитие кадрового потенциала;
поддержка малого и среднего предпринимательства в туризме;
обеспечение эффективной охраны и восстановления туристических и культурных ресурсов [2].
Подпрограммой «Развитие инвестиционной привлекательности Северо- Кавказского федерального округа» в составе госпрограммы в качестве механизма стимулирование инвестиционной активности поименовано создание современной туристической инфраструктуры туристскорекреационных особых экономических зон в СКФО.
Одним из основных механизмов стимулирования развития рекреации и туризма являются федеральные целевые программы (ФЦП). Например, в 2013 году на территории субъектов СКФО реализовывалось
23 федеральные целевые программы, на реализацию которых за счет федерального бюджета было направлено 38,563 млрд, рублей, за счет бюджета субъектов РФ в составе СКФО - 4, 934 млрд, рублей, из внебюджетных источников было привлечено 4,207 млрд, рублей [4].
Ключевой ФЦП развития регионов СКФО, несомненно, является ФЦП «Юг России (2008-2013 гг.)» мероприятия которой носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию объектов капитального строительства с обновлением основных фондов, так и строительство новых. Для туристической сферы проекты в рамках названной программы носят большей частью инфраструктурный характер. Например, в 2013 году к подобного рода ключевому мероприятию был отнесен проект «Создание горно-рекреационного комплекса «Мамисон», в рамках которого было осуществлено строительство высоковольтных линий электропередач и подстанционного хозяйства, Алагирско- го района, Республики Северная Осетия-Алания.
Пролонгированная на период 2014-2020 годы ФЦП «Юг России» реализуется в 2 этапа с общим объемом финансирования 189,118 млрд, рублей, в том числе федеральный бюджет - 171, 925 млрд, рублей, консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО - 17,193 млрд, рублей. Так, на I этапе (2014- 2016 годы) предусмотрено, среди прочего, строительство 20 объектов инженерных сооружений на общую сумму 6,836 млрд, рублей, направленных на дальнейшее развитие туристско-рекреационных преимуществ округа, а с 2016 года запланировано создание инновационного медицинского кластера на территории Кавказские Минеральные Воды с объемом финансирования 5 млрд, рублей [4].
Как показали исследования [5], эффективным инструментом динамичного развития туризма и индустрии гостеприимства, привлечения инвестиций являются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). В соответствие с Законом РФ «Об особых экономических зонах в РФ» ОЭЗ создаются на 49 лет. За резидентом ОЭЗ сохраняется право выкупа земельного участка в собственность по льготной цене после реализации проекта. Каждую особую экономическую зону государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30-40% ниже общероссийских показателей.
Таким образом, с учетом национальной значимости ТРК СКФО особый регулятивный статус в механизме государственной поддержки занимают субфедеральные институты, в частности, Министерство по делам Северного Кавказа, ОАО «Курорты Северного Кавказа», ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа», координирующие организационноуправленческие и сетевые инициативы в туристско-рекреационном комплексе СКФО. Как показала систематизация регулятивных мер, в распоряжение указанных выше структур находятся инструментарий стратегического планирования, государственного программирования, а также осо- бых-экономических зон.
Список литературы
Медяник Н.В. Отношения природопользования в аспекте экономических интересов и стимулирования в рекреационных системах: монография / Н. В. Медяник; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Пятигорский гос. лингвистический ун- т". Пятигорск, 2009. -206 с.
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р
Государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 2408-р
Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Северо- Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р
Особая экономическая зона в аспекте стратегической перспективы КМВ / Под общей редакцией Б.Я. Гершковича; редактор-составитель О.В. Михайлюк. Научное издание. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - 175 с.
УДК 338
РЯБУХА АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА Россия, г.Пятигорск, Северо-Кавказский федеральный университет yaroslavryabuha [AT] mail .ш
особый экономический зона, кавказский федеральный округа, северо кавказский федеральный, оао курорт северный, курорт северный кавказ, развитие северо кавказский, социально экономический развитие, туристско рекреационный комплекс, развитие туристско рекреационный, федеральный целевой программа, северо кавказский федеральный округа, оао курорт северный кавказ, развитие северо кавказский федеральный, экономический развитие северо кавказский, социально экономический развитие северо, стратегия социально экономический развитие, туристско рекреационный комплекс скфо, составлять стратегический планирование программный, стратегический планирование программный целевой, экономический зона туристско рекреационный,