СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Сентябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Ситуационный анализ инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса


СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

В статье рассмотрены особенности влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность малого и среднего бизнеса в России.

Основные проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес сегодня - недостаток собственных финансовых ресурсов и дороговизна кредитов, низкий уровень развития инфраструктуры поддержки МСП и низкая информированность предпринимателей о ее наличии, недостаточный уровень развития механизмов комплексной поддержки, недостаток квалифицированных кадров.

Для решения указанных основных проблем развития сектора МСП необходимо формирование комплексной «Системы поддержки малого и среднего бизнеса».

Данная система должна включать в себя субъекты, обеспечивающие финансовую, административную, правовую, информационную, техническую поддержку предприятию как государственного, так частного и общественного характера. Помимо субъектов в состав системы должны входить мероприятия, реализуемые в рамках государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства. Комплекс мероприятий был ранее рассмотрен на примере государственной программы Волгоградской области. Представим схематично совокупность системы поддержки МСП.

Совокупность субъектов поддерживающих малый и средний бизнес, должны формировать единую инфраструктура, обеспечивающую эффективное функционирование и реализацию государственной политики развития предпринимательского сектора.

При разработке направлений и мероприятий поддерживающих предприятие, прежде всего, необходимо четко определить сильные и слабые стороны реализуемой политики, оценить возможности и угрозы со стороны внешней среды для предприятия, то есть провести маркетинговый SWOT- анализ окружения [1].

Постараемся сделать такой анализ, фактически ответить на 4 вопроса:

1 .Что мы можем сделать?

2.Что мы хотим сделать?

З.Что мы могли бы сделать?

4.Что от нас ожидают другие?

Совокупность ответов на поставленные вопросы будет представлять собой матрица SWOT - анализа, которую мы построим ниже.

Таблица 1 - Оценка факторов внутренней и внешней среды субъекта МСП

Потенциальные внутренние сильные стороны (S)
Потенциальные внутренние слабые стороны (W)
Гибкость и мобильность бизнеса
Дефицит собственных источников финансирования
Деловые связи
Дороговизна кредитных ресурсов
Близость к конечному потребителю
Новый участник рынка
Экономия на масштабе
Отсутствие клиентской базы
Использование передовых технологий управления
Отсутствие четкой стратегии
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О)
Потенциальные внешние угрозы (Т)
Снижение административных барьеров для развития бизнеса
Высокая конкуренция
Налоговые преференции
Резкое изменение цен на товары и ресурсы
Г осударственное субсидирование затрат первые 2 года
Замедление темпов экономического роста
Наличие поддерживающей финансовой и информационной инфраструктуры
Экономические санкции со стороны иностранных государств
Доступ к государственному имуществу
Политическая нестабильность

После формирования матрицы угроз и возможностей и максимальной конкретизации объекта исследования, необходимо экспертным способом оценить все возможные сильные и слабые стороны объекта, все сущест

вующие угрозы и возможности в баллах и определить основные ключевые проблемы, требующие разработки превентивных мероприятий.

Составим итоговую матрицу SWOT.

Таблица 2 - Итоговая матрица SWOT-анализа.

Настоящее
Взаимное влияние
Будущее
Возможности
Угрожающие проблемы
Сильные стороны
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Сумма
Возможности
S1
+
0
++
0
0
+
0
+
+
+
7
01
S2
++
0
+
0
+
+
+
0
0
0
7
02
S3
0
0
0
0
0
0
0
+
0
0
1
03
S4
0
0
+
+
0
0
0
0
0
0
2
04
S5
0
0
+
+
0
+
+
0
0
0
4
05
Слабые
стороны
Проблемы и риски
W1
-
0
0
0
-
-
-
-
-
-8
Т1
W2
0
0
0
-
-
0
-
-
-
0
-5
Т2
W3
0
0
0
0
0
-
-
0
0
0
-2
ТЗ
W4
0
0
0
-
0
-
-
-
-
0
-5
Т4
W5
-
0
0
-
0
0
-
-
-
-
-6
Т5
1
0
5
-1
-2
0
-3
-2
-3
-1
-3

Оценка взаимного влияния факторов внешней и внутренней среды на потенциал малого предприятия в условиях финансовой нестабильности и реализации мер государственной поддержки развития, показало, что количество угроз в общей совокупности факторов превалирует. Таким образом, можно сделать вывод, что внешняя среда предпринимательства в России неблагоприятна, для успешного развития малого и среднего бизнеса, что подтверждается довольно невысокими темпами роста количества занятых в данном секторе.

Для формирования благоприятной среды для развития бизнеса, необходимо, прежде всего, провести комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов или смягчения из влияния на внешнюю среду [2]: -формирование и совершенствование нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности;

-реформирование системы налогообложения в сторону ее оптимизации и применение всеми субъектами федерации налоговых преференций; -максимальное смягчение административных барьеров;

-внедрение и реализация мероприятий по антимонопольному регулированию деятельности крупных корпораций;

-предоставление гарантий и защиты от теневой экономики; -формирование благоприятного общественного имиджа для индивидуального частного предпринимателя;

-формирование системы инфраструктурной комплексной поддержки, консультирования и информирования предпринимателя;

-помощь и содействие в развитии внешнеэкономической деятельности.

В данном случае, при реализации вышеуказанных мероприятий государственные структуры должны четко себе представлять, что индивидуальные предприниматели - это та необходимая бизнес структура, которая будет формировать отечественную экономику, формировать за счет налоговых отчислений и страховых взносов доходную часть государственного бюджета, создать рабочие места и повышать конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.

Кроме мер воздействия на внешнюю среду, должны присутствовать так же меры, регулирующие внутреннюю среду предпринимательства.

Среди таких мероприятий можно выделить:

-обеспечение доступности кредитов по приемлемым процентным ставкам, особенно, для начинающего социально-значимого бизнеса;

-субсидирование различных видов затрат малого и среднего бизнеса; -широкое и доступное предоставление государственных гарантий предпринимателям;

-субсидирование лизинговых затрат и внедрение лизинга в практику; -работа по обеспечению квалификационных кадров;

-разработка механизма компенсации, финансирования, инвестирования в различные программы, проекты, мероприятия;

-образование государственного фонда нежилых помещений для предоставления в аренду на льготной основе или безвозмездного пользования начинающим предпринимателям;

-содействию развитию в структуре малого и среднего предпринимательства осознания необходимость решения социально-значимых и экологических задач;

-развитие интеграции малого, среднего, крупного бизнеса.

Для формирования правильной внутренней среды предпринимательства необходимо, с нашей точки зрения, нацелить бизнес на динамичность (постоянное движение и поиск) и мотивационную направленность в необходимое для государства направление.

Принцип мотивационной направленности означает, что государственная поддержка должна носить селективно-стимулирующий характер для развития инновационной деятельности в приоритетных с точки зрения государства и общества отраслях экономики.

В завершении еще раз отметим, что необходимо формировать комплексную систему поддержки малого и среднего бизнеса, которая будет основана на инфраструктурной составляющей, методическом обеспечении оценки финансового состояние предприятий данного сегмента, эффективном механизме компенсации и финансирования дальнейшего развития МСП.

Оценка уровня государственной поддержки на различных этапах жизненного цикла предприятия, показало, что в условиях российской государственного регулирования данного сегмента рынка, действуют достаточно мощные механизмы финансовой поддержки первые 2 года развития и становления бизнеса. По истечении первых 2 лет предприятие должно либо самостоятельно продолжить работу на рынке, либо прекратить свое существование. Но в обоих случаях, жизнь не завершается, так как в первом случае предприятий просто переходит на новый уровень развития, где будет повторять уже пройденные стадии, а во втором случае - предприятию придется все начинать снова, при тех же стартовых условиях.

Список литературы

Нирмалия Кумар. Маркетинг как стратегия. Роль генерального директора в интенсивном развитии компании / Кумар Нирмалия. - М.: Pretext. - 2008. - 342 с.

Постановление Правительства Волгоградской области от 9 декабря 2013г. № 696-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Экономическое развития и инновационная экономика» на 2014-2016 годы» (в ред. от 04.06.2015 N 278-п). Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www/investvolga.com/ smallandmediumbusiness/ the_state_program_of_the_volgograd_region/ (дата обращения 13.10.2015).


ПЕРЕВЕРЗЕВ НИКИТА АНАТОЛЬЕВИЧ Россия, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы kaktus . n [AT] mail . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ