КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И НЕЧИСЛОВАЯ СТАТИСТИКА В ОЦЕНКЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РЕГИОНОВ
В статье рассматриваются подходы к оценке дифференциации регионов. Кратко охарактеризованы базовые традиционные методики определения степени неравенства регионов. Внимание в работе акцентируется на возможностях применения нечисловой статистики для оценки дифференциации регионов.
В научной литературе рассмотрение проблемы дифференциации регионов сопряжено с оценкой качества жизни населения. Для территории России характерна высокая дифференциации регионов по экономическим, социальным и экологическим параметрам. С каждым годом все острее ощущается проблема экологического неравенства населения разных регионов, как в нашей стране, так и по всему миру.
Для оценки дифференциации регионов традиционно применяются количественные показатели социально-экономического неравенства. Одним из самых известных и широко применяемых на практике среди них является, разработанный итальянским ученым Джини К.
в 1912 году, индекс измерения концентрации доходов Джини:
П П
G = 0,5 ^ ^ xtxj
i=i j=i
где и— число групп;
х— доля населения группы i;
yi - соответствующая ей доля дохода.
Индекс Джини принимает значения от 0 до 1.
В исследованиях [1] обычно отмечается, что индекс Джини не лишен недостатков, поэтому целесообразно использовать и другие показатели неравенства для получения объективных оценок.
В частности, может быть применен индекс измерения энтропии Аткинсона:
£=1’
^ 1=1
где Yi - ВРИ региона i;
Y - среднее значение ВРП;
N - число регионов;
е - параметр, характеризующий отношение общества к неравенству и принимающий значения от 0 до +оо, т.е. от общество равнодушно к неравенству в распределении дохода/благ до неограниченного возрастания заинтересованности в разрешении проблемы неравенства.
Данный индекс был предложенный в 1970 г. английским экономистом Аткинсоном Э.Б. Индекс Аткинсона принимает значения от 0 до 1. Основной недостаток этого индекса заключается в выборе значения вив том, что неозможно найти s однозначного [2].
На сегодняшний день применяется множество количественных показателей, кроме выше названных. Среди них индексы Тейла, Гувера, Кольма, Морана, Гири, Гетиса-Орда [3].
Помимо количественных показателей, при оценке дифференциации регионов может применяться и нечисловая статистика. Нечисловая статистика как самостоятельное научное направление появилось в России в рубеже 1970-1980 гг. Сам термин «статистика объектов нечисловой природы» впервые был использован в монографии российского математика и экономиста Орлова А.И. «Устойчивость в социально-экономических моделях» (1979 г).
Использование нечисловой статистики обусловлено рядом недостатков применения классических методов, основным из которых является отсутствия учета качественных аспектов нечисловой природы. В своем диссертационном исследовании по теме дифференциации социально- экономического положения субъектов Российской Федерации Полтавский С. А. отмечает, что применение подходов, основанных только оценке количественной стороны, «дает фрагментарное представление о реально сложившейся ситуации», а также, как следствие, возникает проблема чрезмерно жестких требований по принадлежности каждого региона Российской Федерации только к одному типу по классификации.
Полтавский С. А. предлагает использовать для оценки уровня социально-экономического развития регионов методику, основанную на алгоритме нечеткой классификации Беждека-Данна. В качестве доказательства эффективности разработанной методики Полтавский С. А. отмечает, что полученные им результаты при применении методики не противоречат предложенной Мельниковым Р. М. типологической группировке российских регионов, но им было использовано значительно меньшее число социально-экономических показателей [4]. Последнее показывает возможности, которые предоставляют методы нечисловой статистики при оценке дифференциации регионов. Анализ публикаций последних лет показывает рост интереса автора к применению теории нечетких множеств в исследованиях неравенства регионов.
Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время перед экономической наукой по-прежнему стоит задача адекватного описания и оценивания дифференциации регионов, наиболее объективным представляется подход, базирующийся на анализе информации, выраженной, как количественно, так и качественно.
Список литературы
Забелина И.А. Оценка неравномерности экономического развития и распределения экологической нагрузки между регионами РФ // Кулагинские чтения: техника и технологии производственных процессов: X Международная научно-практическая конференция: сб.ст. - Чита: ЧитГУ, 2010. - С. 85-88.
Клевакина Е.А. Применение индекса Аткинсона для изучения проблемы неравенства экономического развития и показателей экологической нагрузки регионов РФ // Экономика природопользования. - 2010. - № 3. - С. 41-52.
Маслихина В.Ю. Количественная оценка экономического и социального пространственного неравенства в Приволжском федеральном округе / В.Ю. Маслихина // Интернет-журнал «Науковедение». 2013 №4 (17) [Электронный ресурс]. - М., 2013. - Режим доступа: naukovedenie.ru/PDF/22evn413.pdf, свободный - Загл. с экрана.
Полтавский С. А. Дифференциация социально-экономического положения субъектов Российской Федерации и механизм ее сокращения: автореферат дне. ... канд. эконом, наук: 08.00.05 /С.А. Полтавский. - Владимир, 2009. -22 с.
НАДОБНЫХ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, студент 4 курса РОДИОНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, к.т.н., доцент ГОРОХОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ, к.т.н., доцент,
Россия, Юго-Западный госудрственный университет
УЧЕТНАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ
Учетная политика и налоговая политика является важнейшим звеном в управленческом процессе производством и реализации ее продукта. Каждая ветвь промышленности старается максимально рационально и правильно использовать все методы и возможности расчета для оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования результатов хозяйственной деятельности, выявления направления развития предприятий. Понимая механизм учета данных, организация способна воздействовать на свою финансовую политику, изменяя ее в нужном направлении.
В учетную политику любой из отраслей входят три раздела: организационно-технический, ведения бухгалтерского учета и раздел ведения налогового учета. Внимательно рассмотрим устройство электроэнергетических компаний.
Как и в любой другой отрасли, учетная политика энергетики основывается на бухгалтерском и налоговом учете. Первостепенными нормативными документами, устанавливающими порядок формирования учетной политики, являются Федеральный закон от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 09 декабря 1998 № 60н.
Порядки и правила определения доходов и расходов, представлены в статьях НК РФ (167, 259, 313 и др.), на них следует основываться, разрабатывая и утверждая учетную политику для целей налогообложения.
На формирование учетной политики оказывают влияние, такие факторы как: разновидность осуществляемой деятельности; характер производства; его особенности и специфика.
Главная особенность энергетического производства в том, что предприятия данной отрасли работают напрямую на потребителя, не создавая запасов и не учитывая незавершенное производство, а расходы, которые произвели за отчетный период полностью списываются на себестоимость выработанной энергии.
Для организаций, занимающихся генерацией электрической энергии, приоритетным является: раскрытие порядка операций по приобретению материалов (топлива) и их списание, так как они занимают весомое место в структуре оборотных активов и в затратах. Методы учета материальнопроизводственных запасов (МПЗ) являются основными и для тех предприятий энергетики, которые занимаются непосредственно ремонтом и техническим обслуживанием производственных мощностей и опираются на «Методических указаниях по бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов», утвержденными приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Появление резерва в ситуации снижения стоимости материальных ценностей, является важной возможностью учетной политики, относительно МПЗ. Рассматривая план счетов и инструкции по его применению, необходимый резерв может быть создан под любые МПЗ, например: материалы, сырье, готовая продукция, товары и др. При снижении стоимости материально-производственных запасов, образуется резерв, в конце каждого отчетного периода, в результате финансовых расчетов. Размер данного резерва вычисляется, как разница между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, в случае если себестоимость выше текущей рыночной стоимости. В такой ситуации МПЗ отражаются в балансе бухгалтерии на конец отчетного года, исключая резервы, которые приходились на случай снижения стоимости материальных ценностей.
Возникают разногласия между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами, так как налоговый учет не рассматривает возможность создания указанного резерва.
Как правило, в учетной политике предприятий энергетики, можно увидеть порядок списания специальной оснастки. Вариант списания спецосна- стки в бухгалтерском учете зависит от актива, в составе которого она учитывается. Активы могут быть оборотные или внеоборотные. Стоимость спецоснастки, внесенной в состав основных средств, погашается с помощью начисления амортизации. Для того, чтобы списать ее стоимость, которая входит в состав оборотных активов, возможно применение двух способов: способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг) и линейного способа. Например, в налоговом учете спецоснастка стоимостью более 10.000 руб. за единицу и сроком использования более 1 года учитывается в составе амортизируемого имуще ства, стоимость которой погашается путем начисления амортизации. В противном случае спецоснастка списывается в налоговом учете одновременно в момент отпуска в производство.
К главным задачам учетной политики относятся темы, связанные с основными средствами: проведение их переоценки; порядок определения сроков полезного использования; способы начисления амортизации, использование льгот, учета расходов на их ремонт, определенные в настоящее время ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. и постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Основным отличием бухгалтерского учета энергетики от других отраслей является то, что в налоговом учете для объектов основных средств линейный метод значится, как наиболее распространенным.
Еще одна отличительная особенность налогового учета — возможность ввода метода начисления амортизации не только для групп амортизируемого имущества, но и для конкретных объектов, что дает возможность более обоснованно устанавливать сроки эксплуатации, учитывать индивидуальные особенности каждого объекта.
С 1 января 2006 г. для организаций, производивших инвестирования средств в модернизацию и обновление основных фондов, стало возможно применение так называемой «амортизационной льготы». Организации получили право включать в состав расходов фактически произведенные расходы на капитальные вложения в размере до 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением полученных безвозмездно) и (или) расходов, полученных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Использование данной льготы означает, что списанные единовременно начисления в дальнейшем при расчете суммы амортизации не рассматриваются.
Большое внимание уделяется модернизации и строительству дополнительны объектов, по производству электроэнергии. На рис. показана динамика вводов мощностей по
дам на электростанциях ЕЭС России в соответствии с прогнозом Минэнерго 2011г. в период 2011-2017гг. и фактический ввод генерирующих мощностей в 2011г.
В электроэнергетических компаниях значительны суммы расходов по ремонту основных средств. Как правило, ремонтные работы осуществляются в летний период, соответственно и наибольшие расходы на улучшение относятся к данному периоду времени.
В бухучете возможны три варианта учета расходов на ремонт.
Первый вариант - признание этих расходов во время их фактического осуществления — наиболее простой, не требующий каких-либо расчетов. Минус — признание расходов в период проведения ремонта и значительное колебание финансового результата в течение отчетного периода.
Второй вариант позволяет создать запас расходов на ремонт основных средств в целях их наиболее равномерного включения в затраты в течение отчетного периода. При этом требуется документальное подтверждение расчета ежемесячных отчислений: дефектные ведомости, утвержденные планы проведения ремонтов, сметы на их осуществление, установленные нормативы и информация о фактически проведенных ремонтных работах и т.п.
Третий способ — разновидность второго. Показывает как затраты по неравномерно проводимому в течение года ремонту предварительно отражаются на счете «Расходы будущих периодов».
При выборе какого-либо способа руководствуются техническим состоянием и особенностями объектов, режимом их эксплуатации, периодичностью проведения ремонтов, общими расходами по ним, финансовым состоянием и др. На предприятиях, где расходы на ремонт основных средств являются несущественными, в бухгалтерском и налоговом учетах применяется в основном первый способ, в качестве наиболее простого и не требующего дополнительных расчетов.
При создании учетной политики одним из первостепенных является вопрос формирования финансового результата. Для этого опираясь на пункт 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, определяется себестоимость продукции, (работ, услуг). Она рассчитывается на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, относящихся к получению доходов, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции (работ, услуг). Правила учета затрат на производство должны закрепляться отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. В настоящее время они не разработаны, что дает право организациям самостоятельно устанавливать и закреплять в учетной политике применяемый метод учета затрат, объекты учета затрат, группировку расходов, особенности учета отдельных видов расходов (при необходимости).
Организация бухгалтерского и налогового учета в компаниях электроэнергетики
В процессе проводимой реформы электроэнергетической промышленной отрасли изменилось ее основное устройство. Из него по функциональному отличию (генерация, передача, сбыт) начали бросаться в глаза отдельные хозяйствующие субъекты. Это изменение оказало влияние и на построение учетного процесса.
321310914400024091905943600031743651130935002012 год
этап реформы
►
По итогам этого можно выделить два принципиально отличных друг от друга направления в организации учетных работ.
Первый, (традиционный) метод отражает то, что любой хозяйствующий субъект должен иметь в своем устройстве самостоятельный учетный аппарат в качестве структурной единицы. Он создает и курирует бухучет, компонует и представляет в определенные сроки и органы отчетные документы, решает возникающие учетные вопросы и проблемы и т.п. Ведение налогового учета может производиться самой бухгалтерской службой или отдельным, созданным конкретно для этих целей структурным подразделением. Если расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом не имеют весомых отличий и объем учетных работ допускает объединить два вида учета, целесообразно ведение как бухгалтерского, так и налогового учета бухгалтерией.
Принципиально современный подход предполагает создание общих центров обслуживания. Его суть в том, что хозяйствующие субъекты не производят ведение учета, а передают эти обязанности иному ведомству, для которого это являются основной специализацией.
Альтернатива ведения бухгалтерского учета сторонней организацией предусмотрена ст. 6 закона от 21 ноября 1996 № Т 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», где сказано, что в началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.
Передача ведения бухгалтерского учета такой организации должна быть зафиксирована в приказе по учетной политике на соответствующий финансовый год. В этом случае в соответствии со ст. 26 НК РФ интересы налогоплательщика в налоговых правоотношениях, подачу отчетности в налоговые органы может производить его уполномоченное лицо.
Применение этой формы ведения учета стало новым явлением в отечественной практике. Так при ее распространении обязательно стоит разобрать перечень прав и обязанностей каждой из сторон, согласовать конкретный перечень операций, график документооборота, сроки и порядок представления информации, круг пользователей и т.д.
Главные достоинства такого порядка ведения учета:
концентрация на основном бизнесе без перераспределения ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) на обеспечивающих функциях;
привлечение к выполнению работ квалифицированных специалистов, что предполагает более качественное исполнение ими своих должностных обязанностей;
уменьшение затрат на оборудование и техническое обеспечение рабочих мест и сохранение их на должном уровне. Благодаря узкой направленности аутсорсера стоимость его услуг, в большинстве случаев, оказывается ниже издержек по содержанию собственного аппарата;
специализация по функциональному признаку открывает доступ к технологиям и решениям более высокого уровня, объективно способствует более эффективному использованию трудовых ресурсов.
Управленческий учет
Управленческим учетом- принятая организацией система сбора, регистрации, обработки и передачи информации о ее хозяйственной деятельности с целью планирования, контроля и управления этой деятельностью. Его основными направлениями являются: предоставление необходимой информации для управления производством и принятия решений; исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от установленных норм; определение финансовых результатов. Под объектами управленческого учета подразумевают затраты организации и ее структурных подразделений (центров ответственности), результаты хозяйственной деятельности, внутреннее ценообразование, бюджетирование и внутренняя отчетность.
Управленческий учет имеет ряд следующих функций:
снабжение информацией о внутрихозяйственных процессах и результатах руководителей всех уровней управления для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;
формирование информационных потоков, служащих средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями;
контроль за наличием и эффективностью использования имеющихся ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
выявление резервов повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
выявление, изучение отклонений от установленных норм, смет и корректировка в связи с этим процессов производства и реализации продукции;
измерение и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, а также по структурным подразделениям, видам продукции;
возможность перспективного планирования и на основе анализа и оценки фактически достигнутых результатов.
Наиболее существенные различия между финансовым и управленческим учетом в приведены в табл. 1.
Таблица 1. Особенности финансового и управленческого учета
Финансовый учет
Управленческий учет
Цель ведения
Представление полной и достоверной отчетности внешним пользователям
Предоставление информации администрации для принятия управленческих решений
Пользователи
информации
Внешние (акционеры кредиторы, инвесторы)
Внутренние (руководство, менеджеры)
Обязательность ведения и правила
Обязателен, ведется на основе закона N® 129-ФЗ
и ПБУ
Не обязателен, ведется по решению руководства на основе внутренних регламентов (положений)
Используются все элементы метода бухгалтерского учета
В основном используются методы количественных оценок.
Степень точности информации
Данные должны быть достоверными, точными и документально обоснованными
Информация может быть приблизительной,но достаточной для принятия верного решения
Отрезок времени учета
Прошедший отчетный период
Истекший.текущий и будущие периоды
Измерители информации
В основном стоимостные
Стоимостные, натуральные и трудовые
Публичность информации
Отчетность открыта для внешних пользователей
Вся информация является коммерческой тайной
Большое внимание в управленческом учете уделяется расходам и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
Расчеты фактической себестоимости производятся по следующей формуле:
Фс = Нс ± Он ± Ин,
где Фс — фактическая себестоимость;
Нс — нормативная себестоимость;
Он — отклонения от норм (экономия или перерасход);
Ин — изменения норм (в сторону их увеличения или уменьшения).
Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм (%):
„ . Сумм! емкиоитий от норм чш сумма тмитаЛ нермт,я—.
Индекс «юмамш - — — -^—*1 OCT'S.
Нврмяшюш себестоимость амрем
Для расчета фактической себестоимости нормативная себестоимость,по каждой статье калькуляции умножается на индекс экономии.
Таким образом, можно выделить основные элементы нормативного способа учета затрат производства:
составление нормативных калькуляций по изделиям с учетом изменений норм на начало текущего месяца;
раздельный учет затрат производства по нормам, отклонениям от норм;
учет изменений норм, составление отчетных калькуляций;
анализ фактически произведенных затрат, выявление и устранение причин отклонений от норм.
Большое внимание уделяется разделению расходов на переменные и постоянные. Переменные расходы изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства. В качестве примера можно привести амортизацию оборудования, заработную плату аппарата управления, налог на имущество и др.
Важность такого деления обусловлена на формировании маржинального дохода, рассчитываемого как разница между доходами и переменными расходами. Это позволяет рассчитать точку безубыточности производства продукции.
Во время производства одного вида готовой продукции на электростанциях происходит единый технологический процесс — преобразование одного вида энергии в другой. Это позволяет все затраты за месяц причилить полностью на произведенную в этом периоде продукцию, что дает возможность использовать попроцессный метод учета себестоимости единицы продукции.
Сутью попроцессного метода является: прямые и косвенные расходы учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Себестоимость единицы продукции характреризуется делением суммы всех расходов за месяц на количество произведенной продукции за этот же период.
При производстве различных видов продукции (электрической и тепловой энергии) также применяется попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции. При этом методе большая часть расходов относится к косвенным и подлежит распределению между видами выпускаемой продукции по методике, принятой на предприятии.
В заключении можно отметить, что учетная политика при ее правильном формировании позволяет обеспечить наиболее эффективно взаимодействовать всем структурам организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты как материальные, так трудовые и затраты времени, по разрешению возникающих вопросов. Получении экономических выгод благодаря функционированию системы бухгалтерского и налогового учета возможна при влиянии информации на решения пользователей внешней отчетности на их управленческие решения по совершению инвестиций, уплаты налогов и прочее. Не менее важную роль играет бухгалтерская информация полученная внутренними пользователями отчетности. Грамотно составленная налоговая политика позволяет защитить интересы налогоплательщиков.
Список литературы
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О бухгалтерском учете"
Налоговый кодекс РФ
Вахрушева О.В. Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие -М. Дашков и К. 2012-252 с.
Управленческий учет / под редакцией профессора Я.В.Соколова. - М. Магистр, 2009
УДК 658.14
МУРТАЗИНА МАРИНА ШАМИЛЬЕВНА Россия, Новосибирский государственный технический университет murtazina [AT] corp . nstu . ru
оценка дифференциация регион, бухгалтерский налоговый учет, утвердить приказ минфин, приказ минфин россия, ведение бухгалтерский учет, нечисловой статистик оценка, себестоимость единица продукция, расчет фактический себестоимость, учет затрата производство, статистик оценка дифференциация, утвердить приказ минфин россия, расход ремонт основный средство, статистик оценка дифференциация регион, нечисловой статистик оценка дифференциация, социально экономический положение субъект, экономический положение субъект российский, структурный подразделение центр ответственность, дифференциация социально экономический положение, положение субъект российский федерация, организация утвердить приказ минфин,