СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Май   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Социально-Экономическое положение жкх в россии


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖКХ В РОССИИ

На сегодняшний день, многие эксперты отмечают прямые ошибки в реформировании сферы ЖКХ, которые по их прогнозам могут привести к серьезной напряженности и даже к социальному кризису в обществе. Эти обстоятельства создают обстановку нестабильности, а разрушительные столкновения в сфере ЖКХ в конечном счете могут привести к появлению социального взрыва, поэтому представленное исследование является актуальным. В нём на основе теоретического и эмпирического материала анализируются мнение основных субъектов жилищной политики о проводимой в стране реформе, их включенность в данный процесс, а также основные проблемы, с которыми сталкивается население России в последние годы.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ), - стратегически важное направление деятельности социального государства, обеспечивающее население жизненно важными услугами, создающее условия безопасного и комфортного проживания [1]. В течение многих лет эта отрасль подвергается постоянным реформам, до сих пор является ареной социальных, экономических, политических рисков.

Несмотря на позитивные изменения, которые произошли в этой сфере за последнее десятилетие, например, такие как, вовлечение всё большего количества субъектов в процесс реализации жилищной политики и наделение их необходимым объёмом прав и обязанностей [4], с уверенностью можно сказать, что кризисное состояние отечественного жилищно- коммунального хозяйства, которое не удалось преодолеть в процессе реформирования начиная с 1997 года, обусловлено рядом факторов, один из которых - низкий уровень участия основных субъектов жилищной политики в данном процессе:

Рис.1. Взаимодействие основных субъектов жилищной политики

Во-первых, приватизация жилья - фактически начало реформы, была добровольной и бессрочной, касалась только квартир и не налагала никаких обременений на жильцов в части содержания домов, в которых расположены квартиры [2]. Но, отдавая квартиры в собственность, государство не объясняло населению, какие обязанности по эксплуатации жилья они берут на себя после приватизации. Более того, не видя опасности, население приватизировало как новое, так и старое жилье, которое вскоре приходило в негодность, а оплата по его ремонту ложилась на плечи самих собственников. Недостаточная информированность о проводимой приватизации со стороны государства привела к напряженной обстановке среди населения.

Из проведенного социологического исследования совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Свердловской области (далее УПЧ) видно, что основные субъекты жилищной политики обвиняют друг друга в неэффективности проводимой реформы ЖКХ. Получается замкнутый круг, в котором страдают собственники жилья. Обращаясь с возникшей проблемой в адрес управляющей компании, они не получают должного ответа. Следующий шаг обращения - различные органы власти. Но органы местного самоуправления проявляют бездействие в отношении контроля за деятельностью управляющих компаний. Являясь юридически не- подкрепленным, рядовому собственнику сложно реализовывать свои права в процессе реформирования ЖКХ. Фактически органы власти и управляющие компании устраняются от своих обязательств, обвиняя друг друга в нарушении жилищных прав собственников жилья.

К числу факторов, препятствующих позитивным преобразованиям в ЖКХ, стоит отнести малую информированность населения со стороны государства, его не всегда оправданный уход из сферы местного самоуправления, несовершенство и неполноту законодательства, затрагивающего функционирование ЖКХ [4]. Социальная защита и социальные гарантии могли бы быть более полно обеспечены в том случае, если бы деятельность органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления была направлена на улучшение качества, повышение надежности предоставления услуг ЖКХ [3]. К сожалению, из-за неудовлетворительного состояния, в нашем регионе, инженерной инфраструктуры, имеющей высокие показатели физического износа, высокую аварийность и сверхнормативные потери ресурсов, планово-предупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восстановительным работам [1].

Согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (на 1 января 2014 года), общая площадь жилых помещений жилищного фонда Свердловской области составляет 103,5 млн. кв.метров с количеством домов более 107 тысяч -54 тыс.домов с физическим износом от 31% до 60%, ветхое жилье с износом от 65% до 70% составляет 5,5 тыс.домов, а 1 333 многоквартирных дома официально признаны аварийным и подлежащим сносу [5].

Получается, что перекладывая ответственность друг на друга, субъекты жилищной политики не решают проблемы, с которыми к ним обращаются граждане. Действующие постановления редактируются с такой частотой, что никто не успевает их отслеживать или не желает подобное делать. Эти обстоятельства создают психологический дискомфорт у населения, чувство беспомощности повлиять на происходящее. Данные обстоятельства создают обстановку социальной напряженности в обществе. Сегодня говорить о его долгосрочной стабильности достаточно сложно. Эксперты Института социологии РАН делают вывод, что «крыша над головой», под которой протекает повседневная жизнь большинства россиян, далека от идеала, но сами люди более чем неприхотливые, если проживая в таких условиях, считают сторону эту своей жизни, по меньшей мере, удовлетворительной. Но сказать о том, что существующие жилищные условия и дальше будут удовлетворять население, нельзя. Недовольство граждан России ситуацией в ЖКХ и уровнем оплаты жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) продолжает расти. С каждым годом количество обращений граждан, в адрес УПЧ в Свердловской области, по вопросам ЖКХ только увеличивается.

Данные обстоятельства создают обстановку нестабильности в обществе. Социологи и средства массовой информации отмечают нарастающее недовольство общества вектором развития этой ключевой для России сферы. Все чаще СМИ фиксируют стихийные выступления жителей в разных регионах РФ, негатив, выражаемый в адрес управляющих компаний и представителей органов власти. Недовольство ростом тарифов за ЖКУ высказывает практически все население России. Однако адекватной реакции органов власти по устранению актуальной проблемы, которая волнуют общество, не видно. Многие специалисты считают, что решение основных проблем ЖКХ для российского общества равнозначно решению проблемы выживания.

Нынешнее положение ЖКХ в России указывает на критическую ситуацию с реализацией прав людей в области ЖКХ. Эти обстоятельства непосредственным образом сказываются на социальном самочувствии общества и во многом определяют стабильность обстановки в стране.

Следует признать, что любые предложенные рекомендации будут актуальны на определенный, достаточно короткий отрезок времени. В период кризиса или резкого повышения шансов социального взрыва обойтись только поправками в действующее жилищное законодательство, ужесточением норм уголовного права и просвещением населения не удастся. Необходима незамедлительная реакция органов власти на любое, даже незначительное отклонение в стабильном пути развития социума. Обращения граждан следует не только оперативно фиксировать, но и немедленно реагировать на них. Нужно неуклонно и последовательно действовать в интересах населения. Разумеется, следует активно бороться с недобросовестными управляющими компаниями. Созданием только их «черных» списков и формальным ужесточением законодательства не обойтись. Собственникам также стоит проявлять социальную активность, не замалчивать проблемы, с которыми они сталкиваются.

Непрерывный мониторинг социальной температуры общества необходим на всем протяжении реформирования ЖКХ. Следует также помнить: в период кризиса изначально практически невозможно найти верный путь развития, его можно только нащупать.

Список литературы

Бочко В.С., Букин В.П.. Системы коммунальной инфраструктуры жилищного сектора (проблемы функционирования и эффективного развития): Научное издание. - Е.: УРО РАН, 2012

Горохов А.В. Итоги приватизации собственности в оценках общественного мнения россиян// Экономическая социология.-2006.-№5.-С.68

Никифорова О. Система социальной защиты населения и ее сущность// Риск-2011- №2-С.586-588.

Специальный доклад УПЧ в Свердловской области «Защита прав человека в процессе реформирования сферы ЖКХ. Проблемы взаимодействия основных субъектов жилищной политики».

Специальный доклад УПЧ в Свердловской области «О нарушении прав граждан при признании жилья ветхим и аварийным и переселении из аварийного и ветхого жилья» . УДК 631.111


ЛАДЕЙЩИКОВА АЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА г. Екатеринбург aladeyschikova [AT] gmail . com





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ