СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июнь
  Июль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Структурно-Динамический анализ возможности


СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ

СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ И РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Проведен анализ структуры и динамики эксплуатационных расходов с целью обоснования возможности снижения себестоимости услуг железнодорожного предприятия.

В условиях экономического кризиса ключевыми направлениями повышения эффективности работы железнодорожного транспорта становятся рационализация эксплуатационных расходов путем внедрения ресурсосберегающих технологий, усиление мотивации работников отрасли, способность удовлетворять возрастающие требования клиентов к качеству услуг и гибко реагировать на изменения спроса. Решение указанных вопросов неразрывно связано методическим обеспечением принятия решений в части управления снижением себестоимости и затрат предприятий [1-5]. В данной связи особую актуальность приобретают детальный структурнодинамический анализ эксплуатационных расходов, с последующей разработкой и внедрением в деятельность предприятия мероприятий, оказывающих реальное практическое воздействие на величину затрат.

На железнодорожном транспорте наиболее полный анализ расходов проводится в рамках отделения дороги (таблица 1), тогда как более информативным является анализ расходов структурных единиц с точки зрения управления этими затратами и возможности снижения себестоимости.

Таблица 1 - Динамика совокупных расходов Локомотивного депо Орел

за III-IV кв. 2014 г.

Виды расходов
III квартал 2014 г.
IV квартал 2014 г.
Отклонение
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс руб.
% роста
1 Эксплуатационные расходы
230732
99,79
217881
99,80
-12851
94,43
в том числе:
грузовые
пассажирские
160367
70365
69,36
30,43
138324
79557
63,36
36,44
-22043
9192
86,25
113,06
2 Расходы по подсобновспомогательной деятельности
20
0,01
20
0,01
-
100,00
Итого расходов по основной деятельности
230752
99,80
217901
99,81
-12851
94,43
3 Непроизводительные расходы
485,7
0,20
414,8
0,19
-70,9
85,40
Итого расходов
231210,7
100,00
218315,8
100,00
-12894,9
94,42

Как видно из данных таблицы 1, в IV квартале 2014 г. общая сумма совокупных расходов Локомотивного депо Орел сократилась на 12894,9 тыс. руб. или 5,6% и составила 218315,8 тыс. руб. Основную долю всех расходов составляют расходы по основной деятельности 99,81% или 217901 тыс. руб., причем на долю эксплуатационных расходов (расходов по перевозкам) приходится 99,8% или 217881 тыс. руб. и лишь 0,01% приходится на расходы по подсобно-вспомогательной деятельности. Снижение общей суммы расходов Локомотивного депо было вызвано снижением величины эксплуатационных и непроизводительных расходов на 12851 тыс. руб. и 70,9 тыс. руб. соответственно, так как величина расходов по подсобно-вспомогательной деятельности в III-IV кв. 2014 г. оставалась постоянной. Основную долю эксплуатационных расходов составляют расходы на грузовые перевозки (63,3%), на пассажирские перевозки приходится 36,4%. Поэтому снижение общей суммы расходов по перевозкам было вызвано снижением расходов на грузовые перевозки на 22043 тыс. руб. или 13,75%, которые составили 138324 тыс. руб., несмотря на увеличение расходов по пассажирским перевозкам на 9192 тыс. руб. или 13,06%, объем которых в IV квартале 2014 г. составил 79557 тыс. руб.

Существующая тенденция изменения совокупных расходов предприятия и оценка их структурных сдвигов требует более детального структурнодинамического анализа эксплуатационных расходов в разрезе хозяйств, видов деятельности, статьям расходов и элементам затрат.

Анализ структуры эксплуатационных расходов по хозяйствам Локомотивного депо Орел за III-IV кварталы 2014 года (таблица 2) показал, что основная доля эксплуатационных расходов приходится на локомотивное (28,1%), вагонное хозяйства (12,1%), хозяйство пути (26,5%) и группу «остальные» (14,0). Именно эти хозяйства являются наиболее материалоемкими, так как локомотивное и вагонное отделения - связаны с содержанием подвижного состава и вагонов, хозяйство пути - следит за состоянием железнодорожного полотна, электролинии и контактной подвески, при необходимости осуществляет текущий или капитальный ремонт. В IV квартале 2014 года размер эксплуатационных расходов, приходящихся на локомотивное хозяйство, вагонное и хозяйство пути сократился на 5,6%, 9,3% и 5,6% соответственно. Произошло существенное увеличение расходов в хозяйстве сигнализации и связи и хозяйстве гражданских сооружений (на 22,2% и 21,7% соответственно). В результате их величина составила 9586,76 тыс. руб. и 1089,4 тыс. руб., и хотя эти изменения и являются заметными, но в общем объеме эксплуатационных расходов депо составляют всего 4,4% и 0,5% соответственно.

Таблица 2 - Структура эксплуатационных расходов Локомотивного депо Орел по хозяйствам в III - IV квартале 2014 года

Хозяйство
Эксплуатационные расходы
Темп рос- та IVkb. к Шкв, %
III квартал
IV ква
ртал
Тыс. руб.
Доля, %
Тыс. руб.
Доля, %
Пассажирское
23073,2
10,0
19609,3
9,0
85,0
Грузовой работы
4614,64
2,0
3268,2
1,5
70,8
Перевозок
6982
3,0
7407,8
3,4
106,1
Локомотивное
64835,69
28,1
61224,56
28,1
94,4
Вагонное
29072,2
12,6
26363,6
12,1
90,7
Пути
61143,9
26,5
57738,5
26,5
94,4
Сигнализации и связи
7844,89
3,4
9586,76
4,4
122,2
Э лектроснабжения
1123
0,5
1089,28
0,5
97,0
Г ражданских сооружений
895
0,4
1089,4
0,5
121,7
Остальные
32147,5
13,5
30503,34
14,0
94,9
Итого
230732
100,0
217881
100,0
94,4

Структурно-динамический анализ эксплуатационных расходов в разрезе элементов затрат (таблица 3) показал, что по сравнению с III кварталом 2014 года, общая сумма расходов предприятия снизилась на 12851 тыс. руб., или 5,7%, при этом расходы превысили плановую величину на 12402 тыс. руб. или 6%.

Наибольшие отклонения как от предыдущего периода (1,6% от общей суммы отклонений), так и от плана наблюдаются по затратам на оплату труда. Кроме того, увеличился и удельный вес данного направления расходов с 26,8% до 28,4%. За исследуемый период произошло снижение затрат на амортизацию основных средств на 1191 тыс. руб., а доля данной статьи расходов в общей сумме составляет в IV квартале 2014 года 15,8%.

Таблица 3 - Структурно-динамический анализ эксплуатационных расходов Локомотивного депо Орел в III и IV кв. 2014 года

Элементы за- трат
III кв. 2009 г.
IVкв. 2009 г.
Отклонения
по плану
фактически
от плана
от III кв. 2009г.
ТЫС.
руб.
%
тыс.
руб.
%
тыс.
руб..
%
тыс.
руб.
пун
кты
тыс.
руб.
пун
кты
Затраты на оплату труда
61763
26,8
57178
27,8
61968
28,4
4790
0,6
205
1,6
Отчисления на соц. нужды
12764
5,5
9442
4,6
9095
4,2
-347
-0,4
-3669
-1,3
Материальные
затраты
106283
46,1
97701
47,5
100085
46,0
2384
-1,5
-6198
-0,1
в том числе:
материалы
2698
1,2
5911
2,9
3291
1,5
-2620
-1,4
593
0,3
топливо
46429
20,1
52850
25,6
51120
23,5
-1730
-2,1
4691
3,4
электроэнергия
54777
23,7
35050
17,1
41949
19,3
6899
2,2
-12828
-4,4
прочие
2379
1,0
3890
1,9
3725
1,7
-165
-0,3
1346
0,7
Амортизация
35630
15,4
34446
16,8
34439
15,8
-7
-1
-1191
0,4
Прочие затраты
14292
6,2
6712
3,3
12294
5,6
5582
2,3
-1998
-0,6
Итого
230732
100
205479
100
217881
100
12402
-12851
-

Наибольший удельный вес в общей структуре расходов занимают материальные затраты (около 46%), которые состоят из затраты на материалы, топливо, электроэнергию и прочие материальные затраты. В структуре материальных затрат преобладают затраты на топливо (около 51%) и электроэнергию (примерно 41%). Небольшое изменение в структуре материальных затрат в сторону увеличения затрат на топливо и уменьшения на электроэнергию связано с политикой компании по энергосбережению. Доля же затрат на материалы и прочие затраты практически не изменялась.

Как показали проведенные исследования особенности железнодорожного транспорта как отрасли определяют специфику структуры и динамики эксплуатационных расходов по элементам затрат: отсутствие расходов на сырье и вследствие этого низкий удельный вес расходов на материалы, которые расходуются только на содержание в исправном состоянии технических средств и реализацию ими эксплуатационных функций; более высокий, чем в промышленности, удельный вес фонда оплаты труда вследствие отсутствия сырьевой составляющей в себестоимости перевозок; высокая стоимость постоянных устройств, что увеличивает удельный вес амортизационных отчислений и ремонтного фонда.

В целом можно сделать вывод, что железнодорожная отрасль является материалоемкой и величина эксплуатационных расходов во многом зависит от цен и тарифов на топливо и электроэнергию. Основным резервом сокращения данных расходов является повышение качества эксплуатационной работы, совершенствование технологических процессов и улучшение качественных показателей использования подвижного состава.

Список литературы

Краснобокая, И.А. Снижение издержек и производственных потерь в структуре конкурентоспособности промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Научно- технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2008. -№ 6 (68). - С. 128-133.

Краснобокая, И.А. К вопросу формирования противозатратного механизма в современных условиях хозяйствования / И.А. Краснобокая // Интеграл. - 2009. - № 4. - С. 46.

Краснобокая, И.А. Многомерная оценка резервообразующих факторов снижения себестоимости промышленной продукции / И.А. Краснобокая // Управленческий учет. -2010,-№5.-С. 39-45.

Краснобокая, И.А. Снижение производственных потерь промышленных предприятий региона на основе оптимизации конструктивных параметров продукции / И.А. Краснобокая//Управленческий учет. -2013. -№3. -С. 10-18.

Краснобокая, И.А. К вопросу совершенствования управления снижением затрат промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2009. -№ 2-2. - С. 164-170.

УДК 658.155.012.7


КУЗНЕЦОВА МАРГАРИТА АЛЕКСЕЕВНА Россия, Орловский филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E - mail : tamae . ku [AT] gmail . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ