СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Сентябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблемы формирования доходной базы региональных бюджетов


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

В статье раскрыты особенности формирования доходной части региональных бюджетов РФ на примере бюджета Краснодарского края. Особое внимание уделено структуре и динамике налоговых доходов краевого бюджета. По итогам проведенного анализа, выделены основные проблемы формирования доходной базы бюджета Краснодарского края.

Финансовые ресурсы, являясь индикатором экономики, позволяют выявить наиболее предпочтительные направления социально-экономического развития страны и ее регионов, которое во многом зависит от методов формирования финансовых ресурсов и от оптимального выбора направлений их использования.

В настоящее время в Российской Федерации повышается роль региональных органов власти. Изучение территориальных финансов, знание проблем в этой области помогает их решению, укреплению на этой основе региональной экономики, а значит, и поступательному развитию экономических и социальных процессов в стране, что является особенно актуальным в условиях кризиса [1].

В основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017-2018гг. предполагается сокращение общего объема межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. Степень бюджетной самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления теперь зависит исключительно от доли дотаций в доходах их бюджетов.

Доходы бюджета Краснодарского края формируются за счет поступления средств по нормативам отчислений от регулирующих федеральных налогов и сборов, региональных налогов транспортного, налога на имущество организаций и налога на игорный бизнес, отчисления по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края производятся в бюджет края, а также за счет безвозмездных поступлений [2].

В таблице 1 представлена динамика и структура доходов краевого бюджета, по данным которой, доходы бюджета за рассматриваемый период сократились и за 2014 год составили 233 млрд. руб. Это обусловлено сокращением безвозмездных поступлений более чем на 50% в 2014 году по сравнению с 2012 годом. Наибольший удельный вес принадлежит налоговым доходом - 79% за отчетный год, наименьший неналоговым доходам, их доля составила 7% за 2014 год.

Таблица 1 - Динамика и структура доходов бюджета Краснодарского края за 2012-2014гг. [31

2012
ГОД
2013
ГОД
2014 год
Откло-
Темп из-
Показатель
сумма,
млрд.
руб.
УДвес,
в%
сумма,
млрд.
руб.
УДвес,
%
сумма,
млрд.
руб.
УДвес,
в%
нение
20142012,
(+;-)
менения
2014/2012,
%
Доходы всего, в том числе:
244,93
100,0
219,37
100,00
232,88
100,00
-12,05
95,08
налоговые доходы
160,93
65,71
169,63
77,33
183,21
78,67
+22,27
113,84
неналоговые
доходы
13,08
5,34
15,58
7,10
16,59
7,13
+3,52
126,90
безвозмездные
поступления
70,92
28,96
34,15
15,57
33,08
14,21
-37,84
46,65

Анализируя данные таблицы 2, очевидно, что наибольшую долю среди налоговых доходов занимают налоги на прибыль и доходы. Их объем увеличился в абсолютном выражении на 10,5 млрд. руб. и составил 115 млрд, в 2014 году, однако их доля в общем объеме налоговых доходов сократилась до 63%. Далее следуют налоги на имущество, доля которых составила 18% за отчетный период, затем налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ - 10% за 2014 год. В статью «прочее» вошли платежи за пользование природными ресурсами, государственная пошлина и прочее - их удельный вес на протяжении всего рассматриваемого периода составляет менее 1%.

Рассмотрев фактически собранный объем средств краевого бюджета за анализируемый период, необходимо его сопоставить с запланированным объемом, что бы определить величину отклонения утвержденной суммы от фактически собранной, а также выявить основные причины недополучения доходов бюджета (рисунок 1).

Рисунок 1. Объем утвержденных и фактически поступивших доходов бюджета Краснодарского края за 2012-2014гг.

По данным рисунка 1, видно, что объем фактически поступивших доходов существенно отличается от запланированных показателей. В 2014 году объем утвержденных в законе Краснодарского края доходов составил 239,10 млрд, руб., а фактически поступило в бюджет края 232,88 млрд.

руб., т.е. на 6,22 млрд. руб. меньше. Причиной этому может быть низкий уровень налогового администрирования или налогового планирования [4] .

Таким образом, по данным проведенного анализа, можно выделить три основные проблемы формирования и распределения средств краевого бюджета:

незначительный удельный вес неналоговых доходов в общем объеме доходов регионального бюджета;

зависимость регионального бюджета от величины безвозмездных поступлений, доля которых довольно велика;

проблема собираемости налогов.

Темп роста налоговых доходов, как в целом, так и в пересчете на одного жителя, еще раз подтверждает актуальность и необходимость эффективного механизма налогового администрирования, а также более точное определение максимально возможной суммы налоговых поступлений и сборов, исчисленных в условиях сложившейся экономической обстановки и действующего законодательства, т.е. налогового потенциала региона. При расчете налогового потенциала, помимо экономической развитости региона, учитывается оценка уровня собираемости налогов и риска не платежей по ним [5].

Решение проблемы повышения самофинансирования региональных бюджетов, увеличению собственных доходных источников сводится к обоснованному определению налогового потенциала региона. Именно сопоставление фактически полученных налоговых поступлений в бюджет с налоговым потенциалом территории дает возможность определить основные пути увеличения налоговых доходов региона.

Список литературы

Дробышевская Л.Н., Петровская А.В., Ермакова Ю.С. Совершенствование системы учета субъектов малого предпринимательства для оценки их вклада в налоговый потенциал региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 465- 471.

Дробышевская Л.Н., Ермакова Ю.С. Система формирования доходов региональных бюджетов и пути ее дальнейшего совершенствования // Современная научная мысль. 2015. № ЕС. 95-105.

Закон Краснодарского края «О краевом бюджете» на очередной финансовый год // СПС: Еарант.

Наливкина В.В. Куцегреева Л.В. Современные направления налогового администрирования // Экономика и предпринимательство, М.: № 12 ч.1 (65-1), 2015,- с.132- 139.

Ермакова Ю.С. Концептуальные подходы к классификации налогового потенциала региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 212-217.

КОСТЕРИНА АННА АНАТОЛЬЕВНА, студент (e-mail.ru: yolayola.mix[AT]yandex.ru)

ЧЕПРАКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, к.э.н., доцент Россия, г.Ставрополь, Северо-Кавказский федеральный университет

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы бюджетного регулирования, основанные на механизме формирования дополнительных доходов бюджетов субъектов федерации.

Ключевые слова: бюджет, межбюджетные отношения, бюджетное регулирование, доходы и расходы.

Вопрос совершенствования системы государственного регулирования бюджетов всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России на среднесрочную перспективу. Неразвитость системы бюджетного регулирования, отсутствие стабильности в ней блокирует развитие многих стратегически важных направлений государственной политики, в частности, становления в России института местного самоуправления, развития инвестиционной инициативы регионов, перехода к системе автономных бюджетов на каждом бюджетном уровне.

Большинство современных проблем системы бюджетного регулирования в России лежит уже вне сферы формализованных способов распределения финансовой помощи субъектам Федерации и местным бюджетам. Неизбежность применения механизмов бюджетного выравнивания обусловлена принципиальной невозможностью достижения «идеального» распределения расходов и соответствующих им доходов между всеми уровнями бюджетной системы, включая как минимум два уровня местных бюджетов. Разнообразие структуры органов местного самоуправления в регионах вынуждает федеральный центр предоставлять им существенные законодательные права в формировании эффективной модели регулирования субрегиональных финансов с учетом местных реалий [1].

Система бюджетного регулирования в России в настоящее время - это сложный и противоречивый комплекс финансовых методов и механизмов, вектор развития которых в долгосрочном плане ориентирован на реализацию федеративных принципов функционирования российского государства [2].

Актуальность совершенствования российской системы бюджетного регулирования определяется незрелостью и малым опытом функционирования федеративных отношений как таковых. Принципы ее построения и функционирования находятся в постоянном движении, она приводится в соответствие с объективными требованиями времени и прогресса. В этом смысле актуальность совершенствования системы бюджетного регулирования в России на годы вперед определяется объективным ходом политического развития молодого федеративного государства.

Разработки теории и практики межбюджетных отношений позволяют систематизировать существующие предложения по реформированию межбюджетных отношений по трём основным вариантам [7].

Первый вариант можно определить, как радикальный. В экономической литературе он получил определение одноканальной модели и рассматривается как альтернатива другим. Его смысл заключается в реализации двух основных концептуальных положений.

Во-первых, на местах должна оставаться основная часть налоговых доходов. Во-вторых, в федеральный бюджет перечисляется их фиксированная доля (на уровне 20%). Оставшаяся часть концентрируется в бюджете субъектов федерации, а затем перечислениями регулируется с бюджетами муниципальных образований.

Впоследствии был заключён договор о распределении налогов, по условиям которого доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет несколько увеличилась. Стремление перейти на одноканальную модель расчётов с федеральным бюджетом сказалась и в поведении других субъектов федерации. Это вынуждало Правительство России заключать с ними отдельные соглашения.

Второй вариант реформирования можно определить, как организационный. Он предполагает принятие следующих мер: сокращение количества налоговых льгот; установление и перекрытие существующих каналов отвлечения доходов из регионов; активизацию работы налоговых органов по собираемости налогов и реализации конфискованного имущества; более настойчивое решение вопросов расширения местной налоговой базы региональными и муниципальными органами власти; коренное изменение методов расчёта трансфертов субъектам федерации.

В настоящее время, такой механизм формирования дополнительных доходов бюджетов субъектов федерации позволит, с одной стороны, обеспечить единый подход к формированию дополнительной доходной базы бюджетов, с другой стороны, даст возможность регионам в выборе как источников формирования доходной базы, так и конкретных количественных значений этих надбавок [3, 4, 5].

Однако, любой из вариантов совершенствования бюджетного регулирования будет эффективен только в сочетании с успешным реформированием всей системы межбюджетных отношений.

В заключение данной статьи можно сделать ряд выводов:

необходимо совершенствование бюджетного законодательства Российской Федерации;

формировать стимулы к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

совершенствовать механизм предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальным образованиям.

внедрить программное планирование бюджетного процесса.

предоставить больше финансовой самостоятельности местному самоуправлению.

так, как система межбюджетных отношений не совершенна и есть определенные сложности, то нужно финансовым органам активно совершенствовать эту сферу. Ведь без учета межбюджетных отношений практически ни одно решение, связанное с экономическим развитием, не принимается.

Список литературы

Барашева Т.И. Управление бюджетными доходами на субрегиональном уровне [текст] / Т.И. Барашева // Финансы. - 2010. - №4. - С. 18-20.

Наука сегодня: теория, практика, инновации / Даниелян Н.В., Дмитриева Е.А., Цыбулько И.В., Мирошниченко С.С., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е., Соловых С.Ю., Коротков В.Е., Менжулин М.Е., Махмудов Х.Ф., Щербаков И.П., Атлас Е.Е., Агуреев И.Е., Бойко Т.В., Еерунова Л.К., Чигишева О.П. Коллективная монография: в 9-ти томах / Под научной редакцией О. П. Чигишевой. Ростов-на-Дону, 2014. Том 3.

Клишина Ю.Е., Оботурова Н.П., Углицких О.Н. Мониторинг инновационного развития Северо-Кавказского макрорегиона // Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 1-3. - С. 122-126.

Клишина Ю.Е., Углицких О.Н. Финансовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций // Финансово-экономические и учетно-аналитические проблемы развития региона. Материалы Ежегодной 78-й научно-практической конференции. - С. 169-178.

Концепции социально-экономического развития предприятий, отраслей, комплексов / Подколзина И.М., Клишина Ю.Е., Вайсблат Б.И., Оболикшто Я.В., Сидорин А.В., Тоскунина В.Э., Губина О.В., Проворова А.А., Глотова И.И., Томилина Е.П., Углицких О.Н. Красноярск: ООО Научно-инновационный центр, 2012. Том 2

Личные финансы и их планирование / Гвоздиков А.В., Глотова И.И., Томилина Е.П., Доронин Б.А., Ионова А.Ч., Гладилин А.А., Шматко С.Г., Томилина И.А., Углицких О.Н. Ставрополь, 2010. Селюков М.В. теоретические основы налоговой неопределенности в деятельности экономического субъекта // Управленческий учет. - 2014. - № 9. - с. 88-94.

Финансы / Глотова И.И., Томилина Е.П., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. Ставрополь, 2012.

Углицких О.Н., Шишкова Н.В. Финансовая политика ставропольского края: оптимизация уровня расходов // Региональная экономика: теория и практика. 2006. №11. С. 53-55.

Финансы, денежное обращение и кредит / Глотова И.И., Томилина Е.П., Герасимов А.Н., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е., Громов Е.И. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Ростов-на-Дону,

2015.

УДК 658.14


КОСИВЧЕНКО МАРЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА Россия, г.Краснодар, Краснодарский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова ullliehkal 00[AT] rambler . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ