ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СКФО
В статье представлен анализ законодательных инициатив в области туризма в регионах СКФО. Институциональное обеспечение регулятивных действий в области туризма в СКФО возложено на профильные исполнительные органы власти, осуществляющие аккредитацию туристских организаций, обеспечение информацией туристов и субъектов туристского бизнеса о туристско-рекреационном потенциале субъекта РФ и предоставляемых возможностях, государственный контроль и учет в туристической отрасли.
На региональном уровне государственное регулирование туристско- рекреационного комплекса в СКФО осуществляют профильные исполнительные органы власти.
Так в Ставропольском крае регулятивные функции возложены на региональное Министерство культуры, объектом государственного управления и нормативно-правового регулирования которого наряду со сферой культуры, искусства, кино, выступает «туристская деятельность, функционирование и развитие курортов и реализация мероприятий, направленных на развитие особо охраняемого эколош-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод». Последняя, как известно, до марта 2015 года находилась в ведении Министерства экономического развития Ставропольского края.
Комитет Правительства Чеченской Республики по туризму является органом исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющим государственные полномочия Чеченской Республики по созданию благоприятных условий для развития туризма в Чеченской Республике.
В рамках своих полномочий указанные выше региональные структуры оказывают предоставление типового перечня государственных услуг, в частности:
аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи» на основании приказа Министерства спорта, туризма и молодежной политики от 15 декабря 2010 года № 1351 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»;
обеспечение информацией туристов и субъектов туристского бизнеса о туристско-рекреационном потенциале субъекта РФ и предоставляемых возможностях;
придание туристскому маршруту статуса официального туристского маршрута субъекта РФ.
Кроме того, профильные исполнительные органы власти осуществляют государственный контроль и учет в туристической отрасли, предполагающий ведение объектно-субъектных реестров. Например, в Ставропольском крае на сайте регионального Министрество культуры размещены реестровые сведения о туроператорах (34 ед. на 05.03.2015 года), туристских организациях (314 ед. ), экскурсионных маршрутах (114 ед. по состоянию на 10.06.2015 года), санаторно-курортных учреждениях (138 ед. на 01.12.2014 год), в том числе дестких (21 ед. на 09.06.2015 года) [11Комитет по туризму Республики Дагестан централизует информацию о ТРК региона в следующих реестрах:
Реестр туристских предприятий
Реестр туроператоров
Перечень гостиниц Республики Дагестан
Реестр объектов гостиничного комплекса и туристской инфраструктуры Республики Дагестан
Дорожная карта по минеральным ресурсам бальнеологического значения Республики Дагестан
Реестр туристических баз и санаторно-курортных учреждений Республики Дагестан
Дорожная карта рекреационных ресурсов (заповедники, заказники, природные парки) Республики Дагестан.
Законодательное регулирование ТРК в субъектах СКФО также регламентируется внушительным перечнем нормативных актов, основное назначение которых, как правильно сформулировано в Законе Республики
Ингушетия «О туристской деятельности в Республике Ингушетия» заключается в:
формировании системы государственного регулирования туристской деятельности;
создании правовой, экономической, социальной и организационноуправленческой среды, благоприятной для развития туризма, обеспечение и защита прав граждан в сфере туризма;
обеспечении восстановления, сохранения и рационального использования национального, природного, исторического и культурного наследия для устойчивого развития туристской деятельности на территории Республики Ингушетия;
создании в Республике Ингушетия развитой туристской индустрии, соответствующей международным требованиям;
обеспечении безопасности в сфере туризма [2].
Вполне очевидно, что ключевую роль в региональном законодательстве о туризме играют головные отраслевые законы, в которых существенный объем статей посвящен вопросам государственной региональной политики в ТРК. В частности, в Законе КЧР «О некоторых вопросах туристской деятельности в Карачаево-Черкесской республике» от 14.05.2015 года № 19-рз прописаны принципы государственного регулирования туристской деятельности в Карачаево-Черкесской Республике такие, как:
приоритетность туристской деятельности;
защита интересов туристов;
государственная поддержка туристской деятельности.
Цели государственного регулирования туристской деятельности в регионах СКФО являются идентичными и направлены, как правило, на:
обеспечение права граждан на отдых;
охрану окружающей природной среды;
создание условий для воспитания, культурного развития, образования и оздоровления туристов.
Кроме того, в ряде северо-кавказских регионов законодательному регулированию подлежат хозяйственный оборот и охрана рекреационных ресурсов [3]. Так, в Республике Дагестан существует Закон, регулирующий отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Республики Дагестан [4].
В Ставропольском крае в целях повышения инвестиционной привлекательности и стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе в секторе туризма и рекреации принят Закон Ставропольского края: «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках», предусматривающий резидентам туристско-рекреационным региональным паркам государственную поддержку, в части:
предоставления налоговых преимуществ;
выделения субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края;
установления льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края;
предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налога;
размещения бюджетных инвестиций в развитие и создание объектов внешней инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта;
предоставления инвестиционных налоговых кредитов;
предоставления бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Ставропольского края [5].
Таким образом, на региональном уровне государственное регулирование туризма в СКФО осуществляют профильные исполнительные органы власти, осуществляющие аккредитацию туристских организаций, обеспечение информацией туристов и субъектов туристского бизнеса о туристско-рекреационном потенциале субъекта РФ и предоставляемых возможностях, государственный контроль и учет в туристической отрасли. Кроме того, в арсенале профильных региональных министерств находится внушительный перечень нормативных актов, регламентирующих различных аспекты туристической деятельности в СКФО.
Список литературы
Реестры URL.: dagtourism.com/ru/7page_icU39
Закон Республики Ингушетия «О туристской деятельности в Республике Ингушетия» (ст. 3) от 04.07.2011 года № 19-РЗ URL.: ingtourism.ru/zakony-respubliki- ingushetiya
Медяник И.В. Сфера природопользования как пространство противоречий экономических интересов регионов Северо-Кавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2011. №2. С. 297-302.
Закон РД «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах республики Дагестан» от 08.02.2011 г. № 6 ( в ред. от 05.10.2012 № 54)
Закон Ставропольского края: «О региональных индустриальных, туристско- рекреационных и технологических парках» от 29 декабря 2009 года № 98-кз (в ред. от 08.02.2011 года № 8-кз, от 18.10.2011 года № 83-кз, от 18.06.2012 года № 54-кз, от 20.06.2014 года № 61-кз) УДК 338.45
КИМКЕТОВА КАМИЛЛА ФУАДОВНА Россия, г. Пятигорск, Северо-Кавказский федеральный университет kimketova 999[AT] mail . ru
профильный исполнительный орган, исполнительный орган власть, потенциал субъект предоставлять, субъект предоставлять возможность, ставропольский край региональный, государственный контроль учет, рекреационный потенциал субъект, турист субъект туристский, туристский туристско рекреационный, туристско рекреационный потенциал, профильный исполнительный орган власть, туристский туристско рекреационный потенциал, рекреационный потенциал субъект предоставлять, субъект туристский туристско рекреационный, турист субъект туристский туристско, исполнительный орган власть осуществлять, обеспечение турист субъект туристский, потенциал субъект предоставлять возможность, туристско рекреационный потенциал субъект, контроль учет туристический отрасль,