ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА
В статье доказываются тезисы об объективной обусловленности кластерного подхода в туризме и территориальном развитии; об эффективности и неизбежной закономерности возникновения кластеров в туризме за рубежом, а также необходимости адаптации подобных форм в национальной практике; о противоречиях в реализации кластерных инициатив в туризме северо-кавказского макрорегиона.
Вписываясь в общемировые тренды, а также, осознавая острую необходимость использования на благо страны и ее регионов уникального туристско-рекреационного потенциала, в последние годы федеральной властью, а также региональными администрациями инициирован ряд мер в попытке адаптировать кластерный подход в национальном ТРК. Именно подобный формат развития отрасли, по прогнозу Всемирной Туристской Организации, позволит России к 2020 г. войти в первую десятку стран на мировом рынке туристских услуг (справочно: по оценкам Всемирного экономического форума в рейтинге стран мира по Индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2013 года Россия заняла 63 место) [1, рр. 298-299].
Названые обстоятельства в полной мере имеют отношение к Северо- Кавказскому макрорегиону, который, как известно, обладает всеми предпосылками развития туристско-рекреационного комплекса, однако доля которого в валовом региональном продукте не превышает 2%, а в общем объеме национального сектора - 6%, равно как и хроническая отсталость северо-кавказских регионов практически по всем ключевым макроэкономическим показателям.
Между тем, в многочисленных исследования справедливо отмечается, что именно кластерный подход, стимулируя развитие ТРК, позволит последний не только адаптировать к условиям рыночной среды и высоко конкурентного мирового рынка, но также превратить в один из ключевых драйверов развития северо-кавказского макрорегиона [2, с. 75-82].
Подобные целевые ориентиры нашли отражение в утвержденном федеральным правительством ряде концептуальных документов, а также разработанных на их основе и реализуемых ныне на практике кластерных инициативах. В указанной связи речь идет о таких программнозаконодательных инициативах, как ФЦП «Юг России (2008 - 2013 годы)» (Постановление Правительства РФ от 14 января 2008 г. № 10), Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010г. № 1485-р), «О создании туристического кластера в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея» (Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 (ред. от 27.12.2012), «Об особых экономических зонах в СКФО (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1195), Государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 2408-р).
В их рамках предполагается создание на Северном Кавказе, а также на сопредельных с ним территориях Краснодарского края и Республики Адыгея туристско-рекреационного кластера, включающего 7 крупных горноклиматических курортов, прибрежный Каспийский кластер, а также субрегион КМВ. Последний, точнее особая экономическая зона туристско- рекреационного типа "Гранд Спа Юца", был включен 27 декабря 2012 года [3].
По сценарным прогнозам, реализация столь масштабного проекта предполагает для ТРК макрорегиона 5-10 миллионный ежегодный туристский трафик, при общей емкости курортов в 250 тыс. человек, наличие более 1000 км горнолыжных трасс, свыше 200 канатных дорог.
Для экономики южных регионов прямой вклад кластерного проекта в ВРП к 2025 году составит более 2,5 трлн. руб. накопленным итогом, ежегодные налоговые поступления свыше120 млрд, руб., дополнительная занятость более чем 300 рабочих мест. Кроме того, развитие северо- кавказской туриндустрии обеспечит существенный мультипликативный эффект в смежных отраслях промышленности и сельского хозяйства, инфраструктурное обустройство территорий, а также позволит задействовать предпринимательский и сервисный потенциал этноэкономики.
Очевидно, что реализация на практике, подобного кластерного мегапроекта, предполагающая адекватное его масштабам ресурсное и институциональное обеспечение, не лишена, что вполне закономерно, противоречий.
Прежде всего, речь идет об организационном обеспечение кластерных инициатив, носящее отчасти фрагментарный и разрозненный характер, к которому ныне имеют отношение различные властные или уполномоченные структуры.
Главным среди них Правительством РФ определило ОАО «Курорты Северного Кавказа» в качестве функционала по развитию особых экономических зон. Однако подобный институт, ориентированный, прежде всего, на частного инвестора, не может и не должен координировать работу властных структур, тем более определять приоритеты и рамочные условиях реализации кластерной политики в СКФО.
Между тем, системный характер последней, как показывает европейская практика, предусматривает скоординированную работу (в нашем случае в рамках Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО) по созданию адекватных условий кластеризации на государственном и региональном уровнях на начальных ее этапах, а по мере развития - на местном и корпоративном.
Формирование Северо-Кавказского туркластера предполагает, его активное инфраструктурное обустройство, не только в контексте транспортной логистики, инженерных коммуникаций, гостиничного сектора, но также в сфере аттракции. Развитию последней способствует как наличие ресурсной базы в виде исторических, археологических, природных, ландшафтно-эстетических объектов и самобытной культуры народов Северного Кавказа, так и стимулирование на их основе познавательного, экологического, событийного, делового туризма, что также позволит разнообразить отдых и сделать приток рекреантов круглогодичным.
Поскольку реализации масштабных комплексных инфраструктурных проектов, ведется в рамках разного рода федеральных программ таких, как «Юг России (2008-2012 гг.)», «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», а также инвестиционных программ инфраструктурных компаний ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО « РусГидро», МРСК, ФСК возникает острая необходимость не только в их координации, но также в стимулировании инвестиционной активности указанных структур.
Это тем более необходимо, имея в виду сложные высотно-ландшафтные условия горных территорий, которые приводят к удорожанию строительных работ. Кроме того, удаленность, труднодоступность и относительно малая инфраструктурная емкость горных курортов открывает для инфраструктурных компаний возможности для обкатки энерго- и ресурсосберегающих технологий. Это тем более необходимо, в силу того, что ныне зеленые туризм и рекреация, зеленые технологии в гостиничном хозяйстве и обустройстве туризма являются объективным требованием времени, а экологические проблемы занимают ключевое место в деятельности Всемирной туристской организации (ЮНВТО).
Очевидно, что реализация столь масштабных проектов остро ставит вопрос об инвестициях, объем которых оценивается в 450 млрд руб., из которых 60 млрд руб. в основном в инфраструктуру предполагаются бюджетные [4].
При этом, как показывает опыт развитых стран, государство играет ключевую роль в финансировании кластерных проектов, прежде всего, на стадии их активации, одновременно стимулируя инвестиционную активность бизнеса. Это тем более является очевидным в условиях кризиса.
Подобная модель реализуется в северо-кавказском туркластере, где государство, с одной стороны, как правило, в программно-целевом формате осуществляет бюджетную поддержку в основном инфраструктурных проектов, а с другой предусматривает комплекс стимулирующих мер частного инвестирования, как, например, государственные гарантии РФ - до 70% от суммы кредита, привлекаемого на срок от 3 до 10 лет (в 2013 году на эти цели предусмотрен 1 млрд, долларов США - прим, автора), средства Инвестиционных фондов РФ и субъектов РФ. В названном перечне существенный инвестиционный потенциал несет режим особой экономической зоны, предусматривающий, как известно, многочисленные преференции ее резидентам сроком на 49 (вместо 20) лет с 1 января 2013 года. На территории СКФО подобные образования туристско-рекреационного типа приурочены к кластерным территориям (подобная новация стала возможной также с 1 января 2013 года - прим, автора).
Таким образом, кластерный подход правомерно рассматривать как особую территориально-отраслевую форму модернизации экономики Северо- Кавказского макрорегиона, позволяющую задействовать уникальный рекреационный потенциал, консолидировать усилия государства, бизнеса и общества на стратегических императивах «форсированного роста... для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов РФ, входящих в состав СКФО, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику» [5].
Список литературы
The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013. - Geneva: World Economic Forum, 2013.-485 pp.
Разработка модели реализации Стратегии развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса КМВ / Под общей редакцией Н.В. Медяник, Г.И. Ши- биченко. Научное издание. - Пятигорск: ФГАОУ ВПО «СКФУ», филиал в г. Пятигорске, 2012. - 212 с.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1434 «О включении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края в состав туристического кластера, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 833»
Проблемы и перспективы управления развитием сферы рекреации и туризма в СКФО. Научное издание. - Пятигорск: ФГАОУ ВПО «СКФУ», филиал в г. Пятигорске, 2014.-216 с.
Стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р
УДК 336.647/.648
КАР АБАШЕВА САБИНА ЮРЬЕВНА Россия, г.Пятигорск, Северо-Кавказский федеральный университет karabaschewa . sabina [AT] yandex . ru
развитие северо кавказский, северо кавказский макрорегион, туристско рекреационный тип, особый экономический зона, всемирный туристский организация, экономический зона туристско, округа период распоряжение, кавказский федеральный округа, северо кавказский туркластер, период распоряжение правительство, кавказский федеральный округа период, федеральный округа период распоряжение, округа период распоряжение правительство, реализация столь масштабный проект, северо кавказский федеральный округа, научный издание пятигорск впый, развитие северо кавказский федеральный, пятигорск впый скф филиал, впый скф филиал пятигорск, экономический зона туристско рекреационный,