МОДЕЛИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА
Рассмотрены модели решения актуальных задач обоснования нижнего уровня цен на основе затратного метода с целью формирования эффективной ценовой политики производственного предприятия.
Обоснованное определение цен в условиях современной экономики возможно лишь на основе выявления соответствующей функции, достоверно отражающей их зависимость от спроса. Вместе с тем используемые на практике разработанные модели не могут считаться удовлетворительными, так как лежащая в их основе функция «цена-спрос» поддается лишь весьма неточному эмпирическому определению. Следовательно, в современных условиях хозяйствования приемлемые для рынка цены устанавливаются преимущественно на основе интуиции и опыта.
Для рыночной экономики характерно применение различных методов определения цен, что обуславливается: характером продукции (производственно-техническая, продукция народного потребления, военная и т.д.); степенью новизны товара; однородностью продукции; дифференциацией по качественным свойствам; однородностью потребителей; целями, достигаемыми предприятием на рынке с помощью цены (завоевание или удержание доли рынка, обеспечение выживаемости фирмы); структурой рынка; политикой государства в области цен на продукцию, производимую предприятием; прочими внешними факторами.
Решая проблему ценообразования, предприятие опирается на следующую информацию: о себестоимости каждого вида продукции как минимальной границы цен на производимые продукты; о ценах конкурентов и ценах товаров-заменителей как среднего уровня цен; об уникальных достоинствах товара как максимального уровня цен [1,2].
Предприятие, практикующие один из методов расчета уровня цен на свою продукцию, учитывает как минимум одну из этих составляющих. Альтернативные методы определения цен включают: определение цен на основе затрат на производство продукции; определение цен с ориентацией на спрос; определение цен с ориентацией на конкуренцию (или на текущий уровень цен); определение цен, ориентированное на нахождение равновесия между затратами на производство и состоянием рынка (спроса, конкуренции).
Затратный метод позволяет определить пороговый уровень, ниже которого устанавливать цены предприятию невыгодно. И если предпринимаются такие меры, то только в конкретных случаях и на короткий срок. Например, при реализации конкретной стратегии, обусловленной: проникновением на новый рынок сбыта; удержанием крупного сегмента рынка и т.д. Определение цен на основе затрат может производиться двояко: на основе полных затрат и на основе ограниченной себестоимости, например, по переменным затратам.
При полном распределении затрат, реализуемая стратегия «средних цен» [3], достаточна популярна для ряда отраслей по следующим причинам: информация о затратах на производство продукции более определена и известна, чем о спросе; государственные органы считают метод расчета цен «средние затраты производства плюс прибыль» для крупных и средних предприятий наиболее справедливым по отношению и к потребителям, и к производителям. Производители не могут сильно завышать цены на свою продукцию, но зато, имея постоянный спрос на выпускаемую продукцию, контролируют свой сегмент рынка и обеспечивают себе получение средней нормы прибыли.
Основным недостатком второго метода с точки зрения сторонников учета на основе полных затрат является то, что калькулирование продукции осуществляется лишь с учетом предельных затрат и определенная на их базе цена не позволяет покрыть все затраты и обеспечить прибыль. Данная точка зрения формируется из ошибочной интерпретации результата калькулирования как единственно верного метода определения цены реализации. В условиях рыночной экономики они устанавливаются на основе сбалансированности спроса и предложения. Результат отнесения затрат на носители при этом может являться лишь исходным пунктом при определении нижней границы цены, а учет предельных плановых затрат наилучшим образом выполняет поставленную задачу.
Необходимо подчеркнуть, что не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить их на единицу продукции с высокой точностью, и не в этом состоит цель ее использования. Она состоит в том, чтобы получить как можно более полную информацию об издержках, которая обычно необходима для того, чтобы произвести калькулирование затрат на базе оговариваемых предположений и в дальнейшем использовать ее в работе. Таким образом, важной функцией распределения затрат является получение информации индикативного характера, которая может оказаться полезной в выявлении отклонений от привычных норм, заранее установленных планов или стандартов.
На основе изложенного можно сделать вывод, что учет предельных затрат, дополненный определением плановых сумм покрытия является на сегодняшний день наиболее эффективным методом. Согласно данной методике цена реализации рассчитывается на основании предварительно определенных прямых затрат, к которым добавляется плановая сумма покрытия. Коэффициенты плановых сумм покрытия определяются с учетом рентабельности продукции, а также плановых постоянных затрат. Применение данного метода, как показала практика, обеспечивает приемлемые результаты при оценке конкретных договоров поставки готовой продукции. При этом необходимо учитывать загрузку производственной мощности, обеспечиваемую принятой производственной программой. В случае недогрузки оборудования проблем с определением границы цен на отпускаемую продукцию нет. Если же заключаемый договор приводит к перегрузке, то создается ситуация, когда дополнительно принятая к производству продукция вытесняет из производственной программы ранее запланированную продукцию. Вследствие этого может быть утрачена некоторая величина покрытия (за счет затрат обратной связи или упущенной выгоды). Определение границ цен на выпускаемую продукцию возможно с помощью аппарата линейного программирования.
Модель решения рассматриваемой задачи должна рассматриваться в двух аспектах: определение нижней границы цены продукции, выпускаемой по утвержденной производственной программе; расчет цен по заключаемому контракту [4].
В связи с рассмотренными особенностями нижняя граница цен на выпускаемую продукцию при отсутствии ограничений по производственным мощностям определяется следующим образом
ST
Pi = DC.
(l)
где Р; - цена реализации i-го вида продукта;
DC! - прямые затраты, тыс. руб.;
Sih - сумма покрытия i-ro вида продукции;
Si - сумма покрытия плановая, относительно всей программы.
При построении модели для определения нижней границы цен по дополнительно заключаемому договору при неполной загрузке оборудования рекомендуется следующая формула
DFC
р, = VC , +DVC, + ■
d d d v.
где Pd - нижняя граница цены дополнительного контракта;
VCd - переменные затраты;
DVCd - дополнительные переменные затраты на единицу продукции, связанные с переналадкой оборудования;
DFCd - дополнительные постоянные затраты;
Vd - объем дополнительного контракта.
При моделировании ситуации, когда имеет место дефицит производственных мощностей (наличие узкого места) необходимо учитывать затраты, обусловленные упущенной выгодой, так как необходимо исключить из производственной программы продукцию, выпуск которой экономически становится нецелесообразным [5].
В этом случае нижнюю границу цены рекомендуется определять с помощью следующей модели:
Краснобокая, И.А. К вопросу совершенствования управления снижением затрат промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2009. -№ 2-2. - С. 164-170.
Краснобокая, И.А. Концептуальные основы стратегического управления формированием затрат производственных предприятий региона/ И.А. Краснобокая // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования.-2012. - №2 (22). - С. 191-194.
Краснобокая, И.А. Моделирование и прогнозирование эффективности снижения себестоимости продукции промышленных предприятий / И.А. Краснобокая // Управленческий учет. - 2012. -№1. - С. 56-64.
Краснобокая, И.А. Оптимизация производственных затрат на основе выбора эффективного парка технологического оборудования машиностроительных предприятий/ И.А. Краснобокая // Вестник ИжТУ им. М.Т. Калашникова. -2011. - №1. - С. 59-62.
УДК 33
ГАЙВОРОНСКАЯ ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА Россия, Орловский филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E - mail : bebe 97[ AT] rambler . ru
нижний граница цена, плановый сумма покрытие, метод определение цена, определение нижний граница, учет предельный затрата, определение цена основа, цена выпускать продукция, граница цена выпускать, определение граница цена, определение цена ориентация, определение нижний граница цена, граница цена выпускать продукция, определение цена основа затрата, обеспечивать принять производственный программа, производственный мощность обеспечивать принять, мощность обеспечивать принять производственный, учитывать загрузка производственный мощность, поставка готовый продукция необходимый, готовый продукция необходимый учитывать, продукция необходимый учитывать загрузка,