СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Май   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Сетевой принцип организации бизнеса в современной экономике


СЕТЕВОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Работа посвящена вопросам сетевого принципа организации бизнеса в условиях современной экономики. Перечислены исторические предпосылки возникновения сетевых структур и представлена их классификация, указаны его достоинства и недостатки. Приведены примеры зарубежных, российских и новосибирских фирм с сетевым принципом организации бизнеса.

В семидесятых - восьмидесятых годах XX века в развитых странах начался переход от индустриального к постиндустриальному способу развития общества. Именно в этот период произошло бурное развитие средств коммуникации, применение которых способствовало зарождению новых технологий сообщения. Все это определило возникновение информационного общества, а применительно к экономической области, возникновение организаций с сетевым принципом деятельности.

Развитие современной экономики ознаменовало структурные изменения, при которых основной движущей силой стали ценности, создаваемые знаниями, произошел сдвиг от физического труда к интеллектуальному.

Благодаря глобальной информатизации стало возможно появление сетевых организационных структур, основанных на передаче большей свободы подразделениям и гораздо более эффективных, чем иерархическая схема традиционной экономики, а также позволяющие персоналу быть мобильнее при решении бизнес вопросов. Образование моделей нового типа характерно для всех отраслей и отвечает стратегическим требованиям, которые выражаются, прежде всего, в необходимости гибкого и интегрированного обслуживания рынков.

Первые работы, посвященные сетевым структурам в экономике, принадлежат ученым Р. Майлзу и Ч. Сноу [1]. По их мнению, принцип организации бизнеса состоит в замене многоуровневых иерархических структур кластерами или специализированными бизнес единицами, переходе к горизонтальным структурам, координируемым рыночными механизмами вместо административных, и создании вместо функциональных подразделений независимых рабочих групп.

Характерные признаки сетевой организации: непостоянный характер функционирования элементов; осуществление связей и управленческих действий на базе интегрированных и локальных систем и

телекоммуникаций; взаимоотношения со стейкхолдерами; образование временных альянсов в смежных областях деятельности; частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях [1]. Сравнение характеристик бюрократической и сетевой структур организации представлены в таблице 1.

Таблица 1. Характеристики бюрократической и сетевой структур организации [1]

Ключевые факторы
Бюрократическая структура
Сетевая структура
Нормативная база
Служебные
Обеспечивает гибкость и
взаимоотношения
стабильность
Средства связи
Стандартные
Глобальные
Модель решения
Административные
Нормы взаимности
конфликтов
приказы
Степень гибкости
Низкая
Высокая
Атмосфера, или климат
Формальная, бюрократиче екая
Открытая, взаимовыгодная
Обязательства сторон
Средний уровень
Высокий уровень
Преференция, или выбор
Подчиненность
Взаимозависимость,
участников
сотрудничество

Изменяющийся с большой скоростью рынок товаров и услуг создает условия, толкающие фирмы на изменения механизма функционирования с традиционного на сетевой. Предполагается, что обмен информацией между участниками компании выступает в качестве основы доверия и координации.

Наиболее популярная классификация сетевых структур предложена Р. Майлзом и Ч. Сноу. Они выделили три разновидности: внутреннюю, стабильную и динамическую [2].

Внутренняя сеть предполагает, что основные работы выполняются внутри фирмы без активного привлечения сторонних организаций, при этом между подразделениями устанавливаются элементы рыночных отношений. Это стимулирует их к повышению эффективности работы. Один из примеров - производство компонентов автомобилей в компании «General Motors».

Стабильная сеть применяет структурные принципы и операционную логику функциональной формы. Ее особенность - частичный заказ товаров и услуг у сторонних компаний для внесения гибкости в стоимостную цепочку. Для такого типа сети активы организации принадлежат нескольким фирмам, имеющим разные виды деятельности. Примеры - автомобильные компании «Chrysler», «Toyota», «BMW».

Динамические сети стараются адаптироваться к сложившейся бизнес- среде, сосредотачивая самостоятельно работающие отделения на смежных рынках [4, 5]. Они наиболее распространены в быстро изменяющихся сферах услуг таких как: производство модной одежды, киноиндустрия, выпуск видеоигр и т.д. Внутренние и стабильные сети наиболее эффективны в зрелых отраслях, требующих больших инвестиций [3].

Сетевая организация имеет ряд достоинств и недостатков.

К достоинствам следует отнести:

элитарный принцип формирования компетенций;

исключение дублирования компетенций рабочей силы и производственных мощностей;

не обремененность политическими организационными единицами [1].

К недостаткам причисляют:

отсутствие регулирующей функции структуры организации;

сложность обеспечения равной информацией всех участников сети в условиях ее ассиметрии;

чрезмерная зависимость от кадрового состава;

излишнее усложнение отношений, вытекающее из разнородности участников;

высока зависимость, как от рынка, так и от ресурсов [1].

Особенности сетевых организаций в России обусловлены тем, что длительное время отечественная экономика развивалась как плановая.

Первая особенность, состоит в том, что предпосылки для формирования и развития существенным образом отличались от ситуации в США и ряде европейских стран. Подавляющее большинство взаимодействий между предприятиями в условиях плановой экономической системы советского периода детерминировано государственным административным механизмом управления. В результате основное развитие получили сети «плановые отраслевые сети», координация которых осуществляется соответствующими отраслевыми министерствами и комитетами.

Вторая особенность - сосуществование в российской экономике двух противоположных категорий межфирменных сетей: «сетей выживания» и «предпринимательских сетей». Это обуславливается с одной стороны тем, что отдельные крупные предприятия, созданные еще в период плановой экономики, продолжают реализовывать самые простые формы маркетинга взаимоотношений, формируя «сети выживания». Причем структура таких сетей, как правило, не изменялась с времен их формирования. Примером служит Новосибирский завод ОАО НЗХК.

С другой стороны, в ряде отраслей экономики некоторые компании с целью упрочения своих рыночных позиций и получения прибыли стали формировать «предпринимательские сети», состоящие из фирм, стремящихся успешно конкурировать в новых рыночных условиях, развивая наиболее прибыльные виды деятельности.

В качестве третьей особенности развития маркетинговых взаимоотношений и межфирменных связей в России необходимо отметить направление, в котором развиваются уровни управления взаимодействием организации с партнерами.

Четвертая особенность, характерная для отечественной экономики, связана с отраслевой спецификой развития межфирменных отношений и взаимодействия стейкхолдеров. Так, в целом ряде отраслей поставщики находятся в исключительном положении и обладают очень сильными рыночными позициями, поскольку рынок сырья для этих отраслей имеет преобладающее значение. В результате степень зависимости бюрократических фирм от поставщиков очень высока, и они с целью обеспечения гарантированных поставок сырья, материалов и комплектующих вынуждены уделять основное внимание своим взаимоотношениям с поставщиками [2].

Востребованность сетевых структур обуславливается компетентностью и эффективностью организационной модели. Таким образом, происходит активное замещение бюрократической системы, свойственной для классической экономики, на сетевую, во всех существующих отраслях.

Список литературы

Акулов В.Б., Рудаков М. Н. Теория организации: учеб, пособие. - Петрозоводск ПетрГУ, 2001. - 312 с.

Куща С. П., Афанасьева А. А. Маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей: российский опыт // Российский журнал менеджмента. - 2004. - Том 2. - № 1. - С. 25-27.

Катькало В.С. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980-90-е годы // Вестник Санкт-Петербургского Университета. -2004 год. -Вып. 2 - № 12. - С. 21 -38.

Милёхина, О.В. Информационные системы как основа успешной организации в условиях знаниевой экономики / О.В. Милёхина, Г.А. Клочков // Мы продолжаем традиции Российской статистики: Материалы I Открытого российского статистического конгресса. - Новосибирск: Изд-во НГУЭиУ "НИНХ", 2015. - С. 247- 249.

Хворостов, В.А. Особенности маркетинговой активности в интернете / В.А. Хворостов, Г.И. Курчеева // Вестник Академии. - 2012. - № 1. - С. 94-96.

УДК 334 (571.17)


БОГОМОЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА, ГРЕХОВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ, ХРУЩЕЛЕВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ Россия, Новосибирский государственный технический университет kafedra _ ei [ AT] fb . nstu . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ