В статье обобщен инструментарий государственной поддержки туристической отрасли в Северо-Кавказском федеральном округе, представленный нормативным регулированием, властными институтами, отраслевым стратегированием и программированием, контролем и учетом туроператорской деятельности.
Туризм для регионов СКФО, обладающих уникальным рекреационным потенциалом, играет роль не только отраслевого локомотива, но также драйвера, определяющего социально-экономическое благополучие традиционно отсталых территорий этой части страны. Подобные обстоятельства предопределяют деятельное участие государства в воздействии на сферу рекреации и туризма в пространстве СКФО. Об этом же свидетельствует зарубежный опыт, демонстрирующий активное государственное регулирование и стратегическое позиционирование туризма в качестве значимого глобального тренда и, более того, разнообразие форм государственного участия в судьбе отрасли [1].
Как известно, основы государственного регулирования сферы рекреации и туризма заложены в известном Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Так, в частности, во второй главе сформулированы принципы (приоритетность туристской отрасли, содействие и создание благоприятных условий для ее развития, определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности, формирование представления о России как стране, благоприятной для туризма, поддержка и защита российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений); развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия), приоритетные направления (поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма), а также определен инструментарий государственного регулирования туристской деятельности в стране.
В составе последнего поименованы определение приоритетных направлений развития туризма в РФ и его нормативное правовое регулирование; разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защита прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности; содействие кадровому обеспечению в сфере туризма; развитие научных исследований в сфере туризма; стандартизация и классификация объектов туристской индустрии; формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров; информационное обеспечение туризма; создание благоприятных условий для развития туристской индустрии; оказание государственных услуг в сфере туризма; взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.
Ключевым субъектом государственного регулирования сферы рекреации и туризма в стране выступает Федеральное агентство по туризму - уполномоченный Правительством РФ федеральный органом исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма.
Рамочное стратегическое фокусирование отрасли осуществляется в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой туризм позиционируется как существенная составляющая инновационного развития России, а также определены ключевые цели, задачи, принципы и направления национально-государственной политики в сфере рекреации и туризма.
Конкретно-содержательное наполнение перспективных направлений и механизмов развития отрасли заявлено в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [2].
При этом в названном документе справедливо отмечается, что, не смотря на уникальность рекреационных ресурсов и благоприятные условия для развития, туризм и санаторно-курортная сфера Северо-Кавказского федерального округа остаются не в полной мере востребованными, как по причине низкой инвестиционной привлекательности в силу нестабильности
экономической и социально-политической обстановки, так и в силу отсутствия качественной туристской и транспортной инфраструктуры, невысокого уровня сервиса, негативного имиджа, недостаточного уровня обеспечения безопасности, наличия ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов СКФО для иностранных граждан.
Программный формат стимулирования национального туризма представлен в государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», которая представляет собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики, в том числе в сфере туризма [3].
В частности, обеспечению указанных регулятивных мер служат Подпрограмма № 3 «Туризм» и включенная в состав госпрограммы ранее разработанная федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». Например, в перечень мероприятий последней включен ряд инвестиционных проектов, планируемых к реализации в субъектах СКФО, как строительство оздоровительного комплекса «Алмаг» в Республике Дагестан, создание туристско- рекреационных кластеров « Атажукинский парк» в КБР, « Тагаурия» и «Дигория» в РСО-Алания, «Всесезонный туристско-рекреационный комплекс «Медовые водопады» в КЧР, «Золотые дюны в с. Крайновка», «Золотые пески», «Бальнеологическая туристическая база «Живой родник», «Охото-рыболовецкого кемпинга «Ачиколь» на берегу водохранилища «большой Ачиколь» в Республике Дагестан [4].
В целях систематизации сведений, контроля и легитимации туроператорской деятельности на территории РФ Федеральное агентство по туризму на систематической основе осуществляет формирование и ведение Единого федерального реестра, в которой по состоянию на 1 июля 2014 года было зарегистрировано 4338 туроператоров [5].
Таким образом, как показывает формирующаяся практика регулятивных инициатив в пространстве СКФО, системный характер развития туризма и смежных с ним отраслей предусматривает согласованную работу всех властно-публичных структур в рамках туристской политики, прежде всего, на федеральном уровне.
Список литературы
Разработка модели реализации Стратегии сохранения уникального природноресурсного комплекс КМВ / П од общей редакцией Н.В. Медяник. Научное издание. - Пятигорск: ПГГТУ, 2011. - 189 с.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р URL.: www.russiatourism.ru/contents/ otkrytoeagentstvo/strategiya-razvitiya-turizma- v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v- rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» Об утверждении Реестра инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных Координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»: Приказ Ростуризма от 26 июня 2015 г. № 250-Пр-15 URL.: www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2015/250-%D0%9F%D1%8015%20%D0%BE%D 1 %82%2026.06.2015.pdf
Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ URL.: www.russiatourism.ru/ content/2/section/19/detail/l 1/
УДК 336
ГОЙГОВ РАМАЗАН ТЕМУРОВИЧ Россия, г .П ятигорск , Северо-Кавказский федеральный университет ram azan . goygovOl 18[AT] mail . ru
сфера рекреация туризм, туризм российский федерация, российский федерация период, федеральный агентство туризм, развитие внутренний въездной, благоприятный условие развитие, государственный регулирование сфера, регулирование сфера рекреация, единый федеральный реестр, правительство российский федерация, регулирование сфера рекреация туризм, государственный программа развитие культура, государственный регулирование сфера рекреация, формирование ведение единый федеральный, развитие туризм российский федерация, туризм российский федерация период, программа развитие культура туризм, создание благоприятный условие развитие, внутренний въездной туризм российский, въездной туризм российский федерация,