СТАТЬИ АРБИР
 

  2023

  Май
  Июнь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Меры государственной поддержки иновационно- активных предприятий в рф


МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНОВАЦИОННО- АКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ

В статье рассмотрены меры государственной поддержки инновационно-активных предприятий в РФ. Представлена структура основных показателей инновационной деятельности предприятий Брянской области в сравнении их с показателями регионов, входящих в состав центрального федерального округа.

Перед российской экономикой в условиях глобального экономического кризиса стоит необходимость одновременного решения двух задач - минимизация последствий кризиса и формирование потенциала для будущего посткризисного развития. При этом в качестве модели посткризисного долгосрочного развития выбрана инновационная социально ориентированная экономика. Соответствующая цель поставлена в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.

Для построения такой модели Правительству Российской Федерации необходимо реализовать систему мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, на технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики и общественной жизни.

В плане мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий (далее - План) представлена система мер, содержащая предложения по поддержке приоритетных направлений технологического развития, совершенствованию институциональных условий инновационной деятельности и повышению эффективности созданной инфраструктуры, формированию долгосрочных стимулов к инновационной деятельности, в том числе в государственном секторе, а также по корректировке принимаемых Правительством Российской Федерации антикризисных мер в части учета требований инновационного развития.

Мероприятия Плана структурированы по следующим основным блокам:

Поддержка приоритетных направлений технологического развития и координация с целью обеспечения непрерывности цикла реализации инновационных проектов.

Поддержка инновационной деятельности существующих предприятий.

Поддержка создания нового инновационного бизнеса, а также меры по улучшению институциональных условий и повышению эффективности инновационной инфраструктуры.

Создание стимулов к инновационной деятельности в государственном секторе.

Основной акцент в Плане сделан на стимулировании инновационной активности в экономике, на предприятиях реального сектора, что, в дополнение к мероприятиям по повышению эффективности сектора генерации знаний, научно-технической сферы, сформирует целостную систему краткосрочной инновационной политики Правительства Российской Федерации.

Основными инструментами реализации предлагаемого Плана мероприятий являются:

Механизмы, обеспечивающие совместно с бизнесом выработку перспективного видения приоритетных направлений технологического развития.

Эффективная координация деятельности институтов развития, государственных корпораций и крупных компаний.

Государственные закупки и государственные программы как инструмент создания спроса на инновационную продукцию и технологии.

Бюджетные субсидии как инструмент стимулирования модернизации и повышения эффективности инновационной деятельности предприятий.

Налоговые льготы, сфокусированные на поддержке четко выделенных типов инновационного поведения и обеспечивающие возможность эффективного и малозатратного для государства и бизнеса их администрирования при минимизации выпадающих доходов бюджета.

Установление обязательных требований, стимулирующих предприятия к инновационной деятельности, в том числе компании с государственным участием.

В современных условиях хозяйствования устойчивое социально- экономическое развитие региона невозможно без развития инновационной деятельности [1].

Рассмотри структуру основных показателей инновационной деятельности предприятий Брянской области и сравним их с показателями регионов, входящих в состав Центрального федерального округа.

Брянская область обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием на ее территории инновационно - ориентированных организаций. Научные исследования и инновации являются ключевым критерием определения потенциальных возможностей социально-экономического роста региона. Проанализируем количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Брянской области и в ЦФО 2005-2013 гг. по данным Федеральной службы государственной статистики по Брянской области, представленным таблице 1 [2].

На протяжении анализируемого периода уровень инновационного потенциала Брянской области характеризуется как крайне низкий. Значения показателей регионов свидетельствуют о том, что более низкий потенциал в ЦФО по сравнению с Брянской областью имеют лишь Липецкая и Костромская области. С 2005 года количество организаций, выполняющих научные исследования и инновационную деятельность в области, изменялось незначительно, в 2013 году действовала 21 организация, по сравнению с 2010 годом, таких организаций стало больше, но самое большое число организаций, выполняющих научные исследования и инновационную деятельность было в 2011 году. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в Брянской области на протяжении анализируемого периода изменялась неравномерно, скачкообразно.

Наибольшая численность персонала была зафиксирована в 2011 году (1172 человек). Произошло сокращение с 1927 человек в 2005 году до 665 человек в 2013 году (темп снижения составил 65,5%).Численность исследователей с учеными степенями в Брянской области и в ЦФО в 2005- 2013 гг. изменялась неравномерно. Наибольшая численность исследователей в Брянской области зафиксирована в 2013 году, которая составила 60 человек или 9,02% от общего числа исследователей, в том числе 20 докторов наук и 40 кандидатов наук. С 2005года по 2013 год численность исследователей увеличилась на 15,4% [3].

Таблица 1 - Организации, выполняющие научные исследования и разработки, единиц.

Всего
2005
2010
2011
2012
2013
Центральный федеральный округ
1393
1358
1365
1318
1327
Белгородская область
23
16
16
14
15
Брянская область
20
17
23
21
21
Владимирская область
35
25
24
23
22
Воронежская область
57
58
59
57
56
Ивановская область
30
21
17
20
19
Калужская область
33
37
41
40
41
Костромская область
8
6
6
6
7
Курская область
23
15
18
16
16
Липецкая область
10
10
12
10
12
Московская область
206
257
252
241
235
Орловская область
18
14
16
15
14
Рязанская область
16
16
14
17
19
Смоленская область
14
17
16
15
19
Тамбовская область
23
22
34
34
27
Тверская область
42
28
28
28
29
Тульская область
22
21
21
19
18
Ярославская область
26
29
35
32
30
г. Москва
787
749
733
710
727

В Брянской области, как и во многих других субъектах РФ, новые технологии производятся с помощью уже освоенных, что ограничивает возможности создания и внедрения инноваций. Использование принципиально новой технологии в одном из звеньев производственной цепочки требует изменения во многих других звеньях, что невозможно даже для самых крупных фирм, а заимствование уже готовых технологий дешевле и гораздо менее рискованно, поэтому у фирм нет стимулов для разработки новых технологий.

Для активизации инновационной деятельности регионов ЦФО необходимо усиление ориентаций предприятий, осуществляющих исследования и разработки в научно-технической сфере, на потребности рынка; финансирование из средств федерального и регионального бюджета не только научно-исследовательской сферы, но и технологических инноваций на ключевых предприятиях региона.

Список литературы

Шварова Е.В. Анализ показателей инновационной деятельности предприятий Брянской области // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №5 (76). С. 222-229.

Шварова Е.В., Попова А.Э. Анализ научной и инновационной деятельности предприятий Брянской области// Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе материалы VI Ежегодной Всероссийской научн о- практической конференции (заочной): в 2-х частях. Ответственный редактор А.А. Бурмистрова; Министерство образования и науки РФ, Тамбовский государственный университет имени. Е. Р. Державина». Тамбов, 2013. С. 363-368.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012.: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с

УДК 368.013(470+571)


ГЛЕБОВА АНАСТАСИЯ АНАТОЛЬЕВНА Россия, Брянский филиал Финансового университета при Правительстве РФ nastya . vzfi [ AT] yandex . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ