На сегодняшний день, для того, чтобы функционировать в условиях экономического кризиса, любой организации необходимо изменяться. Данный факт признает большинство руководителей. В условиях современной кадровой работы способность к нововведениям - не прихоть, а насущная необходимость, которая зависит не от отрасли, не от размера и возраста компании, а от менеджмента. Всем прекрасно известно, что персонал является важнейшей частью предприятия и представляет собой один из самых ценных ресурсов инновационного развития. Залог успешной деятельности организации - это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.
Лидирующие позиции России в мировом экономическом пространстве невозможны без кардинального проведения модернизации современного производства, которая напрямую влияет, как на конкурентоспособность предприятий в выбранной рыночной нише, так на уровень себестоимости, объем и качество производимой продукции. Возросшие требования потребителей, так же являются определенным рычагом к необходимым действиям по внедрению инновационных мероприятий модернизации оборудования, обновлению технологий производственных процессов, поиску дизайнерских решений для улучшения внешних характеристик выпускаемой продукции.
Завоевание конкурентных позиций в своем сегменте рынка, его расширении, а так же возможное позиционирование предприятия на внешнем рынке^ требует внедрения инноваций на всех уровнях управления, в том числе и на уровне высшего менеджмента предприятий.
Довольно часто инновацию отождествляют с новацией, что не одно и то же, поскольку новация (новшество) является предметом нововведения, определяющим качественное изменение предмета рассмотрения, а инновацией (нововведением) оно становится в результате внедрения в управленческую практику.
Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. рассматривают инновацию «как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»[1, с.38] .
Современная наука и технология все более вовлекаются в жестокую конкурентную рыночную борьбу. Фундаментальные знания и их конечный результат — научно-техническая продукция — становятся важнейшим фактором реализации геополитических интересов государств в условиях глобализации экономики и становления общества знания и здесь большое значение имеют инновации в области управления и, в частности, в области управления персоналом.
В настоящее время акцент в управлении персоналом сделан на развитие теоретических основ управления персоналом, в результате чего: «теория управления персоналом намного опередила существующую в стране практику», [2, с. 123-129], что серьезно отличает данную управленческую деятельность от управленческой науки в целом.
При несомненном интересе к управлению персоналом, как к науке, инновационной проблематике управления персоналом уделяется, на наш взгляд недостаточно внимания, хотя инновационность управления персоналом заложена уже на стадии формирования кадровой политики и организационной культуры организации - двух основополагающих столпов функционирования любой организации.
Инновация в управлении персоналом носит в своем большинстве социальный характер, что в корне отличает их от технологических, продуктовых, процессных инноваций, представленных в классификации инноваций Винокурова В.И. [3, с.6-22].
В условиях системного кризиса особую значимость приобретают проведение изменений в русле формирования кадровой политики: непрерывное обучение персонала, творческий подход к делу, гибкая система оплаты труда, что повышает заинтересованность персонала к получению высоких результатов в области производственной деятельности (количество, качество, творчество, готовность к новому, разнообразие способов деятельности), оценка вклада линейных руководителей в подготовку подчиненных, система призов и премий за овладение новыми навыками и выявление проблем, оценка опыта и широкого кругозора, что само по себе уже носит характер инновационности.
В области организационной культуры, заслуживают внимания такие инновационные признаки, как ориентация персонала на постоянное совершенствование и долгосрочность процесса изменений, понимание естественности и непрерывности процесса развития, четкая ориентация руководства и персонала на поиск нового, внимательное отношение предприятия к идеям, предложенным персоналом, наличие конкретных индикаторов оценки процесса изменения предприятия, сравнение результатов деятельности предприятия с результатами конкурентов.
Результатом инноваций по управлению персоналом является получение такого социального эффекта от их внедрения, направленного на улучшение навыков, умений, деловых качеств персонала, которые в свою очередь дают двойной эффект: повышение производительности труда персонала, что позволяет предприятию добиться выполнения основной цели - получение прибыли с одной стороны, а с другой - повышение конкурентоспособности персонала на рынке труда в силу повышения его квалификации.
Поскольку ни одна инновационная программа не даст положительного эффекта без мотивированного на инновационную деятельность персонала, инновации в управлении персоналом должны занять достойное место в практике управления предприятием. Как фактор развития организаций с точки зрения эффективности инновационная деятельность по управлению персоналом напрямую влияет на продуктивную деятельность предприятия в целом.
Таким образом, инновация системы управления персоналом обладает чертами и особенностями инновации вообще. И, соответственно, осуществляя разработку и внедрение изменений системы управления персоналом, необходимо оценить их своевременность, возможность и результативность, сделать все необходимое, чтобы сопротивление персонала было, как можно меньше, а эффективность инновации как можно больше.
Список литературы
Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва,- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.-632с.
Дзанагова Т.Я. К вопросу об укомплектовании кадрами курортов туристического Северо-Кавказского Федерального округа.// Экономика и современный менеджмент: теория и практика.№11(31), сборник статей по материалам XXXI международной научно - практической конференции,- Новосибирск: изд. «СибАК»,2013.-с.123-129.
Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций. // Инновации. 2005. № 4. с. 6-22.
УДК 658.155
АСЛАНЯН АЛЬБИНА АЛЬБЕРТОВНА, ДЗАНАГОВА ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВНА Северо-Кавказский федеральный университет, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) в г .П ятигорске albina . aslanian .95[ AT] mail . ru
инновация управление персонал, инновация область управление, формирование кадровый политик, система управление персонал, область управление персонал, инновационный признак ориентация, внимание инновационный признак, заслуживать внимание инновационный, культура заслуживать внимание, область организационный культура, инновационный признак ориентация персонал, признак ориентация персонал постоянный, внимание инновационный признак ориентация, заслуживать внимание инновационный признак, организационный культура заслуживать внимание, культура заслуживать внимание инновационный, ориентация персонал постоянный совершенствование, персонал постоянный совершенствование долгосрочность, изменение понимание естественность непрерывность, понимание естественность непрерывность процесс,