ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
СКФО
В статье рассмотрен опыт становления особых экономических зон в механизме развития туристско-рекреационного комплекса СКФО. Предпринята систематизация ряда крупных инвестиционных проектов в формате ОЭЗ. Тестированы проблемы реализации особых экономических зон в СКФО, прежде всего, связанные с разработкой и утверждением перспективных планов развития ОЭЗ ТРТ и порядка их финансирования, а также с неопределенностью земельно-имущественных прав.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском Федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея», от 29 декабря 2011 года № 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе», от 27 декабря 2012 г. № 1434 «О включении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края в состав туристического кластера, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833», от 3 октября 2013 г.
№ 865 «О создании на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны» в пространстве СКФО ныне формируются следующих ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
В Республике Дагестан — на территории Хунзахского, Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов;
В Республике Ингушетия — на территории Джейрахского и Сунженского районов.
В Кабардино-Балкарской Республике — на территории Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского районов;
В Карачаево-Черкесской Республике — на территории Зеленчукского и Урупского районов;
В Республике Северная Осетия - Алания — на территории Алагирско- го и Ирафского районов;
В Ставропольском крае — на территории городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, города Лермонтова, Мине- раловодского и Предгорного муниципальных районов;
В Чеченской Республике — на территории Итум-Калинского муниципального района.
В целях реализации вышеуказанных постановлений Правительства РФ Минэкономразвития России предусмотрено заключение соглашений о создании ОЭЗ ТРТ с Правительствами субъектов СКФО и Администрациями указанных выше муниципальных образований, а также дополнительные соглашения, утверждающие комплексы мероприятий по разработке перспективных планов развития ОЭЗ ТРТ и порядки их финансирования [1].
Ныне Комплексы мероприятий актуализированы в ОЭЗ ТРТ в Карачаево-Черкесской Республике (дополнительное соглашение от 29 марта 2014 г. № С-122-ОС/Д14), в Республике Ингушетия (дополнительное соглашение от 6 июня 2014 г. № С-209-ЕЕ/Д14), в Республике Северная Осетия- Алания (дополнительное соглашение от 4 июля 2014 г. № С-264-ЕЕ/Д14
.
В соответствии с актуализированными Комплексами мероприятий и их проектами рассмотрение и утверждение Планов развития наблюдательными советами ОЭЗ планируется в следующие сроки:
ОЭЗ в Республике Северная Осетия-Алания - сентябрь 2016 г.;
ОЭЗ в Республике Ингушетия - ноябрь 2016 г.;
ОЭЗ в Кабардино-Балкарской Республике - октябрь 2016 г.;
ОЭЗ в Республике Дагестан - июль 2017 г.
Вместе с тем в Чеченской и Карачаево-Черкесской Республиках имеются утвержденные Планы развития ОЭЗ, в соответствие с которыми данный инструмент стимулирования туризма находит практическое воплощение. Так, в Чеченской Республике ОЭЗ ТРТ была создана в октябре 2013 года в Итум-Калинском районе, на территории которой реализуется инвестиционный проект «Строительство всесезонного горнолыжного курорта «ВЕДУЧИ». При этом руководством Чеченской Республики проводится работа по созданию еще одной ОЭЗ ТРТ в Сунженском муниципальном районе, предполагающей реализацию инвестиционного проекта «Курорт « Серноводск-Кавказский».
Между тем, по состоянию на 31.12.2014 года (см. рис.) статус резидента ОЭЗ в Чеченской Республике имел Д ав Карачаево-Черкесской Республике 7 хозяйствующих субъектов (справочно: на 31.12.2013 года- 1).
При этом по итогам 2014 года на территории ОЭЗ Чеченской Республики не создано ни одного рабочего места, равно как не введено в эксплуатацию ни одного объекта инженерной инфраструктуры. За этот же период объем инвестиций составил около 28 млн. рублей, объем выручки и сумма доходов - 0 млн. рублей, объем бюджетных средств, направленных на финансирование инфраструктуры ОЭЗ, - 103 млн. рублей (частные инвестиции не осуществлялись), объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ, - 4 млн. рублей. Отношение количества туристов, посетивших ОЭЗ ТРТ, к общему количеству туристов, посетивших Чеченскую Республику, составило около 5,7%, а среднегодовая загрузка номерного фонда туристических объектов, созданных резидентами ОЭЗ - 45,9%.
91440-248412000Рисунок - Динамика резидентов особых экономических зон туристско- рекреационного типа [3]
Количественные параметры оценки функционирования ОЭЗ ТРТ в Карачаево-Черкесской Республике за 2014 год характеризуются созданием 111 рабочих мест, введением в эксплуатацию 32 объектов инженерной инфраструктуры. За этот же период объем инвестиций составил 173 млн. рублей, объем выручки и доходы резидентов ОЭЗ - 56 млн. рублей, объем бюджетных средств на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ - 3 533 млн. рублей, объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней, - 11 млн. рублей.
Между тем в ряду ключевых проблем, существенным образом сдерживающих развитие подобного стимулирующего туризм инструментария является оформление земельно-имущественных отношений на территориях ОЭЗ по ряду причин:
на территориях ОЭЗ расположено большое количество объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и земельных участков), по которым отсутствуют сведения о правообладателях;
большинство объектов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах ОЭЗ, не прошли кадастровый учет, в результате чего в государственном кадастре недвижимости отсутствует достоверная информация о прохождении их границ;
отсутствие требований в действующем законодательстве об установлении границ лесных участков на местности при их государственном учете, приводит к сложностям достоверного определения их местоположения;
имеется большое количество земельных участков, на которых государственная собственность не разграничена, что приводит к необходимости проведения дополнительных работ;
отсутствие актуальной картографической информации на территории ОЭЗ [4].
Между тем, чтобы разрешить ныне и избежать в будущем земельноимущественных противоречий, особенно в части спецификации прав собственности и хозяйственного присвоения объектов туристской дестинации, полагаем оправданным использование механизма ЧГП [5].
Таким образом, формирование ОЭЗ в пространстве СКФО находится на начальных этапах и отличается рядом существенных проблем, прежде всего, в сфере земельно-имущественных отношений, однако пионерные проекты, реализуемые в подобном формате демонстрируют конструктивный потенциал особо статусных территорий в развития северо-кавказского туристско-рекреационного комплекса.
Список литературы
Особая экономическая зона в аспекте стратегической перспективы КМВ / П од общей редакцией Б.Я. Гершковича; редактор-составитель О.В. Михайлюк. Научное издание. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - 175 с.
Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон URL.: economy.gov.ru/minec/about/ structure/depOsobEcZone/2015100201
Медяник Н.В. Сфера природопользование как пространство противоречий экономических интересов регионов Северо-Кавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2011. №2. С. 297-302.
Тараненко О.Н. Теоретико-методологический базис повышения эффективности института государственно-частного партнерства в системе институционального обеспечения развития региона// Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4-2. С. 155-158.
УДК 656.1
АЛЕРОЕВА МАЛИКА ДАЛАМБЕКОВНА Россия, г .П ятигорск , Северо-Кавказский федеральный университет karabaschewa . sabina [ AT] yandex . ru
особый экономический зона, карачаево черкесский республика, республика северный осетия, план развитие оэз, туристско рекреационный комплекс, туристско рекреационный тип, северный осетия алания, кавказский федеральный округа, северо кавказский федеральный, калинский муниципальный район, республика северный осетия алания, северо кавказский федеральный округа, рубль объем бюджетный средство, перспективный план развитие оэз, экономический зона туристско рекреационный, инвестиция составить рубль объем, период объем инвестиция составить, объем инвестиция составить рубль, план развитие оэз трт, составить рубль объем выручка,