СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Особые экономические зоны как инструмент развития туристско-рекреационного комплекса


ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

СКФО

В статье рассмотрен опыт становления особых экономических зон в механизме развития туристско-рекреационного комплекса СКФО. Предпринята систематизация ряда крупных инвестиционных проектов в формате ОЭЗ. Тестированы проблемы реализации особых экономических зон в СКФО, прежде всего, связанные с разработкой и утверждением перспективных планов развития ОЭЗ ТРТ и порядка их финансирования, а также с неопределенностью земельно-имущественных прав.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском Федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея», от 29 декабря 2011 года № 1195 «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе», от 27 декабря 2012 г. № 1434 «О включении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края в состав туристического кластера, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833», от 3 октября 2013 г.

№ 865 «О создании на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны» в пространстве СКФО ныне формируются следующих ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

В Республике Дагестан — на территории Хунзахского, Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов;

В Республике Ингушетия — на территории Джейрахского и Сунженского районов.

В Кабардино-Балкарской Республике — на территории Черекского, Чегемского, Эльбрусского, Зольского районов;

В Карачаево-Черкесской Республике — на территории Зеленчукского и Урупского районов;

В Республике Северная Осетия - Алания — на территории Алагирско- го и Ирафского районов;

В Ставропольском крае — на территории городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, города Лермонтова, Мине- раловодского и Предгорного муниципальных районов;

В Чеченской Республике — на территории Итум-Калинского муниципального района.

В целях реализации вышеуказанных постановлений Правительства РФ Минэкономразвития России предусмотрено заключение соглашений о создании ОЭЗ ТРТ с Правительствами субъектов СКФО и Администрациями указанных выше муниципальных образований, а также дополнительные соглашения, утверждающие комплексы мероприятий по разработке перспективных планов развития ОЭЗ ТРТ и порядки их финансирования [1].

Ныне Комплексы мероприятий актуализированы в ОЭЗ ТРТ в Карачаево-Черкесской Республике (дополнительное соглашение от 29 марта 2014 г. № С-122-ОС/Д14), в Республике Ингушетия (дополнительное соглашение от 6 июня 2014 г. № С-209-ЕЕ/Д14), в Республике Северная Осетия- Алания (дополнительное соглашение от 4 июля 2014 г. № С-264-ЕЕ/Д14

.

В соответствии с актуализированными Комплексами мероприятий и их проектами рассмотрение и утверждение Планов развития наблюдательными советами ОЭЗ планируется в следующие сроки:

ОЭЗ в Республике Северная Осетия-Алания - сентябрь 2016 г.;

ОЭЗ в Республике Ингушетия - ноябрь 2016 г.;

ОЭЗ в Кабардино-Балкарской Республике - октябрь 2016 г.;

ОЭЗ в Республике Дагестан - июль 2017 г.

Вместе с тем в Чеченской и Карачаево-Черкесской Республиках имеются утвержденные Планы развития ОЭЗ, в соответствие с которыми данный инструмент стимулирования туризма находит практическое воплощение. Так, в Чеченской Республике ОЭЗ ТРТ была создана в октябре 2013 года в Итум-Калинском районе, на территории которой реализуется инвестиционный проект «Строительство всесезонного горнолыжного курорта «ВЕДУЧИ». При этом руководством Чеченской Республики проводится работа по созданию еще одной ОЭЗ ТРТ в Сунженском муниципальном районе, предполагающей реализацию инвестиционного проекта «Курорт « Серноводск-Кавказский».

Между тем, по состоянию на 31.12.2014 года (см. рис.) статус резидента ОЭЗ в Чеченской Республике имел Д ав Карачаево-Черкесской Республике 7 хозяйствующих субъектов (справочно: на 31.12.2013 года- 1).

При этом по итогам 2014 года на территории ОЭЗ Чеченской Республики не создано ни одного рабочего места, равно как не введено в эксплуатацию ни одного объекта инженерной инфраструктуры. За этот же период объем инвестиций составил около 28 млн. рублей, объем выручки и сумма доходов - 0 млн. рублей, объем бюджетных средств, направленных на финансирование инфраструктуры ОЭЗ, - 103 млн. рублей (частные инвестиции не осуществлялись), объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ, - 4 млн. рублей. Отношение количества туристов, посетивших ОЭЗ ТРТ, к общему количеству туристов, посетивших Чеченскую Республику, составило около 5,7%, а среднегодовая загрузка номерного фонда туристических объектов, созданных резидентами ОЭЗ - 45,9%.

91440-248412000Рисунок - Динамика резидентов особых экономических зон туристско- рекреационного типа [3]

Количественные параметры оценки функционирования ОЭЗ ТРТ в Карачаево-Черкесской Республике за 2014 год характеризуются созданием 111 рабочих мест, введением в эксплуатацию 32 объектов инженерной инфраструктуры. За этот же период объем инвестиций составил 173 млн. рублей, объем выручки и доходы резидентов ОЭЗ - 56 млн. рублей, объем бюджетных средств на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ - 3 533 млн. рублей, объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней, - 11 млн. рублей.

Между тем в ряду ключевых проблем, существенным образом сдерживающих развитие подобного стимулирующего туризм инструментария является оформление земельно-имущественных отношений на территориях ОЭЗ по ряду причин:

на территориях ОЭЗ расположено большое количество объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и земельных участков), по которым отсутствуют сведения о правообладателях;

большинство объектов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах ОЭЗ, не прошли кадастровый учет, в результате чего в государственном кадастре недвижимости отсутствует достоверная информация о прохождении их границ;

отсутствие требований в действующем законодательстве об установлении границ лесных участков на местности при их государственном учете, приводит к сложностям достоверного определения их местоположения;

имеется большое количество земельных участков, на которых государственная собственность не разграничена, что приводит к необходимости проведения дополнительных работ;

отсутствие актуальной картографической информации на территории ОЭЗ [4].

Между тем, чтобы разрешить ныне и избежать в будущем земельноимущественных противоречий, особенно в части спецификации прав собственности и хозяйственного присвоения объектов туристской дестинации, полагаем оправданным использование механизма ЧГП [5].

Таким образом, формирование ОЭЗ в пространстве СКФО находится на начальных этапах и отличается рядом существенных проблем, прежде всего, в сфере земельно-имущественных отношений, однако пионерные проекты, реализуемые в подобном формате демонстрируют конструктивный потенциал особо статусных территорий в развития северо-кавказского туристско-рекреационного комплекса.

Список литературы

Особая экономическая зона в аспекте стратегической перспективы КМВ / П од общей редакцией Б.Я. Гершковича; редактор-составитель О.В. Михайлюк. Научное издание. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - 175 с.

Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон URL.: economy.gov.ru/minec/about/ structure/depOsobEcZone/2015100201

Рейтинг ОЭЗ URL.: economy.gov.ru/minec/resources/91547fc4-5396-4961- 9070-464c0bc78116/+2014+240915 .xls

Медяник Н.В. Сфера природопользование как пространство противоречий экономических интересов регионов Северо-Кавказского федерального округа // Проблемы современной экономики. 2011. №2. С. 297-302.

Тараненко О.Н. Теоретико-методологический базис повышения эффективности института государственно-частного партнерства в системе институционального обеспечения развития региона// Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4-2. С. 155-158.

УДК 656.1


АЛЕРОЕВА МАЛИКА ДАЛАМБЕКОВНА Россия, г .П ятигорск , Северо-Кавказский федеральный университет karabaschewa . sabina [ AT] yandex . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ