СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
####(СибАДИ)
Рассмотрены разнообразные подходы к оценке эффективности грузовых автотранспортных перевозок. Выделены системы показателей, характеризующие эффективность грузовых автомобильных перевозок на основе ресурсного подхода, деления показателей на качественные и количественные, частные и обобщающие.
Транспортный комплекс России обеспечивает существенный вклад в ВВП нашей страны около 10 % (по данным Госкомстата на начало 2015 года). Важным компонентом этого комплекса является грузовой автомобильный транспорт, которым перевозится в среднем до 70 % всех грузов в России [2,3]. И в то же время, эффективность грузовых автомобильных перевозок недостаточно высока. Проблема оценки, повышения эффективности деятельности является одной из важнейших проблем экономики в любые времена. Хозяйственная деятельность как на макро-, так и на микроуровне требует постоянного контроля и соизмерения результатов и затрат. В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными издержками, усилиями, потерями.
Поиск специальной системы показателей, позволит учесть специфику работы транспорта, более полно и объективно оценить эффективность грузовых автомобильных перевозок и найти пути повышения эффективности функционирования всего предприятия.
Рассмотрим подходы различных авторов к вопросу оценки эффективности перевозок. Согласно первому подходу предлагается два основных направления в изучении эффективности грузовых автомобильных перевозок
[1,4]:
направление, учитывающее особенности конструкции. В этом случае эффективность оценивается через приведенные затраты на единицу выполненной транспортной работы, а в затраты включаются расходы на по- грузо-разгрузочные работы и дорожная составляющая;
направление, зависящее от эффективности организации производственных процессов: технической эксплуатации парка и перевозочного процесса. В этом случае эффективность грузовых автомобильных перевозок оценивается через производительность и себестоимость. При оценке эффективности с помощью этих показателей нужно учитывать влияние на них значительного числа субъективных и объективных факторов.
Кроме того, при оценке эффективности перевозок можно делить показатели на качественные и количественные [1]:
к количественным можно отнести производительность транспортных средств, производительность погрузо-разгрузочных машин, затраты на единицу транспортной работы, затраты времени, себестоимость перевозок;
к качественным отнесем своевременность выполнения перевозок, сохранность груза; продолжительность доставки груза, величина потерь груза в пути, величина сверхплановых простоев у клиента, полнота перевозок, экономичность.
В качестве показателей эффективности грузовых автомобильных перевозок рекомендуется также применять приведенные затраты на перевозки, их трудоемкость и энергоемкость [4].
Повышение эффективности может достигаться как за счет экономии текущих затрат, так и за счет лучшего использования имеющегося капитала. Разнообразие ресурсов, используемых в ходе производства транспортной продукции дает возможность разлить показатели, характеризующие эффективность грузовых автомобильных перевозок на четыре группы (таблица 1).
Таблица 1. Показатели эффективности грузовых автомобильных перевозок с учетом эффективности использования ресурсов транспортной организа- ции
Материальные ресурсы
Средства труда
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
Энергоемкость комплекса транспортнотехнологических операций;
Оборачиваемость оборотных средств;
Период оборота оборотных средств;
Материалоемкость (материалоотдача).
Фондоотдача (фондоемкость); -Производительность подвижного состава (часовая);
Производительность подвижного состава (в тонно-километрах на 1 т грузоподъемности в определенный временной промежуток);
Грузооборот;
Объем перевозок;
Общий пробег;
Коэффициенты использования пробега и
грузоподъемности.
Выработка на одного водителя, ткм;
Т рудоемкость комплекса транспортнотехнологических операций и ее составляющая удельная трудоемкость совместных погрузоразгрузочных и транспортных операций;
Чистая прибыль на одного водителя.
Себестоимость транспортной услуги;
Рентабельность перевозок;
Рентабельность производства;
Затратоемкость;
Чистая прибыль;
Капиталоотдача (капиталоемкость;
Плече финансового рычага.
Можно также классифицировать показатели эффективности грузовых автомобильных перевозок исходя из характера получаемой в ходе оценки информации. В этом случае показатели подразделяются на частные и обобщающие (рис. 1).
Рис. 1. Частные и обобщающие показатели эффективности грузовых автомобильных перевозок
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
мероприятия в области транспорта порождают внетранспортный эффект, который проявляется не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Соответственно, оптимальная система показателей эффективности грузовых автомобильных перевозок позволит объективно оценить и в дальнейшем повысить эффективность как отдельного транспортного предприятия, так и транспортной отрасли в целом, что в итоге отразится на результатах функционирования всего народного хозяйства;
полученные результаты могут быть использованы при анализе, диагностике эффективности грузовых автомобильных перевозок, при управлении перевозочным процессом. В зависимости от целей и масштабов исследования можно опираться на ту или иную из предложенных классификаций (подходов);
Эффективность является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов - труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. - при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее изучение может стимулировать улучшение текущей деятельности предприятия, внедрение и функционирование системы контрольных показателей которая поможет повысить производительность труда на 5-10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Таким образом, правильно подобранная система показателей эффективности помогает устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики результатов деятельности в процессе развития транспортного предприятия. Исследование произведено под руководством к.э.н. Стринковской А.С.
Список литературы
Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки : учеб, пособие / А.Э. Горев. - 5-е изд., испр. -М.: Академия, 2008. -288 с.
Стринковская А.С. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды // Архитектура, строительство, транспорт [Электронный ресурс]: Материалы Международной научн о- практической конференции (к 85-летибю ФГБОУ ВПО « СибАДИ»), - Электр, дан. - Омск. СибАДИ. 2015.
Стринковская А.С., Григорьева А.А. Рынок грузовых автотранспортных услуг: проблемы, тенденции //Архитектура, строительство, транспорт [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летибю ФГБОУ ВПО « СибАДИ»), - Электр, дан. - Омск, СибАДИ, 2015.
Туревский, И.С. Автомобильные перевозки: учеб, пособие / И.С. Туревский. - М.: ИНФРА-М. 2009.-224 с.
УДК 336.2
strin - as [ AT] mail . ru
грузовой автомобильный перевозка, эффективность грузовой автомобильный, показатель эффективность грузовой, характеризовать эффективность грузовой, показатель характеризовать эффективность, конференция впый сибасть, практический конференция впый, впый сибасть электра, дан омск сибасть, ресурс материал международный, эффективность грузовой автомобильный перевозка, показатель эффективность грузовой автомобильный, характеризовать эффективность грузовой автомобильный, показатель характеризовать эффективность грузовой, архитектура строительство транспорт электронный, электра дан омск сибасть, электронный ресурс материал международный, автомобильный перевозка учеба пособие, транспорт электронный ресурс материал, строительство транспорт электронный ресурс,