СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июнь
  Июль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Система показателей характеризующих эффективность грузовых автомобильных перевозок


СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

####(СибАДИ)

Рассмотрены разнообразные подходы к оценке эффективности грузовых автотранспортных перевозок. Выделены системы показателей, характеризующие эффективность грузовых автомобильных перевозок на основе ресурсного подхода, деления показателей на качественные и количественные, частные и обобщающие.

Транспортный комплекс России обеспечивает существенный вклад в ВВП нашей страны около 10 % (по данным Госкомстата на начало 2015 года). Важным компонентом этого комплекса является грузовой автомобильный транспорт, которым перевозится в среднем до 70 % всех грузов в России [2,3]. И в то же время, эффективность грузовых автомобильных перевозок недостаточно высока. Проблема оценки, повышения эффективности деятельности является одной из важнейших проблем экономики в любые времена. Хозяйственная деятельность как на макро-, так и на микроуровне требует постоянного контроля и соизмерения результатов и затрат. В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными издержками, усилиями, потерями.

Поиск специальной системы показателей, позволит учесть специфику работы транспорта, более полно и объективно оценить эффективность грузовых автомобильных перевозок и найти пути повышения эффективности функционирования всего предприятия.

Рассмотрим подходы различных авторов к вопросу оценки эффективности перевозок. Согласно первому подходу предлагается два основных направления в изучении эффективности грузовых автомобильных перевозок

[1,4]:

направление, учитывающее особенности конструкции. В этом случае эффективность оценивается через приведенные затраты на единицу выполненной транспортной работы, а в затраты включаются расходы на по- грузо-разгрузочные работы и дорожная составляющая;

направление, зависящее от эффективности организации производственных процессов: технической эксплуатации парка и перевозочного процесса. В этом случае эффективность грузовых автомобильных перевозок оценивается через производительность и себестоимость. При оценке эффективности с помощью этих показателей нужно учитывать влияние на них значительного числа субъективных и объективных факторов.

Кроме того, при оценке эффективности перевозок можно делить показатели на качественные и количественные [1]:

к количественным можно отнести производительность транспортных средств, производительность погрузо-разгрузочных машин, затраты на единицу транспортной работы, затраты времени, себестоимость перевозок;

к качественным отнесем своевременность выполнения перевозок, сохранность груза; продолжительность доставки груза, величина потерь груза в пути, величина сверхплановых простоев у клиента, полнота перевозок, экономичность.

В качестве показателей эффективности грузовых автомобильных перевозок рекомендуется также применять приведенные затраты на перевозки, их трудоемкость и энергоемкость [4].

Повышение эффективности может достигаться как за счет экономии текущих затрат, так и за счет лучшего использования имеющегося капитала. Разнообразие ресурсов, используемых в ходе производства транспортной продукции дает возможность разлить показатели, характеризующие эффективность грузовых автомобильных перевозок на четыре группы (таблица 1).

Таблица 1. Показатели эффективности грузовых автомобильных перевозок с учетом эффективности использования ресурсов транспортной организа- ции

Материальные ресурсы
Средства труда
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
Энергоемкость комплекса транспортнотехнологических операций;
Оборачиваемость оборотных средств;
Период оборота оборотных средств;
Материалоемкость (материалоотдача).
Фондоотдача (фондоемкость); -Производительность подвижного состава (часовая);
Производительность подвижного состава (в тонно-километрах на 1 т грузоподъемности в определенный временной промежуток);
Грузооборот;
Объем перевозок;
Общий пробег;
Коэффициенты использования пробега и
грузоподъемности.
Выработка на одного водителя, ткм;
Т рудоемкость комплекса транспортнотехнологических операций и ее составляющая удельная трудоемкость совместных погрузоразгрузочных и транспортных операций;
Чистая прибыль на одного водителя.
Себестоимость транспортной услуги;
Рентабельность перевозок;
Рентабельность производства;
Затратоемкость;
Чистая прибыль;
Капиталоотдача (капиталоемкость;
Плече финансового рычага.

Можно также классифицировать показатели эффективности грузовых автомобильных перевозок исходя из характера получаемой в ходе оценки информации. В этом случае показатели подразделяются на частные и обобщающие (рис. 1).

Рис. 1. Частные и обобщающие показатели эффективности грузовых автомобильных перевозок

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

мероприятия в области транспорта порождают внетранспортный эффект, который проявляется не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Соответственно, оптимальная система показателей эффективности грузовых автомобильных перевозок позволит объективно оценить и в дальнейшем повысить эффективность как отдельного транспортного предприятия, так и транспортной отрасли в целом, что в итоге отразится на результатах функционирования всего народного хозяйства;

полученные результаты могут быть использованы при анализе, диагностике эффективности грузовых автомобильных перевозок, при управлении перевозочным процессом. В зависимости от целей и масштабов исследования можно опираться на ту или иную из предложенных классификаций (подходов);

Эффективность является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов - труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. - при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее изучение может стимулировать улучшение текущей деятельности предприятия, внедрение и функционирование системы контрольных показателей которая поможет повысить производительность труда на 5-10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Таким образом, правильно подобранная система показателей эффективности помогает устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики результатов деятельности в процессе развития транспортного предприятия. Исследование произведено под руководством к.э.н. Стринковской А.С.

Список литературы

Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки : учеб, пособие / А.Э. Горев. - 5-е изд., испр. -М.: Академия, 2008. -288 с.

Стринковская А.С. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды // Архитектура, строительство, транспорт [Электронный ресурс]: Материалы Международной научн о- практической конференции (к 85-летибю ФГБОУ ВПО « СибАДИ»), - Электр, дан. - Омск. СибАДИ. 2015.

Стринковская А.С., Григорьева А.А. Рынок грузовых автотранспортных услуг: проблемы, тенденции //Архитектура, строительство, транспорт [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летибю ФГБОУ ВПО « СибАДИ»), - Электр, дан. - Омск, СибАДИ, 2015.

Туревский, И.С. Автомобильные перевозки: учеб, пособие / И.С. Туревский. - М.: ИНФРА-М. 2009.-224 с.

УДК 336.2


strin - as [ AT] mail . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ