СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Сентябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Маржинальный анализ: сущность, содержание, возможности проведения


МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

В статье раскрыто содержание маржинального анализа, выявлена роль маржинального анализа в процессе управления предприятием, раскрыты основные элементы анализа. Отражены условия проведения маржинального анализа. Выявлены проблемы проведения маржинального анализа на российских предприятиях.

Управление деятельностью предприятия в условиях рыночных отношений предъявляет повышенные требования к оперативности принятия решений, многовариантному подходу в анализе и прогнозировании развития той или иной ситуации. В этом аспекте широкое применение получил маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношений между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Маржинальный анализ также известен как анализ взаимосвязи «затраты - объем - прибыль», анализ безубыточности, операционный анализ, анализ содействия доходу, cvp-анализ (Cost-Volume-Profit analysis).

Анализ взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли является одним из направлений управленческого анализа [1, с. 109].

Ключевыми элементами маржинального анализа служат порог рентабельности (безубыточности), операционный рычаг, запас финансовой прочности, маржинальный доход.

С помощью маржинального анализа решается широкий спектр аналитических и управленческих задач: планирование и оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности; определение долевого уровня риска; анализ и оценка результатов начального периода функционирования новой организации и (или) прибыльности инвестиций при наращивании капитала; разработка ассортиментной политики организации; выбор оптимального пути выхода из кризиса и т.д. [2, с. 247].

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

зоны безопасности (безубыточности) организации;

безубыточного объема продаж (окупаемости издержек, порога рентабельности) при заданных соотношениях цены, переменных и постоянных затрат;

критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне постоянных и переменных затрат.

Применяется для решения ряда управленческих задач, круг которых связан с определением потенциальных прибылей и убытков, установлением цен продаж на продукцию и возможностью их снижения, решения вопросов об объемах производства/продаж продукции, изменения структуры затрат и ассортиментом продукции и т.д. [3, с. 174].

Маржинальный анализ позволяет обосновать и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. Кроме того, маржинальный анализ позволяет более точно оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и эффективность работы отдельных сегментов предприятия.

Благодаря такому широкому спектру применения, маржинальный анализ является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной прибыли компании.

Вместе с тем при подготовке и проведении маржинального анализа необходимо помнить о принимаемых допущениях. Если их не учитывать, то возможны значительные ошибки и неправильно сделанные выводы.

Разные авторы приводят разные допущения (ограничения) проведения маржинального анализа, например, С.В. Булгакова приводит девять допущений [3, с. 189], К. Друри - шесть допущений [4,с.84-85]. Однако все они единодушны, что основными из них являются нижеперечисленные.

Первое допущение проведения маржинального анализа в том, что объем производства - единственный фактор, который может вызвать изменения затрат и поступлений от реализации продукции. Предполагается, что все переменные, кроме объема производства остаются без изменений. В том

случае, когда на поступления от реализации и затраты оказывают большое влияние и другие параметры, способные существенно меняться, результаты маржинального анализа могут быть существенно искажены.

Другое допущение - возможность проведения маржинального анализа только в краткосрочном периоде.

При долгосрочном планировании компания принимает решения, связанные с объемом производства. Эти решения определяют затраты, связанные с производственными мощностями компании. После того, как эти решения сделаны, изменить их в краткосрочном плане очень сложно. Это происходит, потому что для существенного увеличения или сужения мощности завода требуется достаточно продолжительное время.

Поэтому делается допущение, что в краткосрочном плане некоторые затраты останутся постоянными и на них изменения в объеме производства влиять не будут, в то время как другие составляющие затрат (переменные) в этом случае меняться будут [4, с. 84].

Следующее ограничение заключается в том, что анализ проводится только в том случае, когда производится однородная продукция, либо когда структура ассортимента остается неизменной. В последнем случае при проведении маржинального анализа реализация может быть показана на основе средних поступлений и средних переменных издержек для данного ассортимента продукции.

Если изменения в объеме производства не меняют общего ассортимента выпускаемой продукции, то, скорее всего, постоянные издержки, связанные со сложностью организации производства останутся одинаковыми, но если объем производства остается постоянным, а ассортимент выпускаемой продукции изменится, то постоянные издержки работы вспомогательных подразделений из-за увеличения или уменьшения производственной сложности, в конце концов, также изменятся [4, с. 85].

Повышенное разнообразие выпускаемой продукции вызывает появление дополнительных постоянных издержек, связанных с производственной сложностью. Маржинальный анализ позволяет учитывать постоянные издержки, возникающие из-за разнообразия и сложности продукции текущего ассортимента. Однако данные издержки остаются неизменными до того момента, как разнообразие и сложность не возрастают свыше определенного уровня. Маржинальный анализ не может учесть данных изменений.

Маржинальный анализ проводится только для тех решений, которые принимаются в приемлемом диапазоне объема производства. Вне этого диапазона использование сметных показателей затрат и поступлений будет некорректным.

Следующим условием проведения маржинального анализа является то, что общие затраты и общие поступления являются линейными функциями объема производства. Данное допущение немного упрощает процесс выработки решений, так как не учитывает фактора неопределенности, связанного с условиями производства.

Однако самым важным допущением проведения маржинального анализа, на наш взгляд, является необходимость разделения затрат на постоянные и переменные. Деление затрат на постоянные и переменные помогает прежде всего решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Во-вторых, эта классификация позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить запас финансовой прочности предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений.

Существенно затрудняет применение маржинального анализа на российских предприятиях отсутствие раздельного учета постоянных и переменных затрат, что возможно при применении системы учета «директ- костинг». Соответственно, затраты в таком разрезе не получают отражения в «Отчете о финансовых результатах», который не может выступать источником информации при проведении операционного анализа. Именно по этой причине применение маржинального анализа на российских промышленных предприятиях встречается нечасто. Кроме того, при многономенклатурном производстве возникает проблема разделения переменных затрат общего характера (переменных общепроизводственных затрат) между отдельными видами продукции.

Другой главной причиной медленного и трудного вхождения маржинального анализа в инструментарий экономических служб российских промышленных предприятий является традиционное и преимущественное применение метода калькулирования полной себестоимости. Однако в настоящее время наблюдается положительная тенденция: некоторые российские компании начали использовать один из вариантов «директ-костинга» (об этом свидетельствует списание общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи»),

По-нашему мнению, для повышения эффективности российских предприятий необходимо полностью перейти на систему учета «директ- костинг». Применение маржинального анализа в рамках системы учета «директ-костинг» - самый эффективный способ решить финансовые трудности российских предприятий, вывести неплатежеспособные предприятия из кризисного положения, а платежеспособным предприятиям - добиться более благополучного финансового положения.

Список литературы

Внутренний контроль и аналитическое обеспечение процесса управления: Монография / В.В. Алексеева, Е.А. Бессонова, НА. Грачева, О.Д. Воропаева, С.А. Орлова, ОА. Полищук и др.; Под общей редакцией ЕА. Бессоновой. Курск-Орел: АПЛИТ, 2012-220 с.

Кокин А.С. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / А.С. Кокин, В.Н. Ясенев-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012512 с.

Булгакова С.В. Бухгалтерский управленческий учет : учебное пособие для студентов вузов / С.В. Булгакова; Воронеж, гос. Университет.- Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. университета, 2007. -328 с.

Друри К. Управленческий учет для бизнес решений [Текст]: учебный комплекс для студентов вузов / К. Друри. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 655 с.

Оценка способности организаций обрабатывающих производств к инновационному развитию (на примере организаций машиностроения курской области/ Грачева Н.А., Анисимов А.Ю.// Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 10. С. 39-45.

Оценка внутренних рисков организации в процессе стратегического управления/ Грачева Н.А., Грачева О.А.//Экономический анализ: теория и практика. 2011. №3. С. 40-46.

Рейтинговая оценка финансового состояния и деловой активности компаний производственного сектора экономики/ Грачёва Н.А., Овчаренко Ю.В.// Известия Юго- Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. №1. С. 164-170.

К вопросу о диагностике банкротства организаций/ Грачева Н.А.// В сборнике: Приоритеты системной модернизации России и ее регионов Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2010. С. 332-338.

О методах оценки скрываемых доходов и теневой занятости/ Тарасова Н.А.// Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. № 1.

Оценка непрерывности деятельности организации как условие эффективного стратегического управления/ Грачева Н., Грачева О.// Предпринимательство. 2011. № 2. С. 67-72.

УДК 658


ГРАЧЕВА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА, ДРЮКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА Россия, г. Курск, ЮЗГУ n - a - gracheva [ AT] mail . ru , drjukovalena [AT] rambler . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ