СТАТЬИ АРБИР
 

  2023

  Май
  Июнь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Государственная поддержка инновационной деятельности в кемеровской области


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрены перспективы развития Кемеровской области в инновационном направлении. Проанализировано состояние инновационной сферы региона, исследованы тенденции развития инновационной деятельности на предприятиях, рассмотрены виды государственной поддержки предприятий-субъектов инновационной деятельности.

Кемеровская область - это крупнейший промышленный (угледобывающий) субъект Российской Федерации, самостоятельное научно- техническое, технологическое и техническое обеспечение развития промышленного потенциала которого является вопросом национальной безопасности.

Инновационное развитие региона осуществляется в соответствии со Стратегией инновационного развития РФ до 2020 года и включает комплекс мер по созданию экономики, опирающейся и на модернизированные традиционные сектора, развитую транспортную инфраструктуру, и на отрасли новой экономики - экономики знаний.

Под инновационной деятельностью понимают комплекс научных, организационных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на использование накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги или товары и услуги с новыми качествами.

В сложившейся экономической ситуации необходимо создание инновационной экономики с высоким уровнем развития перерабатывающих производств (таких как углехимия, обогащение руды), что послужит толчком для развития связанных отраслей и инфраструктуры региона. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях санкций западных стран, направленных на экономическую деятельность государства в целом.

Рассмотрим и проанализируем развитие инновационной деятельности Кемеровской области. На протяжении анализируемого периода (2010-2014 года) число организаций, осуществляющих инновационную деятельность, колебалось от 28 до 37, т.е. в 2014 году по сравнению с 2010 годом число организаций выросло на 15,63% и составило 37 организаций. В 2013 году данный показатель принимает минимальное значение - 28 организаций. Наибольший удельный вес в структуре организаций в 2014 году приходится на такой вид деятельности, как приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями -70,27%, а наименьшую долю занимают организации, выполняющие маркетинговые исследования - 2,7%.

Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность, технологические, организационные или маркетинговые инновации в 2014 году составило - 49, что на 6 организаций или на 13,95% больше по сравнению с 2010 годом, что говорит о положительной тенденции развития. Объем инновационных товаров, работ, услуг вырос в 2014 году в 5,5 раз по сравнению с 2010 годом или на 17464,3 млн. руб. Наименьшее значение показатель принимал в 2012 году и составлял 1977,4 млн. руб. Произошло снижение затрат на технологические инновации и затрат, связанных с экологическими инновациями, за анализированный период времени на 30,24% и 26,58% соответственно.

Анализируя внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования в Кемеровской области, можно сделать следующие выводы: сумма затрат в 2014 году составило 1414,8 млн. руб., что на 83,4% больше, чем в 2010 году. Наблюдается рост источников финансирования за счет средств бюджета на 64,9%, а также собственных средств научных организаций на 80,4%. В 2014 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось финансирование за счет средств из внебюджетных фондов на 18,8%, также произошло снижение средств иностранных источников на 26,1%, нельзя не отметить, значительный рост средств организаций предпринимательского сектора в отчетном году в 2,5 раза. С каждым годом растут внутренние затраты на исследования и разработки, так в 2014 году по сравнению с 2010 они выросли в 4 раза. Следует отметить, что 58,66% затрат на технологические инновации в 2014 году приходилось на процессные инновации.

Наибольший удельный вес на протяжении всего анализированного периода времени занимают организации, осуществлявшие технологические инновации, так в 2014 году - 7%. Наименьший удельный вес в 2010-2013 годах занимают организации, осуществлявшие маркетинговые инновации, а в 2014 году - организации, осуществлявшие экологические инновации - 1%.

Отметим, что удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий в 2013 году составил - 2,34%, а в 2009 году - 0,69%, что говорит об увеличении показателей в 3,4 раза. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий в 2013 году составил 0,81% по сравнению с 2009 годом, он вырос на 0,52%.

В 2014 году по сравнению с 2010 годом затраты на технологические инновации снизились на 30,2%. Меньше всего приходятся затрат на маркетинговые инновации: в 2014 году данный показатель составил 4,8 млн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличился на 20%. В 24 раза выросли затраты на организационные инновации в 2014 году по сравнению с 2010 годом.

Кузбасс, экономика которого (как и многих других субъектов РФ) пострадала в результате недавнего кризиса, к настоящему времени преодолела этот этап развития, в инновационной сфере наблюдается оживление.

Кемеровская область выделена в отдельный кластер, где главное направление инновационного развития «Комплексная переработка угля и техногенных отходов».Основополагающим элементом инновационной инфраструктуры является Кузбасский Технопарк, который был создан в рамках государственной программы. В информационном банке технопарка уже собраны инновационные проекты с конкурентным потенциалом и высокой степенью готовности, прошедших через Экспертный совет Технопарка.

В области также разработана инновационная стратегия: «Концепция инновационного развития Кемеровской области на период до 2025 года», которая включает в себя систему целей и задач, разработанную в соответствии с приоритетами государственной политики Российской Федерации, социально-экономического развития Сибирского федерального округа и Кемеровской области. В ходе разработки концепции был проведен анализ текущего состояния инновационного сектора в мире, Российской Федерации и Кемеровской области на основе статистических и эмпирических данных, а также анализ альтернативных сценариев развития инновационного сектора экономики в Кемеровской области. Проработаны механизмы, планируемые к использованию для достижения поставленной цели и перечень первоочередных мероприятий.

Данной программой развития предусмотрены следующие виды государственной поддержки предприятий-субъектов инновационной деятельности:

Финансовые меры поддержки, которые включают субсидии за счет средств областного бюджета для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реализации проектов, субсидии на возмещение затрат, понесенных в связи с осуществлением работ, услуг по развитию инновационной деятельности технопарков в Кемеровской области, а также предоставление субсидий на возмещение затрат по разработке проектной документации, прохождению государственной экспертизы инвестиционных (инновационных) проектов. В числе прочих предоставляются льготы по налогу на имущество организаций, льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет.

Нефинансовые меры поддержки, включающие проведение образовательных мероприятий, семинаров, конференций по развитию инновационной деятельности и участие в образовательных форумах. Проведение конкурсов и отборов инновационных проектов (гранты и целевые премии). Проведение научно-практических конференций, круглых столов по актуальным проблемам, презентаций инновационных проектов и участия предприятий, научных организаций в региональных, всероссийских и международных инновационных выставках и форумах, подготовка и издание презентационной продукции, изготовление и подготовка выставочных стендов инновационных проектов, публикация статей, посвященных инновационной деятельности в Кемеровской области.

К нефинансовым мерам поддержки следует отнести и создание Бизнес- инкубатора в качестве Центра деловых связей, оказывающего консультационные, информационные услуги, техническую поддержку процесса переговоров, предоставление малому и среднему бизнесу помещений, оборудованных для проведения переговоров. Создание и функционирование «Электронного правительства» также способствует развитию инновационной деятельности региона, посредством упрощения процедур.

Прочие виды поддержки, к которым можно отнести создание специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Кузбассе, а также разработка программ и проектов по приоритетным направлениям развития области: долгосрочные целевые программы «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области» и «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области».

Кемеровская область включает следующую систему мероприятий:

совершенствование действующего законодательства в сфере поддержки инновационной деятельности на территории Кемеровской области;

создание технопарка в сфере высоких технологий, что способствует созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности в Кемеровской области;

государственная поддержка инновационной деятельности на территории Кемеровской области;

проведение инновационно-образовательных мероприятий, конференций, семинаров по развитию инновационной деятельности и участие во всероссийских образовательных форумах;

организация научно-практических конференций, круглых столов по актуальным проблемам развития инновационной деятельности, презентаций инновационных проектов и участия предприятий, научных организаций

Кемеровской области в региональных, всероссийских и международных инновационных выставках и форумах.

Таким образом, инновационная деятельность региона, в первую очередь, должна быть направлена на развитие отраслей специализации региона, что позволит, в свою очередь, развивать экономику Кузбасса, а высокая инновационная активность является основополагающим фактором для повышения инвестиционной привлекательности региона для частных инвесторов.

Список литературы

Волков, М.В. Освоение инноваций в сельском хозяйстве региона на примере Сибирского Федерального округа / М.В. Волков, И.А. Никитин, Т.С. Самоцветова // Инновации в сельском хозяйстве. 2015. № 5 (15).

Межевич, К.О. К вопросу о развитии инновационной деятельности в Кемеровской области / Т.С. Самоцветова, К.О. Межевич // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сб. статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 106-109.

Пономарева А.А. Инновационное развитие АПК - залог продовольственной безопасности региона / А.А. Пономарева, Т.С. Самоцветова, // Инновационные технологии и технические средства для АПК: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов / под общей редакцией Н.И. Бухтоярова, Н.М. Дерканосовой, А.В. Дедова. Воронеж, 2015. С. 24-30.

Самоцветова, Т.С. Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области / Т.С. Самоцветова, Е.В. Багирова // в сборнике: Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономики Материалы IXV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 431-436.

Самоцветова, Т.С. Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Кемеровской области / Т.С. Самоцветова, Е.В. Багирова, Г.В. Лазарева // Тенденции сельскохозяйственного производства в современной России. - сб. материалов XIII Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 188-193.

УДК 338.431.2


БУЛАТОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА Россия, Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт moyaposta 20 1 6[ AT] yandex . ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ