СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Концептуальные основы саморегулирования на российском рынке аудиторских услуг


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

Аннотация: в статье рассматривается правовое обеспечение саморегулирования и проводится анализ особенностей саморегулирования в аудиторской деятельности.

Ключевые слова: саморегулирование, аудиторская деятельность, саморегулируемые организации аудиторов, правовое обеспечение саморегулирования, качество аудиторских услуг

В последнее время вопросы саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности являются весьма актуальными. И это оправданно, так как законодательство, регулирующее названные общественные отношения, динамично изменяется, а практика его применения является достаточно противоречивой. При этом необходимо отметить расширение сферы саморегулирования за счет включения в нее новых видов деятельности, что влечет за собой появление новых законодательных положений, определяющих правила саморегулирования различных сфер экономики. Формирование стройной системы правового обеспечения саморегулирования на сегодняшний день невозможно без выработки единой теории саморегулирования.

Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» называет одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности создание благоприятных условий для свободы предпринимательства и развития конкуренции, в частности развитие механизма саморегулирования предпринимательского сообщества [5]. Механизм саморегулирования предполагает передачу профессиональному сообществу части функций государственного регулирования, что, в свою очередь, приведет к снижению административных барьеров и развитию предпринимательской деятельности [3].

Рассмотрим правовые основы саморегулирования в Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ определяет гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ устанавливает правовое положение саморегулируемых организаций. Но особое место занимает Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ [1], который рассмотрим более детально.

Саморегулирование представляет собой самостоятельную и инициативную деятельность, осуществляемую субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, предполагающую разработку стандартов и правил указанной деятельности, а также проведение контроля за их соблюдением. Именно в таком контексте рассматривает данную категорию Федеральный закон № 315-ФЗ.

Необходимо отметить, что Россия всегда славилась традициями объединения субъектов экономической деятельности в профессиональные сообщества, деятельность которых не имела единого правового регулирования и отличались элементами организационного построения [4]. А так как объединение в профессиональные сообщества носило добровольный характер, это не вызывало каких-то особых сложностей в практической реализации. Но Федеральный закон № 315-ФЗ [1], внесший обязательность саморегулирования, потребовал создания стройной системы правового обеспечения. Саморегулирование, заменив собой лицензирование отдельных видов деятельности, потребовало выработки единых подходов в отношении установления требований к таким организациям.

Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определяют нормы специального законодательства, включающего: Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307- ФЗ, «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ, «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ и др.

Но также необходимо отметить ограниченность сферы действия Федерального закона № 315-ФЗ. Так, он не распространяет свое действие на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Правовые основы деятельности таких саморегулируемых организаций определяются федеральными законами «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ, «О жилищных накопительных кооперативах» от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ и др.

Таким образом, правовой режим саморегулирования включает:

общий режим саморегулирования, который определен Федеральным законом № 315-ФЗ;

специальный режим саморегулирования, в рамках которого правовое обеспечение саморегулирования осуществляется Федеральным законом № 315-ФЗ с особенностями, установленными специальным законодательством, либо только специальным законодательством.

Являясь некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза), саморегулируемая организация обладает исключительной правоспособностью. Но при этом она приобретает особый публично-правовой статус путем внесения в специальный реестр сведений о ней при условии соответствия ее установленным законодательством требованиям. Таким образом, правовая природа саморегулируемых организаций специфична, так как в ней присутствует сочетание публичных и частных правовых начал.

В числе первых субъектов, перешедших к саморегулированию, выступают арбитражные управляющие и оценщики. В 2009 году аналогичные изменения произошли и в аудиторской деятельности. Вступивший в силу федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ [2] ввел для участников рынка аудиторских услуг обязательное членство в саморегулируемых организациях аудиторов и отменил лицензирование.

Переход на саморегулирование инициировал соответствующие изменения и в нормативном регулировании аудита и способствует развитию данного вида деятельности, что в конечном итоге оказывает влияние на качество оказываемых услуг.

Фундаментальные основы к успешному переходу к саморегулированию заложила активная организационная и методологическая работа аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые предшествовали саморегулируемым организациям аудиторов.

Об эффективности процесса саморегулирования свидетельствуют следующие аспекты:

деятельность саморегулируемых организаций аудиторов оказала значительное влияние на дальнейшее развитие и совершенствование нормативного регулирования данной сферы деятельности в России;

в рамках саморегулируемых организаций аудиторов выстроена четкая система внешнего контроля качества за деятельностью участников рынка аудиторских услуг, способствующая повышению качества их работы.

Однако, существуют определенные трудности и проблемы в связи с переходом аудиторской деятельности к саморегулированию, связанные с автоматизацией процесса ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, функционированием системы повышения квалификации аудиторов, формированием внутренних регламентов каждой саморегулируемой организации, механизмом аттестации, вызывающим массу нареканий со стороны аудиторского сообщества, порядком перехода на международные стандарты аудита и т. д.

На сегодняшний день на территории России осуществляют деятельность следующие саморегулируемые организации аудиторов:

Аудиторская палата России;

Институт профессиональных аудиторов;

Российская коллегия аудиторов;

Аудиторская ассоциация «Содружество»;

Московская аудиторская палата.

В таблице 1 представлена информация о численности членов данных саморегулируемых организаций аудиторов [6].

С 1 января 2017 г. установлены новые требования к численности членов саморегулируемых организаций аудиторов: не менее 10000 физических лиц и не менее 2000 коммерческих организаций [2]. Таким образом, к 2017 году на рынке аудиторских услуг количество саморегулируемых организаций аудиторов может существенно снизиться, что приведет к ограничению конкуренции в данной сфере деятельности, возникновению для входа на рынок новых участников определенных административных барьеров.

Таблица 1 - Численность членов саморегулируемых организаций аудиторов

С аморегулнруемые организации аудиторов
2009г.
2010г.
2011г.
2012г.
2013г.
2014г.
Аудиторская палата России
1046
1161
1 107
105 6
992
921
Институт профессиональных
аудиторов
255
29 8
298
346
317
295
Российская коллегия аудиторов
534
769
777
885
878
84 7
Аудиторе к ая ас с оц нация
«Содружество»
397
722
75 2
1310
13 43
1334
Московская аудиторская палата
818
1087
1069
123 6
1196
1108

В условиях формирования инновационного типа социально-экономического развития и общественной значимости аудиторской деятельности саморегулирование является оптимальной моделью. Это подтверждает и мировой опыт развития саморегулирования, доказывая его эффективность.

В рамках функционирующих на сегодняшний день в России саморегулируемых организаций накоплен определенный интеллектуальный капитал, который целесообразно использовать для решения существующих проблем и дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности, повышения общественной значимости профессии [7].

В настоящее время саморегулируемые организации аудиторов заняты решением организационных вопросов по переходу своих членов в другие саморегулируемые организации, а в дальнейшем будут решать вопросы, связанные с созданием новой системы регулирования деятельности в рамках новой саморегулируемой организации аудиторов, формированием внутренних регламентов деятельности.

В заключение следует отметить, что саморегулирование необходимо рассматривать как комплексный правовой институт предпринимательского права, включающий в себя нормы, регулирующие частные и публичные отношения. Правовое обеспечение саморегулирования в дальнейшем должно строиться на тесном сочетании как императивных, так и диспозитивных начал с применением публично-правовых и частноправовых средств воздействия на деятельность субъектов. Только концепция саморегулирования, построенная на сочетании частных и публичных начал, позволит достичь целей рассматриваемого правового института, устранив избыточное государственное регулирование, при этом обеспечив интересы как предпринимателей, так и потребителей [6]. Необходимо обеспечить унификацию и стандартизацию требований к институту саморегулирования. Задача науки видится в выработке концептуальных начал саморегулирования с их регламентацией в общем и специальном законодательстве при условии четкого установления соотношения общих и специальных норм.

Для защиты интересов всех пользователей финансовой отчетности и обеспечения экономической безопасности страны необходимо ужесточать требования к уровню качества аудита, а также проводить мероприятия по повышению роли аудита и аудиторского заключения для внешних пользователей финансовой отчетности. Эффективное решение данной задачи возможно только в условиях развития модели саморегулирования, в соответствии с которой для развития свободы предпринимательства и конкуренции предполагается наличие нескольких саморегулируемых организаций.

Следовательно, для дальнейшего повышения качества оказываемых аудиторских услуг важно не сокращать количество действующих саморегулируемых организаций аудиторов, а направить весь накопленный потенциал и опыт на дальнейшее совершенствование и развитие аудиторской деятельности, повышение общественной значимости данной профессии.

Литература

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014).

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014).

Арабян К.К. Российский аудит в условиях инновационного типа социально-экономического развития // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 4.

Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемая организация - организационно-правовая форма партнерства бизнеса и государства // Юрист. - 2014. - № 20.

Инновационная деятельность в России: стратегические направления и механизмы. Коллективная монография. - М.: Издательство «Научный консультант», 2015. - 224 с.

Попова О.В. Арабян К.К. Перспективы саморегулирования и дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Аудитор. - 2015. - № 6.

Чая В.Т. Концептуальные основы развития аудиторской деятельности: задачи и некоторые решения // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 41.


Шарова Светлана Владимировна, к.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ