СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Методические аспекты прогнозирования финансовой устойчивости предприятия


МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена исследованию методических аспектов прогнозирования показателей финансовой устойчивости экономических субъектов; охарактеризованы существующие методы и приемы прогнозирования финансовой устойчивости предприятия; изложены основные этапы прогнозирования показателей финансовой отчетности.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, метод, прогнозирование, финансовая отчетность, активы, пассивы, финансовый анализ

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Финансовая устойчивость организации представляет собой пространственные и временные тенденции функционирования финансового механизма организации, вызванные стабильностью (нестабильностью) экономического (хозяйственного) развития, т. е. вектор, показывающий направления поступательного развития предприятия на различных этапах жизненного цикла в зависимости от уровня организации его финансов. Финансовая устойчивость - обширная экономическая категория, характеризующая все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. Значение финансовой устойчивости предприятия как экономической категории заключается в обеспечении стабильности организации и функционирования финансовых механизмов хозяйствующего субъекта и контрагентов внутренней и внешней среды его деятельности.

Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих финансовых событий или результатов деятельности организации. Пользователи финансовой отчетности ставят перед собой задачу провести анализ состояния предприятия и на его основе сделать выводы о направлениях своей деятельности по отношению к предприятию в ближайшей или долгосрочной перспективе. Поэтому для всех этих лиц наибольший интерес будет представлять будущее (прогнозное) финансовое состояние предприятия. Это объясняет чрезвычайную важность задачи определения прогнозного финансового состояния предприятия и актуальность вопросов, связанных с разработкой новых и улучшением существующих методов такого прогнозирования.

Актуальность задач, связанных с прогнозированием финансовой устойчивости предприятия, отражена в одном из определений финансового анализа, согласно которому финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности [1]. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее.

Методы анализа и прогнозирования финансовой устойчивости организации представляют собой логико-экономический, экономико-математический и прочий инструментарий, использование которого позволяет на основе разработанных методик производить различного рода действия над собранными исходными данными с получением (извлечением) определенных искомых результатов, позволяющих дать количественную и (или) качественную ретроспективную и (или) перспективную оценку финансовой устойчивости объекта анализа. Аналитик в целях предупреждения неточности результатов анализа и прогнозирования финансовой устойчивости организации и, следовательно, стратегически неверных управленческих решений должен на необходимом и достаточном уровне владеть методологией экономического анализа, применяя в аналитических процедурах существующие разработанные методики.

Совокупность логических методов обработки информации, экономикоматематических методов и других диалектических способов и приемов экономического анализа реализуется посредством количественных, качественных и универсальных методов и приемов. К количественным методам экономического анализа относят совокупность методов и приемов, результатом применения которых является численная (количественная) оценка анализируемого объекта (результаты факторного анализа показателей, расчет средних величин и др.). К качественным методам экономического анализа относят совокупность методов и приемов, результатом применения которых является нечисленная (качественная) оценка анализируемого объекта (трехмерный показатель финансовой устойчивости, Z-счет Альтмана, система Бивера и др.). К универсальным (количественно-качественным) методам экономического анализа относят совокупность методов и приемов, результатом применения которых является как количественная, так и качественная оценка анализируемого объекта (рентабельность продаж и др.).

В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций методы прогнозирования делятся на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные методы базируются на интуиции и мнениях специалистов и экспертов.

Метод экспертных оценок базируется на оценках высококвалифицированных специалистов, обработке их мнений о прогнозируемом объекте. Чаще всего он применяется в условиях большой неопределенности, отсутствия достоверной информации, в экстремальных условиях.

В зависимости от формы работы с экспертами различают индивидуальные и коллективные методы экспертизы. Индивидуальные методы экспертизы предусматривают персональную работу с каждым экспертом и получение частного, предварительно не согласованного с другими заключение эксперта. Коллективная экспертиза предусматривает сбор и обобщение мнений группы экспертов в систематизированном виде.

К объективным методам относятся стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Они базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Это трендовое прогнозирование, метод доли от выручки, статистические методы[2].

Стохастические методы можно разделить на три типовые группы.

Первая ситуация (наличие временного ряда)встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионных зависимостей.

Вторая ситуация (наличие пространственной совокупности) имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.

Третья ситуация (наличие пространственно-временной совокупности) имеет место в том случае, когда: ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов; аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающиеся по экономической природе и их динамике. Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой значения тех же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты.

Также выделяют детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Основными критериями при оценке эффективности модели, используемой в прогнозировании, служат точность прогноза и полнота представления будущего финансового состояния предприятия.

Все приемы также можно разделить на общетеоретические, используемые практически во всех областях прогностики, и специальные, наиболее эффективные для конкретной области прогнозирования^].

К общетеоретическим подходам относятся те известные инструменты общей теории познания, которые можно активно использовать для получения опережающих, прогностических утверждений, а к специальным - такие приемы, как алгоритмический, эвристический, эталонный, сценарный и т. д.

Неотъемлемой частью прогнозирования финансовой устойчивости организации является построение прогнозных форм отчетности. Необходимость одновременного построения прогнозов по обеим формам обусловлена тем, что отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и финансовых результатов, а конечной целью - расчет прогнозной величины активов и пассивов баланса. Исходным пунктом любого из методов прогнозирования является признание факта некоторой преемственности изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому, в общем случае, перспективный анализ финансового состояния предприятия представляет собой изучение его финансово-хозяйственной деятельности с целью определения финансового состояния этого предприятия в будущем[3].

По набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:

методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость;

методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия.

Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм.

Самим распространенным методом, применяемым при составлении прогнозных форм, являются метод процента от продаж. В основе лежит предположение, что значение большинства статей баланса устанавливается в процентах к объему продаж. При этом, однако, могут иметь место показатели (статьи), которые не обязательно связаны с объемами продаж указанной зависимостью, а определяются некоторыми иными условиями, что требует дополнительных обоснований при расчете их прогнозного уровня[4].

При прогнозировании показателей статей отчетности осуществляется построение регрессионной динамической модели (линейной формы тренда).

Для выражения ряда динамики используется уравнение прямой:

Y= a0 + a ti, (1)

где ti - период анализируемого периода

a0 и a1 - параметры уравнения.

Подставляя в данное уравнение последовательно значения t, находят прогнозные значения показателя.

Данный способ предполагает использование системы двух нормальных уравнений для нахождения параметров а0 и a1:

aon+ ai Jt=Jy,

aoZt+ аЛ? =%yt, (2)

где y - значение результатирующего показателя;

n - количество лет в анализируемом периоде;

t - время.

Для решения системы применяют способ определителей:

ao = ОуЛ2 - Zyt£t): (njt2 -ЛЛ); (3)

ai = (n^t -ЛУЛУ (nYf -ЛЛ). (4)

Вначале необходимо осуществить прогнозирование статей актива баланса. При построении прогнозного баланса определяют те статьи актива, которые изменяются вместе с изменением объема продаж, и рассчитывают их прогнозную величину по проценту от продаж. Прежде всего, это оборотные средства (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства).

При использовании метода «процент от продаж» исходят из допущения, что текущие уровни всех оборотных активов оптимальны (или как минимум, приемлемы) для текущих объемов продаж.

В отношении прогнозной величины внеоборотных активов могут возникнуть следующие ситуации:

- предприятие имеет резервы неиспользуемых основных средств (производственные мощности достаточны для «освоения» возросших прогнозных объемов производства и продаж), поэтому в прогнозируемом периоде их увеличение не планируется. Как правило, редко предусматривается в прогнозе и увеличение нематериальных активов;

вследствие ограниченности финансовых ресурсов предприятие не осуществляет расширения основных средств и других внеоборотных активов, в прогнозном балансе их прирост также не предполагается. В такой ситуации основная задача состоит больше в том, чтобы оценить реальные возможности предприятия по достижению прогнозных объемов продаж, когда, например, объем продаж на последнюю отчетную дату достиг максимально возможного уровня при имеющихся производственных мощностях.

Отследить такую ситуацию внешнему аналитику практически невозможно, но в рамках внутреннего анализа она вполне разрешима - либо путем корректировки прогнозируемой выручки, либо другими возможными решениями в части основных средств (аренда основных средств):

предприятие осуществляет расширенное воспроизводство основных средств для увеличения объема продаж. В этом случае прогнозируемая величина иммобилизованных средств может быть получена на основании бизнес-плана организации;

перенос внеоборотных активов баланса последнего отчетного периода в прогнозный баланс в полной фактической их сумме - в ситуация прогнозируемого снижения объемов продаж.

В любой из этих возможных ситуаций величину внеоборотных активов в прогнозном балансе нужно уменьшить на сумму амортизации.

Далее необходимо осуществить прогнозирование пассивных статей баланса.

На данном этапе:

переносят из баланса прошлого периода в прогнозный баланс неизменяемые статьи пассива (те, которые не изменятся). Как правило, это статьи собственного капитала без учета нераспределенной прибыли (статью «Резервный капитал» здесь можно считать неизменной, поскольку возможная сумма пополнения его в прогнозном периоде содержится в нераспределенной прибыли).

Собственный (уставный) капитал может быть увеличен за счет внешних источников.

Если эта величина известна заранее, то ее следует отразить в прогнозном балансе [5]:

определяют величину нераспределенной (накопленной) прибили на конец прогнозного периода путем суммирования нераспределенной прибыли, числящейся в балансе на конец последнего отчетного периода, и прогнозной величины чистой (нераспределенной) прибыли;

рассчитывают итоговую величину собственного капитала как сумму неизменяемых его статей и общей прогнозной величины нераспределенной прибыли;

вычисляют величину долгосрочного заемного капитала на основании динамики изменения соответствующих статей баланса. Если величина долгосрочного заемного капитала за анализируемый период относительно стабильна, а иной внутренней информацией на этот счет аналитик не располагает, то его размер в прогнозе может быть сохранен неизменным - на уровне последнего отчетного периода;

устанавливают прогнозную величину кредиторской задолженности по аналогии с дебиторской (оборотными средствами в целом), а именно в процентах от продаж.

Суммированием прогнозных значений собственного капитала, долгосрочного заемного капитала и кредиторской задолженности получают промежуточную итоговую величину, отражающую сумму «обеспеченных» источников финансирования.

При этом могут возникнуть следующие ситуации [6]:

превышение пассивов над активами, которое указывает на избыток источников и возможность: расширения масштабов деятельности организации. В этом случае на сумму разницы можно увеличить активы (те из них, потребность которых выше), снижения кредиторской задолженности. Сокращение кредиторской задолженности приведет и к повышению ликвидности прогнозного баланса, повышения нормы распределения чистой прибыли на дивиденды либо выплат материального поощрения работникам по итогам года;

превышение активов над пассивами, которое свидетельствует о потребности в дополнительных источниках финансирования. На полученную сумму дефицита капитала в прогнозном балансе должны быть определены источники его покрытия, а имении: кредиты всех видов, прежде всего краткосрочные кредиты, возможное увеличение собственного капитала засчет выпуска дополнительных акций и др.

На этой основе можно осуществить определение прогнозных значений коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость организации. На базе прогнозных форм отчетности рассчитываются наиболее распространенным коэффициентам финансовой устойчивости: коэффициенты автономии, зависимости, финансовой устойчивости, финансирования, коэффициент финансового левериджа, маневренности собственного капитала, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности запасов собственными источниками, постоянного актива.

Авторы считают, что в целом, методики прогнозирования содержат довольно много предположений и допущений. Они предназначены для формирования предварительных оценок, предсказаний о возможной финансовой устойчивости организации в определенной перспективе. Для внешних аналитиков рассмотренный нами метод построения прогнозного баланса является наиболее доступным и позволяет сформировать в целом достаточные выводы о прогнозируемой величине активов и капитала организации.

Литература

Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: учебно-практич. пособие. - М.: Изд-во «Фин-пресс», 2006. - 208 с.

Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 260 с.

Филобокова Л.Ю. Неформальные методы прогнозирования финансовой устойчивости малых предприятий // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - №9. - С. 18.

Павлова И.А. Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости организации с учетом жизненного цикла на основе интегрального показателя // Финансы и кредит. - 2007. - №23. - С. 71.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / Г.В. Савицкая - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2007. -425 с.

Музалев С.В. Анализ действующих методик и прогнозирование финансового состояния организаций // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - №24. - С. 62.


Фролова Любовь Николаевна, магистрантка Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ